Валентина Титова: «Меня до сих пор иногда спрашивают: «Где деньги, которые за свою жизнь заработал Басов?»
Несмотря на потрясающие внешние данные, Валентина Титова не собиралась становиться актрисой. То, что Валентина Антиповна связала свою жизнь с кинематографом, только воля случая. Еще будучи школьницей, Титова занималась в драматическом кружке при Доме культуры и играла в Свердловском ТЮЗе. Потом поступила в студию при знаменитом ленинградском БДТ, где была любимой ученицей Товстоногова.
Первую большую роль в кино Валентина Антиповна сыграла в картине Владимира Басова «Метель», после чего стала его женой и музой. Со вторым супругом, известным кинооператором Георгием Рербергом, работавшим с такими режиссерами, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Вадим Абдрашитов, Игорь Таланкин, Марк Захаров, познакомилась на съемках фильма «Отец Сергий». В этой картине она снялась в одной из самых значительных своих ролей. Всего же на счету актрисы около 60 фильмов, в том числе «Щит и меч», «Опасный поворот», «Дни Турбиных», «Мимино», «Однажды двадцать лет спустя»…
Юбилей актриса не отмечает. Считает, что сейчас для этого неподходящее время, и своего непраздничного настроения не скрывает.
«В документах в графе «Место рождения» у меня стоит… прочерк»
— Валентина Антиповна, откуда такое неприятие юбилеев?
— Во-первых, сейчас не время для разгульной жизни, страна живет очень трудно. Во-вторых, я не эстрадная звезда, это они все время что-то празднуют. Да и вообще, день рождения — праздник мамы, а не ее ребенка. Хотя в отношении моей мамы и это очень сомнительно. Представьте себе: 42-й год, да еще и зима — холодно, голодно, к тому же у мамы были тяжелые роды. Для меня праздники — это дни рождения моих детей.
— Вы родились в подмосковном Калининграде, который сейчас называется Королев?
— Сразу же после моего рождения родители уехали в Свердловск — в эвакуацию с военным заводом, на котором работали. Спустя много лет я приехала в Королев и попросила: «Дайте мне справку о том, что я тут родилась», но мне сказали: «Не дадим!» — «Почему?» — «Потому что это был роддом при заводе». «Минуточку, — настаивала я, — каким бы ни был роддом, находился он в Подлипках — так и напишите». Отказались наотрез. В результате в документах в графе «Место рождения» у меня… стоит прочерк. Подобной глупости я еще не видела, хотя меня чем-либо удивить или поразить очень трудно. Вся страна знает, что я родилась в подмосковном Калининграде, и только паспортному столу в этом городе очевидный факт не указ (смеется). Если я когда-нибудь надумаю нелегально переходить границу, меня расстреляют за один только этот факт.
С разного рода справками мне вообще не везет. Недавно пошла в загс взять бумагу о том, что являюсь матерью детей своего первого мужа Владимира Басова. И услышала, что никогда не была за ним замужем. «Как это?!» — чуть не упала в обморок я. «А так, — говорят. — С ним в браке была зарегистрирована Титова Валентина Антоновна, а вы — Антиповна». Видимо, когда нас записывали в книгу регистраций, перепутали отчество, для нашего народа Антон и Антип — одно и то же. Но и это еще не все. Из-за того, что мой папа в свое время поменял имя с Антипа на Алексея, а я отчество оставила старое, получилась полная неразбериха.
— То есть не только дети, но и ваш отец не имеет к вам никакого отношения?
— Прибавьте сюда тот факт, что после Басова я снова вышла замуж. По второму мужу моя фамилия Рерберг. В общем, понять, при чем здесь Басов и его дети, сотрудники загса были просто не в состоянии. А я просила: «Исправьте отчество в вашей книге регистрации браков». — «Так нельзя, вам надо писать заявление». — «Хорошо, — соглашаюсь я, — и сколько после этого ждать?» — «Два месяца». Бумаги они, конечно, сделали, но, честное слово, меня уже от всего просто тошнило.
— Не удивительно — похоже на театр абсурда.
— Вся наша жизнь — сплошной абсурд.
«Как только закончились пробы, Басов сказал: «Я на ней женюсь!»
— О каких упущенных возможностях в своей жизни сожалеете?
— Наверное, о том, что не сыграла главную роль в пьесе Радзинского «104 страницы про любовь…», спектакль ставил в БДТ сам Георгий Александрович Товстоногов. Мне повезло — я стала его ученицей. В театре всего один-единственный раз был набор в студенческую студию, я приехала из Свердловска, чтобы попробовать свои силы, и поступила. Товстоногов очень хорошо ко мне относился, об этом говорит уже тот факт, что он дал простой студентке главную роль в новом спектакле. Я же совершила предательский по отношению к мэтру поступок — пыталась перевестись в Москву, в училище имени Щукина. Перевод не удался, и я была готова к самому худшему. Все вокруг говорили, что Георгий Александрович меня не простит и выкинет из театра, как котенка. Он не выгнал, но с роли снял — ее сыграла Татьяна Доронина.
*Нина (Валентина Титова) и советский разведчик Александр Белов (Станислав Любшин). Кадр из фильма «Щит и меч». 1968 год
— Что заставило вас пытаться бежать от самого Товстоногова, ведь другие о работе с ним могли только мечтать?
— Любовь. Тогда у меня был роман с одним известным актером (речь идет о Вячеславе Шалевиче.- Авт). Мы жили на два города (он в Москве, я — в Ленинграде), писали друг другу письма, мотались туда-сюда на поездах, чтобы увидеться хотя бы на несколько часов. Это были совершенно сумасшедшие отношения, когда никто ни от кого ничего не требовал и не ограничивал какими-либо обязательствами. Мы просто обожали друг друга — и все.
— Тем не менее замуж вышли за Владимира Басова?
— Все произошло случайно. Я приехала на «Мосфильм», чтобы попробоваться на одну из ролей в фильме «Гранатовый браслет» по Куприну. А Басов как раз запускался с пушкинской «Метелью». Кто-то из его ассистентов увидел меня и привел попробоваться на роль Марьи Гавриловны. Потом рассказывали, как только я вышла, Басов заявил: «Я на ней женюсь!» Его пытались отговорить: «У нее роман с другим». Но Басов стоял на своем: «Все равно женюсь!»
*Владимир Басов и Валентина Титова прожили в браке 14 лет
— Владимир Павлович умел выбирать красивых женщин. Его первой женой была Роза Макогонова, второй — Наталья Фатеева, третьей — вы…
— К тому же это не мешало ему, будучи в браке, мягко говоря, заглядываться на других женщин.
— Но ведь он был далеко не Аленом Делоном. Чем брал таких красавиц?
— Басов был удивительно, магнетически притягательным человеком. Было в нем что-то, не поддающееся определению. В любой компании, стоило Басову только начать говорить, все смотрели только на него.
— О чем вас чаще всего спрашивают в связи с Владимиром Павловичем?
— «Где деньги, которые за свою жизнь заработал Басов?» Я всегда говорю: «Спросите что-нибудь полегче». О деньгах мужа я вообще ничего не знаю. Товарищ Басов тратил все, что зарабатывал. Любил красиво одеваться, а после съемок каждой новой картины менял машину.
— О страсти Владимира Павловича к роскоши ходят легенды.
— Это качество привила ему я. Считала, что мужчина такого таланта должен уметь себя преподносить — элегантно одеваться, ездить на дорогих автомобилях. Басов выглядел шикарно, все считали, что у него прекрасный вкус. Когда я подобное слышала, радовалась, потому что это была моя заслуга. Образ или, как сейчас говорят, имидж мужа создает жена. Именно она в ответе за то, чтобы он был в полном блеске.
«На своих одногодков я всегда смотрела, как на дебилов, они меня раздражали — казалось, все делают не так»
— Звание одной из самых утонченных и аристократичных актрис советского кино вы заслужили по праву. Это качества врожденные или благоприобретенные?
— Изначально я не обладала качествами, о которых говорите. Не родилась с ними, а воспитала их в себе, потому что они очень нравились мне в других людях. Конечно, если ты появился на свет в аристократической семье, то впитаешь все это с молоком матери. Но далеко не всем так везет. Значит, нужно трудиться, работать над собой, брать пример с правильных людей. Меня всегда интуитивно тянуло к тем, кто был хорошо образован, обладал прекрасными манерами. При этом я всегда понимала, где моя ступенечка, а где уровень великого человека. Например, была знакома с певицей Капитолиной Лазаренко, которая говорила мне: «Мы же дружим». Но я прекрасно понимала, кто она, а кто я.
— Друзья ваши были старше вас?
— Как правило. На своих одногодков смотрела, как на дебилов, они меня раздражали — казалось, все делают не так. Вообще, мне нравятся люди, которые жили еще до 1917 года. К сожалению, сейчас их уже не осталось, но пока была такая возможность, я наслаждалась этим общением, старалась быть похожей на них. Мне очень нравится та эпоха, я интересуюсь ею, много о ней читаю. Конечно, сейчас мы живем совсем в других обстоятельствах, но никто и никогда не отнимет у меня Пушкина. В этом смысле выбор у нас есть всегда.
— Выглядите вы прекрасно. У вас есть свой фирменный секрет?
— Конечно, есть. Доброжелательность ко всем и ощущение внутреннего счастья, потому что счастливым человека не может сделать никто, кроме его самого. Не зря Козьма Прутков говорил: хочешь быть счастливым, будь им. Я — счастливая. У меня достаточно сил, чтобы пойти туда, куда хочу, найти то, что хочу. Я сама себе хозяйка. На поклоны ни к кому не хожу, с великими мира сего не дружу, наверное, поэтому чувствую себя хорошо и спокойно.
26960Читайте нас у Facebook