ПОИСК
Інтерв'ю

Богдан Ступка: «Меня били так, что по две недели лежал с примочками»

16:54 25 серпня 2011
Інф. «ФАКТІВ»

Богдан Ступка 27 августа отмечает 70-летний юбилей. Известного актера через раз называют «гением», через два — «великим», а он отшучивается: «1 метр 78 сантиметров». Все превратности, способные одиозно отразиться на характере человека, на долю которого выпала такая громкая слава, его каким-то образом минуют. Народный артист СССР и Украины, художественный руководитель национального Театра имени Франко, лауреат престижных премий и наград в жизни — само обаяние, душа компании. Те, кто хоть раз сидел с ним за столом, уходят влюбленными в Богдана Сильвестровича. Однако освещенный иллюминирующий фасад — это для официальных делегаций и публики. За фасадом — схимническая келья с одному ему известными молениями и жертвоприношениями. Пост он не занимает, а соблюдает. Иначе не было бы его выдающихся ролей в театре и кино, которые останутся в истории не только украинского искусства.

«Работая в обсерватории, возненавидел звезды, потому что у меня были интересы на земле»

— Богдан Сильвестрович, отдохнуть хоть удалось накануне юбилея?

 — Ездил во Львов, встречался с родственниками, друзьями. Зашел в Театр имени Заньковецкой. Показалось, будто и не уезжал никуда. Рядом четвертая школа, где я учился — ее перестроили. Съездил на могилу к родителям в Куликов. В этом городке возле Львова я родился. Собрал своих родственников по маминой линии, на следующий день — родню по папиной. Поехал в астрономическую обсерваторию, где работал в 1959 году.

— Помните, какая из переменных звезд была постоянно любимой?

РЕКЛАМА

 — Это поначалу интересно и романтично наблюдать звезды так близко. Позже относился к этому, как к обычной работе. Служба у меня была ночная. В клубе строителей я познакомился с девушкой. Хотелось на танцы с ней сходить, пригласить ее домой. Но у меня ночное дежурство. И я выскакивал на улицу, просил Господа, чтобы появились тучи. Более того, со временем я возненавидел звезды, потому что у меня были интересы на земле. В последний приезд на родину встречался с людьми из своего прошлого, многое вспоминал. И возникало ощущение, что ничего не изменилось. А потом думал: как хорошо, что я уехал.

— Конечно, хорошо. Не хватало, чтобы вы остались в обсерватории, а мы были бы без вас. Помните, как отмечали дни рождения в детстве?

РЕКЛАМА

 — Когда учился в школе, приходили соученики, мама что-то готовила, все было достаточно скромно. Потом ходили гулять в парк, ели мороженое. Как сейчас помню, оно стоило 7 копеек.

— В вафельном стаканчике?

РЕКЛАМА

 — Что ты! В бумажном — с палочкой. В вафельном стаканчике оно бы не стоило 7 копеек. Оно бы стоило 8 (смеется). Любил кататься на коньках. И на лыжах ходил. Во Львове мы снимали целый этаж в особняке: мой дядя Павел Крупник, оперный певец, и наша семья. В особняке жили три сестры-польки, у которых я в кладовке нашел лыжи. Ходил кататься на Кайзер вальд — Цесарские горы, научился там прилично ездить. В то время все хотелось познать.

— Вы, кажется, на сцену выходили еще до того, как на актера пошли учиться?

 — Мой дебют состоялся в 13 лет. На львовской сцене, но в спектакле московского Театра имени Станиславского — в «Днях Турбиных». Отец пел там в хоре, а я играл гимназиста, кричал что-то за кулисами. Потом меня заметил режиссер и сказал: «Ты и твой приятель будете выносить гетмана Скоропадского на носилках». Помню, за кулисами ходил тогда еще никому не известный Евгений Урбанский, жаловался на судьбу, что зарабатывает только 70 рублей. Знаменитый «Коммунист», в котором он сыграл, был впереди. На сцене блистали Всеволод Якут, Ляля Гриценко (сестра Николая Гриценко), Евгений Леонов играл Лариосика. А познакомились с Евгением Павловичем мы уже после того, как я сыграл Тевье, на праздновании юбилея Соломона Михоэлса в Театре на Малой Бронной. Наш театр привозил туда отрывок из «Тевье-молочника». Леонов тогда вышел на сцену и подарил мне картину.

— В последние три года вы потеряли очень близких людей — маму…

 — Может, я мало внимания уделял маме, но где бы ни был, всегда 27 августа летел к ней на день рождения. Мы с ней родились в один день. Моя мама Мария, а 28 августа — Успение Божьей Матери. Поскольку мама была по-настоящему верующей, мы очень чтили этот праздник. Наверное, я ее огорчал в жизни, в молодости был конфликтный, потом поумнел, слушал маму. Последние годы каждый месяц к ней ездил. Накуплю всякой всячины, дам деньги, а она их прятала, складывала «на похороны». Да ей ничего и не нужно было. Не захотела переезжать в Киев, делать операцию на глазах, сказала: «Что должно быть, то пусть и будет».

С какой осанкой она сидела, когда гости приходили — не видела, но держала себя достойно. О чем-то говорят за столом, она слушает, потом скажет, что в «Евангелии от Матфея» об этом написано то-то и то-то. И все — в десятку. Кровать, на которой спала, так ровненько заправляла — одеяло, пододеяльник, подушки, все было под сантиметр подогнано, чистенько. Ей было уже тяжело это в последние годы делать, она плохо видела и тратила минут 20, чтобы кровать заправить. Но делала это каждый день. Однажды я утром приехал и хотел помочь маме с постелью, так она меня поправляла: «Не там, не то». Так все сложено в ее комнате и осталось, я ничего не тронул. Даже картину над кроватью, которая упала, когда мама умерла. Как перевернулась, так и осталась у стены. На ней изображен храм. Мама всего месяц до 95 лет не дожила. Она не умерла, а отошла — не каждый заслуживает у Господа Бога такую смерть.

«Внуки называют меня Бодей»

*На долю Богдана Ступки выпала громкая слава, но это никак не отразилось на его качествах простого и душевного человека

— У вас трое внуков. Между старшим и младшим большая разница?

 — Двадцать лет. Младшему Богданчику четыре года, Устинье двенадцать, а Димке 24. Все они меня называют Бодей. С Богданчиком я пока не наладил дружбы. Жду, когда подрастет, тогда он будет мой. А сейчас он очень любит играть.

— Да ведь и вы это дело любите.

 — Да, я люблю игру, разные провокации. У меня безудержная фантазия. Помню, когда-то мы ехали по серпантинам Черногории с Борей Хмельницким, Иваном Миколайчуком и Ларисой Кадочниковой, тогда Юрий Ильенко снимал «Наперекор всему». Я сидел слева, смотрел в обрывы, и на меня вдруг накатил страх. Я уже представил себе, что выпал из этой машины, увидел себя раздавленным, в крови — и мне стало так плохо, что я попросил остановить автомобиль. Ильенко посмеялся: «Наверное, вчера выпил лишнего, поэтому тебе дурно». А я стеснялся сказать правду. Может быть, эти фантазии родом с войны, ведь в раннем детстве я видел убиенных, повешенных, запекшуюся кровь… Помню, как пришли немцы, а советская армия их потом выгнала. Как лежали на улице убитые молоденькие солдатики с пушком на губах. Как от взрыва бомбы сгорел наш дом. Мы снимали хату рядом с НКВД, который тогда искал бандеровцев. Наши дворы были через забор, возле которого складывали привезенные трупы. И в дырку от сучка я видел нос, глаз, слипшиеся волосы…

— Жуткие воспоминания…

 — Эти картины остались в памяти на всю жизнь. Страх меня преследовал очень долго, пока не отмотал его причину к исходной точке, лишь тогда наполовину избавился от преследовавших меня ужасных сцен. С ранних лет я, как зверь, лез в драки и всегда получал. Вечно меня били так, что потом по две недели лежал с примочками. Но раны и синяки меня не останавливали. Наверное, это тоже было преодолением страха — важно было доказать себе, что не боюсь. Потому что такие картины глубоко врезаются в подсознание и рождают разные фантазии. Я многое себе представляю. Правда, сейчас меньше занимаюсь фантазированием, что очень плохо. Потому что это место (стучит по голове. — Авт.) реалистическое, конкретное. А начал читать хорошую книгу, опять пошли фантазии, точные ассоциации. Иногда столько нафантазирую и разрисую, что меня потом спрашивают: «Чего вы так переживаете?»

«Пытаясь попасть на фильм, куда не пускали до 16 лет, становился на цыпочки, чтобы казаться выше»

— А книгочей вы с большим стажем?

 — У меня со школы была сильная тяга к чтению и книгам. Если удавалось сэкономить какую-то копейку, всегда покупал книжку. Обожал также кино. Помню, в 14 лет проник на фильм «Возраст любви» по Ги де Мопассану, куда до 16 лет не пускали. Я вставал на цыпочки, чтобы казаться выше, пристраивался за высоким товарищем и по нескольку раз смотрел все трофейные фильмы: «Индийская гробница», «Тарзан», «Бродяга». Не могу сказать, что в молодости был таким уж хорошим отцом и вел воспитательные беседы, но у Остапа тоже большая тяга и уважение к книгам. Помню, когда он учился в школе, мама однажды ему что-то подчеркнула на странице, так у него слезы навернулись: «Мамочка, что ты сделала с книгой?!» Сын до сих пор любит пропадать в книжных магазинах. А моя жена Лариса очень любит мемуары, особенно воспоминания великих актеров. Ей интересны их судьбы и творческие биографии. У нас семья читающая.

— С интересом слушала, как вы однажды говорили о земле как о живом существе. Чем рождена такая персонификация?

 — Все мы вышли из земли и в землю вернемся. Только очень уж оторвались от ее законов, свои придумали. Думаю, они с природой не согласованы. Мы над нашей планетой в прямом смысле издеваемся. Газ выкачиваем, нефть, минералы гребем, деревья гектарами уничтожаем. Земля под нами провалится когда-нибудь. Наверное, так уже было. И вновь произойдет, если ничего не хотим осознать. Опять придется начинать с примитивного общества, учиться говорить, причесываться. А все потому, что Бога в сердце нет. Любви мало, много стяжательства.

— Среди ваших ранних картин, помимо «Белой птицы с черной отметиной», классикой стали «Дети солнца» Леонида Пчелкина. Как работалось с Иннокентием Смоктуновским, с которым вас в последние годы сравнивали?

 — Интересно и поучительно. Смоктуновский — великий актер. Но случались у нас разные моменты, например, на озвучивании. Мы сидели в студии втроем: я с Аллой Сергеевной Демидовой и Иннокентий Михайлович Смоктуновский в углу. У меня что-то не получалось, и он встал: «Давайте я покажу, как надо озвучивать этот кусочек». Я говорю: «Боже сохрани, Иннокентий Михайлович! Вы сделаете лучше меня, но это будет ваш Чепурной, а не мой». Алла Сергеевна взяла мою руку и молча крепко стиснула. Поддержала меня, значит.

— На что полезное тратили гонорары в последнее время?

 — Купил машинку — «Ауди». Мы ее с Остапом выбирали. Когда появляются провокационные мысли самому понажимать на педали, я их отгоняю. Не хочу. Я не вожу, Остап водит. А меня водитель или внук Дима возит. Хорошо ездим.

— Далеко? Путешествовать любите?

 — Я так настранствовался благодаря кино, что лишний раз срываться с места не горю желанием. Где я только не бывал: в Австралии, Южной Африке, Канаде, Америке, на Аляске, во всех европейских странах.

— В сегодняшней жизни человека мало чем можно поразить. Вас что-то удивляло в последнее время?

 — Многое. Меня не удивляет, что скоро полетят на Марс — пусть себе летят. Прихожу в недоумение от поведения людей. Ведь человек за несколько тысячелетий стал не лучше, а хуже. Я всегда интересовался людьми, тем, какие поступки они совершают. Заметил: чем гениальнее человек, тем он проще в жизни. Мудрый режиссер, например, никогда не кричит на актеров. Наоборот, всегда их поддерживает и дает надежду. За последние годы многих интересных людей узнал. А через человека можно познать мир.

Как сообщали fakty.ua, Виктор Янукович присвоил художественному руководителю Национального академического драматического театра имени Ивана Франко, народному артисту Украины Богдану Ступке звание «Герой Украины».

1815

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів