Ольга Сумская: «Ради новой роли соглашусь побрить голову наголо и похудеть на десять килограммов»
Накануне своего юбилея Ольга Сумская с мужем и детьми отправилась в Турцию. В одном из роскошных отелей Средиземноморья она отдыхала, заканчивала работу над очередной книгой (теперь уже о красоте) и размышляла. Став известной в 20 с небольшим, сыграв красавицу Роксолану, родив двоих детей, сегодня она чувствует себя совершенно счастливой. Несмотря на то, что несколько лет назад ей пришлось уйти из родного Театра имени Леси Украинки, которому отдала без малого 19 лет! Сумская по-прежнему востребована в кино, на телевидении, а театр превратился для нее в работу в антрепризах. Она мечтает о большом собственном доме у озера и говорит, что таки воплотит эту идею в жизнь вместе с супругом Виталием Борисюком. А еще Сумской очень хочется открыть собственный театр, и она уверена, что это желание вполне осуществимо…
«В детстве я была гадким утенком, меня называли Батискафом»
— Народная мудрость гласит: «В 45 баба ягодка опять…»
— Может, эти слова кому-то и не нравятся, но для меня звучат вполне обнадеживающе. Более того, меня эта мудрость стимулирует. Приятно, если и в 60 я буду бабой ягодкой.
— Ты никогда не скрывала свой возраст.
— А смысл? Все равно об этом напишут или скажут за меня. Если раньше советские актрисы тщательно скрывали свои годы, меняя даже дату рождения в паспорте, то сейчас в прессе бывают идиотские приписочки с указанием возраста в скобках. Мол, чтобы народ не забывал, сколько тебе стукнуло. Хотя я совершенно свободно говорю о своем возрасте.
*Находящейся в замечательной физической форме Ольге незачем скрывать свой возраст. Она этого никогда и не делала
— Наверное, приятно слышать комплименты в свой адрес? На 45 ты явно не тянешь.
— Профессия актрисы обязывает выглядеть хорошо. Есть ли у меня свои секреты? Как у каждой женщины, конечно, имеются. Все они вошли в мою новую книгу «Секреты красоты», которая вот-вот увидит свет. Я работала над ней целый год, перерыла все домашние архивы — мамины записи и рецепты бабушек. Муж Виталий Борисюк все время подкалывает, говорит, что я, как Плюшкин, все храню. Но, видимо, я чувствовала, что мне это пригодится. Подобная история произошла и с кулинарными рецептами, которые все до единого вошли в мою книгу о вкусной и полезной пище. Что касается самого главного рецепта красоты, то для всех женщин он один — любить себя!
— Знаменитая Анна Маньяни говорила: «Я ни за что не расстанусь ни с одной из своих морщин: они слишком дорого мне достались…»
— А вот мне принимать свои морщины ну никак не хочется. Снимаясь в роли старенькой игуменьи Агаты в сериале «Я тебя никогда не забуду», пришлось накладывать на лицо слой латекса, чтобы соответствовать 75-летнему возрасту героини. Как только решилась на подобное, сама не знаю! Экзекуция жуткая, лицо после этого, как сморчок становится. Но чего только не сделает артистка ради хорошей роли. Вот недавно Оксану Байрак встретила. «Сумская, ты обреешь голову наголо для одной классной роли?» — спрашивает она. «А что за роль?» — «Есть идея снять фильм о Бабьем Яре, только надо состричь волосы и похудеть на 20 килограммов». — «О чем речь, все сделаю, как скажешь», — отрапортовала я. Правда, что касается килограммов, мы с Оксаной сошлись на десяти. А в отношении морщин я вспоминаю блистательную француженку Анни Жирардо, которая никогда ничего не делала со своим лицом и была совершенно убедительна в любых ролях. Другая известная актриса Катрин Денев, что бы ни говорили, пользовалась услугами пластического хирурга. Мне всегда было интересно, почему у одних это очень заметно, а другие будто просто помолодели. Если уж я и решусь на серьезную «рихтовку», то сто раз подумаю перед тем, как ложиться под нож. По крайней мере, пока обхожусь домашними процедурами и походами в салон красоты. Ну и гены, конечно, помогают. Они в нашем роду сильные.
— Похоже, с рождения у тебя не было особого выбора, какую профессию выбрать.
— Я выросла за кулисами Театра имени Марии Заньковецкой во Львове. Там играли мои папа и мама. Недавно подсчитала, что наша актерская династия, включая творческий стаж моей сестры Наташи, меня и родителей, составляет почти 130 лет! Свою первую роль я сыграла лет в пять. Это был какой-то незначительный выход на сцену в одном из спектаклей Театра имени Заньковецкой. Признаться, ни тогда, ни позже я не представляла себя в роли роковых героинь. Уж слишком некрасивой себе казалась.
— В это трудно поверить.
— Я была гадким утенком. Долговязая девочка в очках в роговой оправе. Меня обзывали Скляром и Батискафом. В советские времена всеобщего дефицита найти красивую оправу для очков было просто невозможно. Боже, как я страдала! Поняла, чего стою, лишь в театральном институте. Именно там с меня сняли очки, расправили мне плечи и сказали, что я красивая.
«Богдан Ступка сказал: «Я тебя люблю, но в труппу не возьму»
— Сейчас невозможно представить, что роль знаменитый украинки Роксоланы в сериале Небиеридзе сыграл кто-то другой.
— Я пришла на пробы к Борису Константиновичу одной из последних. К тому времени на роль Роксоланы претендовали более сотни актрис. Меня же посоветовала Небиеридзе Раиса Недашковская, которая к тому времени была утверждена на роль мамы Роксоланы. Помню, режиссер, увидев мою одержимость перед камерой, сказал: «Все, больше никого пробовать не стану. Я нашел Роксолану»…
— Что может сделать тебя счастливой?
— Ну, угадай! Что может сделать актрису поистине счастливой? Конечно, роли. Другое дело, где их сейчас брать, особенно хорошие. Вот недавно Горянский позвал меня в спектакль «Нас поменяли телами», с которым мы с успехом ездим на гастроли. Театр — моя любовь и боль… Хотя, признаюсь, срасти по Театру имени Леси Украинки давно улеглись. Сегодня я не представляю, как бы могла строить свой безумный график, работая на сцене. Да мне бы этого никто и не позволил. Хотя, например, во МХАТе многие звезды умудряются сочетать съемки и театральные подмостки благодаря мягкой политике Олега Табакова.
— Ты все еще в обиде на главного режиссера Театра имени Леси Украинки Михаила Резниковича?
— Нет, что ты! Плохое надо забывать, давая чувствам еще один шанс. Знаешь, меня потряс поступок Михаила Юрьевича, когда хоронили моего папу. Будучи за рубежом, Резникович прислал цветы и очень душевную телеграмму со словами: «Такие актеры сейчас не рождаются…» После этого я простила ему все… Но знаю, что труппа все равно меня не принимает. Со мной до сих пор не здороваются бывшие коллеги по театру. Эдакий затянувшийся бойкот.
— Говорят, Богдан Ступка предлагал тебе войти в труппу Театра имени Ивана Франко.
— Это выглядело несколько иначе. Уйдя из театра Леси Украинки, на одном из фуршетов я встретила Богдана Сильвестровича. Знала, что у него начинаются репетиции одной из моих любимейших пьес «Фигаро», а мне давно хотелось сыграть графиню Альмавива. Тогда я набралась смелости и призналась в этом Ступке, на что Богдан Сильвестрович ответил: «Я тебя люблю, но в труппу не возьму. Не хочу перессорить между собой своих актрис». Конечно, зрелой актрисе приходить в новый театр очень сложно. Ведь у каждого с годами складываются свои планы, амбиции. Тогда я решила, что Ступка, наверное, прав. А сейчас, вкусив свободы, я уже и не готова работать в коллективе. Тем более, театральном. Получаю огромное удовольствие от антреприз.
— Так получается, что мужчины в твоей жизни играют главные роли: Евгений Паперный, Борис Небиеридзе, Михаил Резникович, Виталий Борисюк…
— О, как ты ловко их всех зачислила в один ряд. Вот Резникович «обрадуется»! Пусть этот список продолжит сама жизнь. Надеюсь, впереди у меня не одна судьбоносная встреча.
«Виталий Борисюк стал ухаживать за мной, когда еще была замужем за Евгением Паперным»
— Оба твоих мужа актеры, хотя поклонники приписывали тебе известных политиков и бизнесменов.
— Честно говоря, даже не представляю, чтобы рядом со мной по жизни шел мужчина не из творческой среды. Правда, говорят, никогда не зарекайся… Я вышла замуж за Евгения Паперного, когда мне был всего 21 год, а ему — 37. Впервые увидев его на сцене в роли Флорана с Адой Роговцевой, даже мечтать не могла, что мы будем вместе. Но Женя умел ухаживать. Как только пришла в театр Леси Украинки, меня сразу ввели в массовку спектакля «Из жизни насекомых», где блистал Паперный. Актерский буфет, чай, вино… В то время мои родители работали в Полтаве, и как-то в феврале я возвращалась от них на поезде, который приходил в Киев на вокзал в шесть утра. И вдруг вижу на перроне встречающего меня Евгения Паперного с букетом моих любимых хризантем. Что еще надо было тогда актрисе, девчонке?! Мы поженились, родилась дочь Тоня, но жизнь с Женей не заладилась. Он был замечательным отцом, полностью обеспечивал семью. Если бы не водка… Я ушла от Паперного, когда Тоне исполнилось девять месяцев.
*День рождения Ольги Сумской — большой праздник для всей семьи. Слева от актрисы старшая дочь Антонина, справа — младшая Аня и муж Виталий Борисюк
— И в твоей жизни сразу появился Виталий Борисюк.
— Виталик стал ухаживать за мной, когда я была еще замужем за Женей. Борисюк — абсолютный романтик. Говорит, как только пришел в театр, сразу понял, что я его судьба. Любовный треугольник из спектакля «Кровавая свадьба», где мы играли втроем, перешел в реальную жизнь. Только в пьесе Женька отбивал меня у Борисюка, а в действительности получилось все наоборот. В конце концов Паперный понял, что удержать меня ему не удастся.
— Ты ревнива?
— Все мы ревнуем, когда есть повод. Но лишний раз теребить мужа не стану. Мужчины этого не любят. Я никогда не читаю присланные Виталику sms, пока он в душе, не обследую его карманы. Просто не хочу расстраиваться, даже если вдруг что-то увижу. Супругам на определенном этапе совместной жизни необходима такая степень доверия, которую можем определить мы сами. Правда, и расслабляться не стоит. Если ловлю заинтересованный взгляд Виталия, брошенный вслед хорошенькой женщине, молчать не стану, спрошу: «I що ж його так зацiкавило?» Кстати, этим летом Виталик меня очень выручил в плане работы. Пока я была в отпуске с моими коллегами, соведущими телепроекта «Легко бути жiнкою», нас заменили Виталий Борисюк и дядя Жора. Так что по жизни мы идем рука об руку. И чем дальше, тем больше чувствуем ответственность друг за друга. Для женщины очень важно, чтобы был человек, который в любую минуту может сказать: «Дорогая, ты у меня лучше всех!»
— Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя ощущает.
— А сколько бы ты мне дала?
— Напрашиваешься на комплимент?
— Признаюсь, ко мне все еще обращаются: «Девушка, скажите…» Жаль, в кино девушек уже отыграла, перешла на роли разных дамочек и мам. Это в театре можно еще играть молодых. В свое время Людмила Чурсина дебютировала в Театре Советской Армии в роли Анастасии Филипповны в 43 года. И была неподражаемой. Да я бы и сейчас с упоением сыграла свою любимую Лидию Чебоксарову из «Бешеных денег». Кстати, признанная красавица Элина Быстрицкая играла эту роль и в 45, и в 55 лет. Вся Москва ходила на ее спектакли.
— Тебя можно поздравить — в вашей семье на одну актрису станет больше.
— Да, моя старшая дочь Антонина поступила в Щукинское училище в Москве. Сразу после школы ей уже предлагал стать студенткой этого учебного заведения Владимир Этуш. Но тогда Тоня еще была не готова к карьере актрисы. Сейчас же, получив диплом по специальности искусствовед, дочь призналась, что хочет попробовать свои силы вновь. Она поступила на актерский факультет к педагогу Нине Дворжецкой, представительнице известной актерской династии. Так что связь поколений продолжается…
4422Читайте нас у Facebook