«Поздравляю тебя, дорогая, с награждением второй медалью «За отвагу»!» — писал генерал Власов своей любовнице, находившейся в тылу
Читая законодательные документы о надбавках к пенсиям фронтовиков за ордена, я прочел фразу: «Лицам, награжденным четырьмя и более медалями «За отвагу»…» И удивился: неужели такое возможно, чтобы медаль, не имеющую степеней, давали одному человеку несколько раз?
Оказывается, таких людей было много. Об этом говорилось на состоявшейся недавно в Национальном военно-историческом музее презентации книги столичного журналиста, начальника Центрального музея Государственной пограничной службы Украины Александра Филя «Отважные люди».
Уроженец села Пилипы Александровские Виньковецкого района Хмельницкой области Григорий Атаманюк попал на войну в 18 лет. Но прибывших на фронт из учебки солдат бросили на… уборку картошки! Они возмутились. Вскоре на картофельном поле, где они работали, раздался взрыв. Их сержант подорвался на мине.
Первую свою медаль «За отвагу» молодой боец получил за меткую стрельбу. Позже стал разведчиком. Тринадцать раз ходил с товарищами в тыл противника за «языками».
Однажды ночью разведчики наткнулись на колонну вражеских танков. Танкисты спали в домах. Наши солдаты сняли часового и подожгли несколько бронированных машин.
А в один из последних дней войны, уже в центре Берлина, Григорий с товарищами прикрывал огнем лейтенанта Береста, сержантов Егорова и Кантарию, которые прорывались на купол рейхстага, чтобы водрузить там Знамя Победы. Когда расписывался на рейхстаге, царапая штыком название своего села, неожиданно подошел маршал Жуков со свитой. И вручил солдату орден Красной Звезды.
— Поначалу те, кто учреждал медаль «За отвагу», не предполагали, что один и тот же воин может быть награжден ею несколько раз. В жизни получилось иначе. Почему? — спрашиваю автора книги «Отважные люди» подполковника Александра Филя.
— Я изучал этот вопрос, — говорит Александр Филь. — Вы, наверное, обратили внимание, что этой медалью несколько раз награждены преимущественно солдаты и сержанты. Нередко многие «нижние чины» за ратные подвиги представлялись командирами к орденам. Документы попадали к штабистам. А те смотрели: молодой солдат — к ордену? Рановато. Еще заработает. Пока дадим медаль. И мало кто заглядывал в личное дело, где было записано, что такая медаль у солдата уже есть…
Могли иметь значение и личные отношения солдата и командира. Тот же Григорий Атаманюк рассказывал, что за успешное сопровождение в тыл большой колонны пленных немцев два его товарища были награждены орденами Красной Звезды. А он — лишь медалью. Хотя выполняли одну и ту же задачу. Причина — товарищи делились с ротным командиром трофеями. А Григорий не хотел отдавать приглянувшийся командиру маленький немецкий пистолет.
Да, и на войне жизнь продолжалась. В том числе и взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Правда, позволить себе эти отношения могли в основном офицеры. Некоторые командиры имели ППЖ — женщин, которых окопная молва окрестила походно-полевыми женами. И, случалось, одаривали любимых своеобразно. Автор книги «Отважные люди» раскопал любопытный факт — письмо бывшего командующего 37-й, а затем 2-й ударной армиями генерал-лейтенанта Андрея Власова. «Дорогая Аля! — писал будущий изменник Родины врачу и любовнице Агнессе Подмазенко, которую отослали с фронта в тыл по случаю беременности. — Теперь разреши поздравить тебя с высокой правительственной наградой — медалью «За отвагу». Ты обогнала тов. Кузина: он имеет медаль «За боевые заслуги». А ты уже сразу получила вторую «За отвагу».
Личные водитель и врач (женщина) маршала Георгия Жукова имели комплект орденов, которым мог позавидовать боевой комбат или даже командир полка. И вдруг, получив из рук прославленного маршала медаль «За отвагу», водитель — младший лейтенант НКВД — обиделся на шефа: рассчитывал на орден. О подобных курьезах военного времени подполковник Александр Филь собирается написать в новой книге, которую так и назовет — «Обратная сторона медали».
818Читайте нас у Facebook