ПОИСК
Історія сучасності

В старину считалось, что любое дело, начатое на Благовещение, не принесет ожидаемых плодов

6:30 7 квітня 2012

Сегодня православные и греко-католики отмечают праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — день, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит Спасителя мира — Иисуса Христа. В старину этот праздник был связан со многими запретами. Например, наши предки считали, что на Благовещение нельзя работать и любое начатое в этот день дело не принесет ожидаемых плодов. В нынешнем году Благовещение пришлось на Лазареву субботу.

А завтра, 8 апреля, православные будут отмечать Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Накануне этих праздников заканчивается Великий пост, но до Пасхи верующим остается говеть последнюю, Страстную, неделю.

На стол подавали несколько рыбных блюд, пироги и красное вино

К Благовещению наши предки готовились загодя. На протяжении всей недели люди убирали в домах, наводили порядок на подворье. Девушки накануне праздника расчесывали косы, затем обходили вокруг дома и трижды подметали родительскую хату. Мусор не выбрасывали, а, тщательно собрав, выносили к реке и там закапывали. После этого девчата набирали в реке воду и поливали ею грядки, на которых планировали сеять капусту.

Все домашние дела полагалось закончить до праздничной литургии в церкви. В храм шли семьями, одевшись, почти как на Пасху, в лучшие наряды. Тот, кто оставался дома из-за хлопот по хозяйству, считался в народе безбожником: «Це велике свято, таке велике, що не можна працювати. Навiть птиця не несеться i кубла не в’є. Зозуля тому й кладе яйця в чуже гнiздо, що колись вила своє на Благовiщення». Правда, воробьи праздник не почитали и все равно строили гнезда, о чем наши предки говорили: «Та що з них взяти? Горобець — вiн бусурман помiж птахами».

РЕКЛАМА

А еще до Благовещения нельзя было начинать работы в поле, даже если погода позволяла. Старинная поговорка гласит: «Вiд Введення (4 декабря. — Авт.) до Благовiщення порати землю — грiх». Поля должны отдохнуть и силы набраться, а «все, що посiють на Благовiщення, погано ростиме». И только после того, как Бог землю благословит, можно начинать сеять: «Господь вкладає голову в землю, щоб її розiгрiти, i вiд того будиться всяка живина, що спала в землi».

Поскольку трудиться 7 апреля не полагалось, этот день наши предки проводили в церкви, а потом за праздничным столом. В честь Благовещения к обеду подавали несколько рыбных блюд и красное вино. Готовила хозяйка заранее. Кроме рыбных блюд, пекла сладкие пироги и особое печенье — галепи, — которому придавала форму плуга, бороны, серпа или лапок аиста. Этими коржиками встречали «з вирiю лелек», которые приносили весну. Увидев в небе птиц, люди с радостью кричали: «Буську, буську! На тобi галепу, а менi дай жита копу!»

РЕКЛАМА

Вообще наши предки верили, что тот, кто первым увидит прилет аистов, все лето скорым на ноги будет. На Киевщине по этим птицам гадали на семью: если первый раз заметишь пару аистов, встретишь в нынешнем году свою половинку, а увидишь птиц на гнезде — жди прибавления в семействе.

Благовещенской просфорой лечили от лихорадки и защищали пашню от всякого лиха

Во время благовещенской литургии в храме всегда было много детей. Этот день в народе считался одним из самых благоприятных для того, чтобы малыши приняли святое причастие.

РЕКЛАМА

На службе освящают просфоры. Православные верят, что благовещенская просфора обладает целебной силой. Ее хранили за образами как дорогое лекарственное средство и оберег. Так, если кто-нибудь из домочадцев страдал от лихорадки, его лечили именно благовещенской просфорой. Кроме того, ею защищали пашню от всякого лиха. Прежде чем сделать первую борозду, хозяин брал кусочек просфоры, растирал ее в порошок и закапывал по четырем углам своего земельного участка, щоб град посiву не побив. Перетертую просфору также добавляли в мед, которым хозяин подкармливал пчел, щоб роїлись.

В этот день первый раз выпускали во двор всю имеющуюся в хозяйстве живность — «на волю». Полагалось выгнать из хаты даже кота — «щоб чув весну та сам про себе дбав».

На Благовещение девушки первый раз водили весенний хоровод — «кривий танець». Веснянки, которые пели во время танца, назывались постовыми. Этим хороводом девчата уже не зазывали, а приветствовали весну: «Вже весна воскресла! Що ж ти нам принесла? Принесла вам росу, дiвочу красу!» Кстати, из-за поста на Благовещение в гости ходить не полагалось. Отмечали праздник в узком семейном кругу. Пожилые люди в этот день всегда обращали внимание на погоду: «Яка погода на Благовiщення, така й на Великдень буде». Солнечный день сулил богатый урожай. А еще в народе говорили: «До Благовiщення зими не кляни, бо вона ще може повернутися».

В нынешнем году Благовещение пришлось на Лазареву субботу. В этот день церковь вспоминает о воскрешении Иисусом Христом праведного Лазаря, уже четыре дня пролежавшего в гробу. Сотворив это чудо, Спаситель укрепил веру своих учеников и даровал миру уверенность в победе над смертью.

«За тиждень Великдень, вже недалечко червоне яєчко!»

А завтра, 8 апреля, верующие будут отмечать Вход Господень в Иерусалим. В народе праздник называется Вербна недiля, так как в этот день в церкви освещают ветки вербы. Стоит ли говорить о том, что пропустить литургию в столь большой праздник, было недопустимо. В церковь приходило очень много людей, так как именно в это утро они старались исповедоваться и причаститься, чтобы достойно встретить Пасху. И хотя это можно сделать и на следующей неделе, в старину считалось, що у Страсний тиждень до сповiдi йдуть найбiльшi грiшники. Тех же, кто проспал службу, даже «наказывали». Их легонько били прутиком вербы, приговаривая:

«Не я б`ю — верба б`є,

За тиждень Великдень,

Вже недалечко червоне яєчко!»

Впрочем, молодежь использовала вербу не только для «наказания». Возвращаясь из церкви, парни старались отхлестать веточками девчат: «Будь велика, як верба! А здорова, як вода, а багата, як земля!» Девушки отвечали молодым людям взаимностью: тоже легонько ударяли их прутьями и желали здоровья и счастья.

Влюбленные пары на вербе гадали. Подойдя к дому, в хату сразу не входили, а шли на огород и сажали там веточки. Если верба приживется, влюбленные осенью поженятся.

К освященным веткам вербы наши предки относились очень серьезно. Она была и оберегом, и лекарственным средством. Вербу клали в воду, купая детей. Ее отваром мыли голову при мигрени, добавляли веточки в разные настойки, которыми лечились от многих недугов. А запорожские казаки отваром вербы «склеювали рани».

Верба была необходима также, когда первый раз выгоняли скот на пастбище. Ею погоняли коров, «щоб нечисть не чiплялася до худоби». Считалось, что освященная верба может остановить бурю, защитить посевы от града и... потушить пожар.

Наши предки всегда внимательно следили, чтобы даже самые маленькие веточки вербы не валялись на земле. Их собирали и, если нельзя было использовать для лечения или других целей, сжигали, бо грiх ногами свячене топтати. Кстати, на Страстной неделе, когда хозяйки выпекали куличи, в печь бросали освященные прутики вербы.

После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя (в этом году с 9 по 14 апреля) — время строгого поста. В старину набожные люди ежедневно посещали службы в церкви и позволяли себе употреблять только растительную пищу без подсолнечного масла. А в народе шесть дней до Пасхи (15 апреля) назывались Бiлий тиждень. Это время активной подготовки к празднику. К Светлому Христову Воскресению белили хаты, наводили порядок на подворье, стирали белье, покупали продукты и обновки, кололи свиней и начиняли колбасы, расписывали яйца и делали творожные пасхи...

Рыбные колбаски

Для приготовления потребуется: 500 г рыбного филе, 1 картофелина, 6 небольших луковиц, растительное масло, перец, соль.

Филе рыбы дважды пропустить через мясорубку. Добавить сырой картофель, натертый на мелкой терке, мелко нашинкованный лук. Причем половину лука поджарить в небольшом количестве растительного масла, а другую половину положить в фарш в сыром виде. Добавить соль и перец по вкусу. Все хорошо перемешать до получения однородной массы. Если есть свежая зелень, добавить ее в фарш, предварительно мелко порезав. Смочить ладони в воде, сформовать из фарша колбаски, обвалять их в панировочных сухарях и обжарить в небольшом количестве подсолнечного масла.

На стол подавать с жареным картофелем, посыпав мелко порезанным чесноком.

Постный торт

Для приготовления теста потребуется: 1 стакан крепкого чая, 1 стакан меда, 1 стакан сахара, 1/2 стакана растительного масла, 1 чайная ложка соды (погасить в столовой ложке уксуса), 1/2 стакана изюма, мука. Грецкие орехи и шоколад — для украшения.

Для приготовления глазури потребуется: 1 столовая ложка порошка какао, 1-2 столовые ложки меда, 1 столовая ложка сахара, 1 столовая ложка воды (все ингредиенты смешать, довести до кипения, немного остудить).

Смешать крепкий чай, мед, сахар, растительное масло, погашенную уксусом соду и изюм. Добавлять муку, пока не получится тесто, имеющее консистенцию густой сметаны. Разделить тесто на две-три части, в одну из которых можно добавить какао. Выпекать коржи в духовке при температуре 150 градусов. Готовые коржи смазать джемом и сложить один на другой. Верх торта смазать глазурью и украсить орехами и тертым шоколадом.

27909

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів