ПОИСК
Здоров'я та медицина

«Как ты ходишь? У тебя же кость может поломаться в любой момент!»

21:35 21 липня 2011
Донецкие хирурги провели уникальную операцию, одновременно заменив пациенту сразу два пораженных опухолью сустава — тазобедренный и коленный. Автор комплекса эндопротезов — директор Донецкого института травматологии и ортопедии Владимир Климовицкий.

 — Стоять я могу уже и без костылей, но врачи рекомендуют пока ограничить нагрузку на кости, разрабатывать ногу постепенно, — говорит 51-летний житель Донецкой области Сергей Нагула (фото). — Надеюсь, что скоро начну ходить, а потом снова сяду за руль автомобиля.

Сергей Нагула почти полтора десятка лет водил большегрузные машины. Затем 18 лет отработал в шахте. В марте прошлого года он вышел на пенсию и вскоре почувствовал покалывание в бедре. Бывший горняк, привыкший к тяжелому труду и микротравмам, долго терпел, надеясь, что само пройдет. Но боль усиливалась. Спустя месяц Сергей уже едва мог стать на правую ногу. В июне минувшего года он обратился в больницу по месту жительства. Врач, увидев рентгеновский снимок, забил тревогу: «Как ты ходишь? У тебя же кость может поломаться в любой момент!» Обследование в Донецком научно-исследовательском институте ортопедии и травматологии показало, что тазобедренный сустав поражен метастазами злокачественной опухоли, расположенной в почке. Почку пациенту прооперировали в Харькове. А в сентябре ему удалили верхнюю треть пораженной бедренной кости, заменив ее специальным эндопротезом немецкого производства. Однако первая операция не дала устойчивого положительного результата: опухоль прогрессировала, патологические изменения коснулись коленного сустава.

 — С первым протезом я почти не поднимался с кровати, боль в колене не давала мне встать на ноги, — вспоминает Сергей Нагула.

 — У пациента была поражена почти вся бедренная кость, то есть у человека в ноге отсутствовала опора, — рассказывает главный врач Донецкого института травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Владимир Климовицкий (на фото справа). — Только замена титановыми энедопротезами двух суставов, пораженных патологическим процессом в кости, могла сохранить пациенту ногу и вернуть ему возможность ходить.

РЕКЛАМА

Лет 20 назад человеку с таким поражением предлагали лишь ампутацию конечности (или части таза). Теперь, по словам Владимира Климовицкого, повсеместно стараются делать органосберегающие операции. Вместо пораженных болезнью суставов ставят модульные эндопротезы. Но, как правило, в ходе хирургического вмешательства заменяют только один сустав. В порядке эксперимента донецкие медики первыми в Украине решились на то, чтобы заменить сразу два фрагмента кости искусственными приспособлениями. Для этого в правую ногу пациента был «внедрен» целый комплекс эндопротезов: тазобедренный сустав, диафиз (средняя часть) бедра и коленный сустав.

 — Пациенту фактически создали искусственное бедро, к которому с помощью специальной сетки прикрепили мышцы, — говорит Владимир Климовицкий, руководивший этой операцией (он является автором особой конструкции эндопротеза, установленного Сергею Нагуле). — А часть сохранившейся бедренной кости больного укрепили титановым штифтом, вставив его вовнутрь и соединив таким образом между собой оба протеза. Мы вернули мужчине не только возможность опираться на ногу, но и способность двигаться: он может сгибать и разгибать колено.

РЕКЛАМА

По словам собеседника, можно было бы полностью заменить кость, но врач всегда старается оставить пациенту все, что можно сберечь. Ведь чем меньше травма для организма, тем короче путь к восстановлению после хирургического вмешательства.

В их институте производят около 500 операций в год по замене суставов. Среди пациентов есть даже 97-летняя женщина. Бабушка, едва получив новый эндопротез, заявила, что стоит на ногах уверенно и вскоре планирует вернуться к работе на своем огороде.

РЕКЛАМА

«Индивидуальные протезы мы изготавливаем в течение недели, они в несколько раз дешевле импортных»

Операция по комплексной замене суставов Сергею Нагуле требовала усилий большой бригады высококлассных специалистов: анестезиологов, реаниматологов, ортопедов- травматологов, пластических хирургов. Они выявили и удалили участки костей и мышц, пораженные опухолью, а затем закрыли операционную полость. Дежурили рядом и сосудистые хирурги, готовые вмешаться в ситуацию в случае осложнений.

 — Протезы для Сергея Нагулы были изготовлены индивидуально, по снимкам, сделанным в нашем институте на компьютерном томографе, который дает трехмерное изображение, — говорит заведующий отделением костной патологии Донецкого института травматологии и ортопедии Евгений Чирах (фото). — Безусловно, при одновременной замене сразу двух сегментов был определенный риск того, что протезы не состыкуются. Но, к счастью, все прошло благополучно.

Как рассказал Владимир Климовицкий, для таких операций протезы суставов чаще всего заказывают у заграничных производителей. Но в этот раз по заказу донецких медиков протезы тазобедренного и коленного суставов сделали на предприятии в городе Енакиево Донецкой области. Там же изготовили и соединительный титановый штифт.

 — Такой комплекс можно сделать в течение одной недели (от момента поступления на предприятие заказа и снимков), — рассказывает Владимир Климовицкий. — Изготавливают его на базе предприятия, которое работало по технологиям для космических программ. Могу сказать, что эти протезы по качеству не хуже импортных аналогов, а обходятся в несколько раз дешевле. Если аналогичный импортный комплекс эндопротезов стоил бы примерно сто тысяч гривен, то наш — 16 тысяч.

В планах Донецкого института травматологии и ортопедии производить детали и для эндопротезов — по типу конструктора «Лего», — из которых в дальнейшем можно будет собрать искусственный сустав по индивидуальному заказу. Кроме того, ведется научная работа и по созданию «растущих» телескопических эндопротезов для детей. Такой протез позволит маленькому пациенту, которому потребовалось заменить собственную кость, долгое время избегать оперативного вмешательства.

Сергея Нагулу выписали домой спустя две недели после операции, порекомендовав постепенно увеличивать нагрузку на прооперированную ногу. Пока он передвигается на костылях. Но, по прогнозам лечащего врача Евгения Чираха, больной уже скоро сможет ходить с помощью тросточки, а по мере восстановления обойдется и без нее.

 — О том, что мне заменили сразу два сустава, напоминает лишь шов, который остался после операции, — говорит Сергей Нагула. — Тяжести или инородного тела в ноге я практически не чувствую. Если бы не знал, что в ноге «железо», то никогда бы и не догадался об этом.

Фото автора

1924

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів