Мария Орлик: «Уходя на фронт, холостой студент Саша Ляшко в личном деле записал женой свою невесту – однокурсницу Клаву Давыдову. Начиная с 1941 года их супружеский стаж составил 60 лет»
Впервые за годы независимости руководителя правительства советской Украины чествовали на государственном уровне. Приглашение на церемонию получили все бывшие заместители председателя Совета министров УССР, а также руководители министерств и государственных комитетов, подчинявшихся Александру Ляшко, его земляки-дончане, журналисты.
Мария Андреевна Орлик, почти десять лет работавшая заместителем председателя Совмина Украины, тепло вспоминает своего шефа.
«Александр Павлович при мне вызвал управделами правительства и распорядился: «Покажите Марии Орлик квартиру в доме с лифтом»
— Мария Андреевна, как вам работалось с Александром Ляшко?
— Просто отлично! Не помню ни одного случая в нашей совместной работе, который меня огорчил бы. Поэтому коллеги с дорогой душой поздравляли 30 декабря Александра Павловича с днем рождения. Вручали корзину цветов, вазу или письменные принадлежности.
— А свою первую встречу с главой Совмина помните?
— Работая заместителем председателя Киевского горисполкома, встречалась с Александром Павловичем на мероприятиях в Октябрьском дворце и во Дворце «Украина». Я всегда открывала торжества, посвященные Международному женскому дню, на которых обязательно присутствовали все члены Политбюро.
*Мария Орлик стала первой женщиной в руководстве правительства советской Украины,1980 год
Когда возглавила Украинское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами (структура, подведомственная Совету министров УССР. — Авт.), решила представиться председателю Совмина. Меня поразило, с каким интересом Александр Павлович расспрашивал о моем супруге, сыне. Потом поинтересовался: «Как мама?» — «Моей маме уже 81 год, здоровье, к сожалению, не блестящее. Она перенесла инсульт, микроинфаркт, больна диабетом. Сидит на балконе». — «Почему на балконе?» — «Не может спуститься во двор с пятого этажа без лифта».
Я не собиралась жаловаться. Просто наивно рассказала, что, когда работала в горисполкоме, мэр Киева Владимир Гусев взамен трехкомнатной квартиры в пятиэтажке в Судостроительном переулке (район площади Урицкого) подобрал жилье такого же метража, но в доме с лифтом на улице Энгельса (сейчас Лютеранская. — Авт.). Но вопрос с получением новой квартиры следовало согласовать с первым секретарем Киевского обкома партии Цыбулько. Я дважды ходила к нему на прием, но оба раза Владимир Михайлович мне отказывал: «Не треба, Марiє, бо скажуть, що ти зловживаєш службовим становищем».
Александр Павлович при мне вызвал управляющего делами Совмина Константина Бойко: «Покажите Марии Андреевне квартиру в доме с лифтом». Так мы переселились на улицу Суворова. Я очень благодарна этому человеку тонкой души за отзывчивость и сердечность.
— Возможно, председатель правительства содействовал и вашему назначению на должность своего заместителя?
— Не думаю. Тогда придерживались принципа, что один из заместителей (лучше всего — первый) руководителя каждой структуры должен быть по национальности русским. Возможно, это сыграло определяющую роль в моем назначении. А может быть, требовалась женщина в руководстве Совмина: я и стала первой женщиной в правительстве советской Украины.
«Члены Политбюро обычно вместе обедали в ЦК и за столом продолжали решать служебные вопросы»
— Главу Совмина можно было назвать жестким руководителем?
— Не могу даже представить такого! Он был требовательным, но справедливым. Ведь тогда мы работали только по планам, под них выделялись деньги, и требовалось все это координировать. Если Александр Павлович критиковал нас на заседании Совета министров, мы сгорали от стыда, что подвели его. А он нас всегда защищал.
Члены Политбюро обычно вместе обедали в ЦК. Вместо того чтобы за столом отвлечься от работы, продолжали решать насущные вопросы, высказывали критические замечания. Доставалось и заместителям председателя Совмина. Но Александр Павлович никогда не срывал на нас плохое настроение. После обеда мог вызвать меня и сказать: «Сегодня за обедом был разговор о Министерстве культуры. В таком-то театре что-то не ладится. Разберитесь и проинформируйте меня». И все! Ни одного разноса я не получила, равно как и другие мои коллеги.
— Говорят, что отношения Александра Ляшко и Владимира Щербицкого были достаточно напряженными.
— Я этого не чувствовала. Александр Павлович и Владимир Васильевич в общении между собой и с подчиненными вели себя очень тактично. ЦК КПУ, Совмин, Верховный Совет УССР работали в единой упряжке. Все вместе, как единый кулак, отстаивали интересы Украины в Москве. Поэтому наша республика была одной из самых развитых в Союзе.
— Александр Павлович возглавлял Комитет по подготовке к празднованию 1500-летия Киева. Какие памятники архитектуры появились в столице благодаря ему?
— Гостиный двор на Подоле Александр Павлович буквально спас от ликвидации. Руководство Киевского горисполкома внесло в Совет министров УССР предложение снести объект и
разбить на этом месте сквер. Мол, позже, когда появятся деньги, не торопясь, восстановим.
Сооруженное в 1809 году швейцарцем Алозием Руски и разрушенное в годы войны, а в то время обшитое фанерой — здание имело весьма непритязательный вид. Но Александр Павлович поддержал нашу с Геннадием Злобиным (председатель Госстроя УССР. — Авт.) инициативу восстановить памятник архитектуры после празднования 1500-летия столицы. Причем в двухэтажном авторском варианте. Сейчас Гостиный двор по праву является украшением Контрактовой площади.
В союзном государстве к развитию культуры в национальных республиках относились, мягко говоря, отрицательно и финансировали второстепенную отрасль по остаточному принципу. Существовало даже постановление ЦК КПСС, запрещающее строить клубы, театры, библиотеки и спортивные сооружения. Предпочтение отдавалось «оборонке». Поэтому каждый раз во время утверждения планов на следующий год мы буквально ночевали в Министерстве финансов и Совете министров СССР, чтобы выбить средства на украинские культурные объекты. Просьбы подкрепляли аргументами в виде «Киевского» торта и «Горiлки з перцем». Так что реконструированные Золотые ворота, Киевский Оперный театр, Дом-музей Марии Заньковецкой, стадион «Олимпийский» в Киеве и Музей украинского казачества на Хортице обязаны своим возрождением именно Александру Павловичу.
«Глава Совмина УССР знал малейшие нюансы биографии своих подчиненных»
— Правда, что председатель правительства обладал отличной памятью?
— Просто феноменальной! Александр Павлович знал наизусть все цифры плана по каждой отрасли, каждому министерству. Но и о людях помнил.
Однажды ко мне вбежал еще один заместитель главы Совмина Юрий Коломиец и выпалил: «Ты кто по национальности?» — «Русская». — «Фу, слава Богу, Александр Павлович оказался прав!»
Оказывается, за обедом в ЦК партии на улице Орджоникидзе (сейчас Банковая. — Авт.) зашел разговор о том, что в каждой структуре один из руководителей должен быть русским. В ЦК КПУ это был один из секретарей Соколов, в Верховном Совете — заместитель председателя Президиума Бахтин. «А в Совете министров, — обратился Щербицкий к Ляшко, — среди заместителей русских нет». «Орлик русская», — ответил Александр Павлович. «Нет, она украинка, — возразил Владимир Васильевич. — Вы не знаете свои кадры!» Разошлись каждый при своем мнении. Но прав-то оказался Александр Павлович, потому что знал малейшие нюансы биографии подчиненных. В том числе и то, как мои родители, спасаясь от голода, вместе со мной переехали в 1933 году из России в Украину.
*На центральной трибуне в день открытия Музея истории Великой Отечественной войны в Киеве (слева направо): председатель Совета министров УССР Александр Ляшко, министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. 9 мая 1981 года
— По негласному распределению обязанностей вы отвечали за работу с женами членов Политбюро ЦК КПУ, руководителей Совмина и хорошо знали семью Ляшко.
— Супруга Александра Павловича, Клавдия Андреевна, была очень скромной женщиной. Спокойная, уравновешенная, преподавала в Киевском техникуме радиоэлектроники (сейчас Колледж информационных систем и технологий КНЭУ. — Авт.) на Львовской площади. Она даже не сменила свою девичью фамилию — Давыдова. Доверительным отношениям супругов можно было только позавидовать. В сентябре 1941 года вместе с другими студентами четвертого и пятого курсов Донецкого индустриального института Александр Ляшко ушел добровольцем на фронт. В личном деле он записал женой свою невесту — однокурсницу Клаву Давыдову. После войны у супругов Ляшко родилась дочь Нина, потом сын Владимир. Нина окончила Киевский мединститут, работала врачом. Сын трудился в Институте сверхтвердых материалов имени Бакуля.
— Как вы узнали об отставке руководителя правительства Украины?
— Как-то я зашла в кабинет председателя Совмина, когда он находился в комнате отдыха, и увидела, что оттуда вышла медсестра. Оказалось, 72-летнему Александру Павловичу стало плохо, и ему ставили капельницу. На его здоровье сказались и война (студент Ляшко скрыл от медкомиссии право на отсрочку из-за хронического плеврита и тахикардии), и Чернобыльская катастрофа (председатель Совмина УССР Александр Ляшко возглавлял республиканскую комиссию по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС). Александр Павлович болел и должен был уйти. Мы все провожали его со слезами на глазах.
В 1991 году Александру Павловичу довелось пережить семейную трагедию: от рака умерла 46-летняя дочь Нина. Клавдию Андреевну это горе основательно подкосило, ее супруг держался мужественно, но тоже очень страдал.
Дружная семья Ляшко выдержала и это испытание. Муж Нины, врач Сергей Шевелюк, практически не отходил от больных Клавдии Андреевны и Александра Павловича. Он остался верным другом их семьи.
Из досье «ФАКТОВ»
Александр Ляшко родился 30 декабря 1915 года в поселке Родаково под Луганском. Сельскую школу и Луганский автодорожный техникум окончил круглым отличником. Великая Отечественная война прервала учебу Александра в Донецком индустриальном институте (1937-1941; 1945-1947). На фронте командовал танковым взводом, воевал на Кубани, в Ставрополье и Ростовской области. После Победы вернулся в Украину и начал трудовой путь с должности инженера Новокраматорского машиностроительного завода. В 1952-1954 годах — первый секретарь Краматорского горкома партии. С 1954 года работал в Донецком обкоме партии, а в 1960-1963 годах возглавлял его. Участник ХХ съезда КПСС.
С 1963 года Александр Ляшко работал в Киеве на должностях секретаря, второго секретаря ЦК Компартии Украины. В 1969-1972 годах — глава Президиума Верховного Совета УССР. С 1972-го на протяжении 15 лет — председатель Совета министров УССР. В 1986 году возглавлял Республиканскую правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Вышел на пенсию в 1987 году. Умер 9 октября 2002 года. Похоронен на центральной аллее Байкового кладбища, рядом с могилами Олеся Гончара и Наталии Ужвий.
Читайте нас у Facebook