ПОИСК
Історія сучасності

Наина Ельцина: «Борис Николаевич часто мне снится. Я с ним все время советуюсь мысленно…»

7:30 24 квітня 2012
Пять лет назад, 23 апреля 2007 года, ушел из жизни первый президент России

Борис Николаевич Ельцин умер 23 апреля 2007 года. Через два дня его провожали в последний путь по христианской традиции. Первого президента Российской Федерации отпевали в храме Христа Спасителя, а похоронили на Новодевичьем кладбище. Тогда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (умер 5 декабря 2008 года) сказал, что Россия впервые за сто с лишним лет прощалась с главой государства с молитвой и в храме.

«Ная приняла меня и полюбила таким, каким я был: упрямым, колючим. Конечно, ей приходилось со мной не просто»

Вдова первого российского президента в одном из интервью призналась, что сильно скучает по Борису Николаевичу: «Он часто мне снится. Я с ним все время советуюсь мысленно, все время разговариваю. Я даже с его фотографией разговариваю…»

Наина Иосифовна и Борис Николаевич прожили вместе более полувека. Познакомились, будучи студентами Уральского политехнического института. «Всегда была скромная, приветливая, какая-то мягкая. Это очень подходило к моему довольно неуемному характеру. Помню, первый раз мы объяснились друг другу в любви на втором курсе на галерке фойе, перед актовым залом института. И поцеловались у одной из колонн, и уже не в щечку, а по-настоящему… Вся дальнейшая жизнь показала, что это была судьба. Это был именно тот выбор — один из тысячи. Ная приняла меня и полюбила таким, каким я был: упрямым, колючим, и, конечно, ей было со мной не так просто. Ну а про себя я не говорю, полюбил ее, мягкую, нежную, добрую — на всю жизнь», — вспоминал о супруге Борис Ельцин в книге «Записки президента».

*Борис Ельцин: «Ная всегда была скромная, приветливая, какая-то мягкая. Это очень подходило к моему довольно неуемному характеру»

РЕКЛАМА

Свадьбу играли уже после окончания института. Шумную, многолюдную. Как вспоминали однокурсники Ельциных, поперек зала натянули огромную волейбольную сетку с плакатом: «Дабы не было вам горя, размножайтесь, Ная с Борей». И вскоре у супругов появились две дочери — Елена и Татьяна. Правда, отправляя жену в роддом второй раз, Борис Николаевич надеялся на сына. Несмотря на то что был человеком далеко не суеверным, «шаманил»: клал под подушку топор и фуражку. Но «амулеты» так и не сработали.

По мнению Ельцина, старшая Елена пошла характером в «крутого» отца, а младшая Татьяна — в мягкую мать. Тем не менее именно Татьяна Дьяченко активно сотрудничала с отцом в его бытность главой государства. И только ей, единственной из домашних, разрешалось входить в служебный кабинет Бориса Николаевича. «Внуков я, разумеется, тоже заводил в кабинет, все показал, рассказал, даже продемонстрировал, как дверной замок закрывается, и поставил на этом точку», — вспоминал Борис Ельцин.

РЕКЛАМА

Обручальное кольцо у первого президента России появилось… через сорок лет после свадьбы

Спустя сорок лет после заключения брака чета Ельциных сыграла еще одну свадьбу, домашнюю. Это событие Борис Николаевич описал в книге «Президентский марафон»: «Когда меня готовили к операции, дочки Лена и Таня вспомнили о годовщине нашей свадьбы. В сентябре юбилей, сорок лет. Идут с утра к нам с каким-то блюдечком. Я сначала даже не понял, в чем дело. На блюдечке два кольца: одно — с камушком — для Наины, а для меня — простое обручальное. У меня, кстати, его никогда не было. На свадьбу, помню, взял у деда его медное — напрокат, для загса. Так с тех пор без обручального кольца и ходил.

Говорят нам: «Молодые, сядьте рядом!» Наина, наверное, сразу сообразила, в чем дело. А я не мог понять, думал, что-то важное сказать хотят, что-то предложить. И вдруг, когда осознал все, такое тепло ощутил в груди, такую благодарность девчонкам… «Ну, мама, папа, поцелуйтесь! Обменяйтесь кольцами!» Какой солнечный свет в окне, какая жизнь хорошая! Хорошая — несмотря ни на что. Да, принесли кольца. Хоть смейся, хоть плачь. Но плакать не стали. Правда, и выпить тоже не смогли за здоровье молодых».

РЕКЛАМА

Наина Иосифовна признавалась, что за все годы совместной жизни у нее ни разу не возникала мысль о том, чтобы расстаться с супругом: «Мы даже никогда и не ссорились всерьез с Борисом Николаевичем. Наши дети никогда не слышали ссор. Да и повода не было всерьез поссориться. Мы с ним всегда были как одно целое. Я не понимаю, как женщина может говорить своему мужу: «Ненавижу!» Вот сейчас думаю: «Боже мой, 50 лет, а кажется, только вчера поженились. Так быстро прошла жизнь…»

Кстати, лет пять назад журналисты «Московского комсомольца» «раскопали» историю о том, что в свое время Наина Иосифовна могла выйти замуж за… Юрия Гагарина. «Ее подруга, Клавдия Михайловна, рассказала, как Наина Иосифовна променяла Гагарина на простого строителя Ельцина: «Помню, прибегает ко мне Ная и кричит с порога: «Включай телевизор!» В тот день Юрий Гагарин полетел в космос. Купили мы с ней бутылку шампанского, чтобы отметить это событие. А потом она призналась, что была близко знакома с космонавтом. Дружба с Гагариным завязалась у нее на танцплощадке в Оренбурге. Наина даже успела познакомиться с его родителями. «Вот за кого нужно было замуж-то выходить, — пеняла я ей. — Сейчас была бы женой первого человека, а то сидишь тут со строителем». В ответ Ная лишь улыбнулась».

А недавно вдова первого президента России в интервью тому же «Московскому комсомольцу» развенчала романтическую историю: «12 апреля 1961 года я сидела дома с ребенком. По радио вдруг сообщение, что человек полетел в космос. А дальше я слышу: это Юрий Гагарин, и он мой земляк, он из Оренбурга! Я схватила ребенка и побежала к соседке Клаве. Говорю ей: «Представляешь, человек в космосе — это мой земляк! Он из Оренбурга. Может быть, я его в Оренбурге когда-нибудь и видела?!» Это все, что я ей сказала. Я ведь не была знакома с Гагариным».

«Игрой на ложках шеф мог замучить кого угодно»

31 декабря 1999 года, поздравляя россиян с миллениумом, Борис Ельцин в двух словах объявил о своей отставке: «Я устал, я ухожу…» Впрочем, спокойная жизнь пенсионера так и не задалась: стал больше общаться с друзьями, засел за мемуары и… увлекся театром. Причем смотрел не только классические пьесы, но и постановки современных авторов. В книге «Президентский марафон» Борис Николаевич вспоминал, как пошел на мюзикл «Метро» в Театр оперетты, где на него «напали» восторженные фанаты.

«Конечно, много было просто здоровых эмоций, которые можно объяснить одним — возрастом. Но было и искреннее чувство, — писал Борис Ельцин. — Я это понял уже в театре, когда ко мне из зала (мы сидели в ложе) потянулась девушка, почти вылезая из туфелек, и протянула программку: «Пожалуйста, автограф, Борис Николаевич!» Я говорю: «Извините, у меня ручки нет!» Она: «Вот, помаду мою возьмите!» Мои женщины, конечно, помадой писать автограф не разрешили, тут же нашли ручку. Смешная деталь, а вспоминать почему-то приятно. А мюзикл просто потряс энергетикой, чистым ярким вокалом и… децибелами».

В другой раз Борис Николаевич с Наиной Иосифовной и врачом Сергеем Мироновым, долгие годы руководившим консилиумом Ельцина, отправились в ресторан «Сулико». Там, слушая, как супруга доктора поет вместе с грузинским мужским хором, президент стал отбивать ритм на ложках. Над этой его привычкой журналисты подтрунивали не один раз. А бывший начальник президентской охраны Александр Коржаков в книге «Борис Ельцин: от заката до рассвета» так вспоминал об увлечении шефа: «Чувство ритма у Ельцина было развито нормально. Оттого он неплохо играл на ложках. Этими ложками шеф мог кого угодно замучить. Даже во время официальных визитов требовал: «Дайте ложки!»

Если не оказывалось под рукой деревянных, годились и металлические ложки. Он их ловко сгибал и отбивал ритм исполняемой мелодии. Но металлические ложки стирали в кровь пальцы, мозоли потом ныли, раздражая шефа… Борис Николаевич, звонко шлепая ложками по разным частям собственного тела, начинал напевать: «Калинка, калинка, калинка моя. Выгоняла я корову на росу, повстречался мне медведь во лесу». Эти две строчки он в упоении повторял многократно, отбивая темп ложками. Многие слушатели, не выдержав комизма ситуации, хохотали».

Впрочем, не только это пристрастие президента заставляло людей улыбаться. Борис Ельцин, как и бывший премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин, был известен своими парадоксальными фразами, многие из них стали крылатыми.

«Два министра уперлись и не хотели этот вопрос решить. Мы взяли, разрубили их…»

 

«Это было правильное решение. Мое решение».

 

«Рожаете вы плохо. Я понимаю, сейчас трудно рожать, но все-таки надо постепенно поднатужиться…»

 

«…Я тоже уже дедушка: у меня три внука. Ой, что это я, у меня четыре внука. Совсем заездился…»

 

«Во всем виноват Чубайс».

 

«Разве российский шоколад хуже импортного? А пиво? О водке я не говорю».

 

«Просыпаясь утром, я спрашиваю себя: что ты сделал для Украины?».

 

«Я бросил монетку в Енисей, на счастье. Но не думайте, что на этом финансовая поддержка вашего края со стороны президента закончена».

 

«Денег мало, а любить людей нужно много».

 

«Диктатуры Ельцина не было и не будет, а других диктатур я не допущу».

Незадолго до смерти Борис Николаевич вместе с Наиной Иосифовной посетил святые места в Иордании. Они побывали, в частности, в историко-религиозном заповеднике «Место крещения Христа». По преданию, именно здесь Иоанн Креститель окунул в реку Иордан Иисуса Христа. Сопровождавший высоких гостей Зайдун аль-Джамаль вспоминал позже, что Борис Ельцин назвал основной целью своей поездки именно посещение заповедника: «Он спрашивал, правда ли, что в этих местах молитва особенно слышна Богу? И я отвечал, что здесь можно молиться прямо на улице — и Бог обязательно услышит…»

1290

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів