«Не поверив, что слепну, я подбежала к кроватке пятимесячного сыночка, желая еще раз взглянуть на него. Но вместо малыша увидела большое темное пятно»
Как только я вошла в палату, Алена внимательно меня рассмотрела, затем приветливо улыбнулась. Женщина, словно ребенок, комментирует все, что видит: «Черные волосы, карие глаза, красная блузка». Ее можно понять. Еще две недели назад, когда Алена попала в больницу, она не видела практически ничего, не могла даже рассмотреть пальцы на руке, поднесенной к глазам.
— Всю жизнь у меня было стопроцентное зрение, — рассказывает Алена из Боярки Киевской области. — Помню, еще в школе, хоть и сидела на задней парте, диктовала одноклассникам тексты с доски, а на приемах у окулиста слышала одно и то же: «С таким здоровьем вам в космонавты можно идти». Представьте, какое я испытала потрясение, когда поняла, что слепну. Зрение ухудшилось неожиданно, в течение нескольких часов. Голова стала тяжелой, предметы начали расплываться перед глазами. Я подбежала к кроватке пятимесячного сыночка, чтобы еще раз взглянуть на него, но вместо ребенка увидела… большое темное пятно. Муж сразу отвез меня к окулисту. «Ничего не понимаю, глаза здоровые, причина в чем-то другом, — удивлялся врач. — Не исключено, что проблема кроется в головном мозге. Вам нужны нейрохирурги». О Киевском институте нейрохирургии мне рассказала подруга, которую когда-то здесь оперировали. «Там лучшие специалисты в Украине, должны помочь», — подчеркнула она и оказалась права.
Сейчас врачи объясняют, что причиной столь резкого падения зрения стал рассеянный энцефалит, о котором я даже не догадывалась. Сколько времени вирус «жил» у меня в головном мозге и каким образом он туда попал, не знает никто. Одно могу сказать точно: если бы не высококлассные специалисты и поддержка любящего мужа, не известно, чем бы закончилась тяжелое заболевание.
*»Я знала, что дома меня ждут трое детей, — говорит Алена, — и это давало силы бороться с недугом»
А началось все с… родов. О большой и дружной семье я мечтала с детства. Когда узнала, что ношу под сердцем третьего ребенка, была вне себя от радости. Богданчик родился здоровым крепышом, весил четыре килограмма двести граммов. В роддоме мы пробыли несколько дней и сразу уехали домой. Сама беременность тоже протекала отлично: токсикоза не было даже на ранних сроках. И вдруг через три месяца после родов у меня поднимается температура и начинается страшная рвота, которая никак не прекращалась. О еде я даже слышать не могла. За месяц похудела на 22 килограмма.
«Из-за большого количества разных симптомов я даже не знала, к какому специалисту обращаться»
— В городской больнице Боярки, куда я обратилась, собрали целый консилиум врачей, они просто не знали, что со мной делать, — продолжает Алена. — Предполагали и гастрит, и пищевое отравление… Но специалисты были со мной честны и сразу признались: «Симптомы нехарактерны ни для одного заболевания». Назначили капельницы в надежде, что они помогут, но ожидаемого результата не было. Больше всего врачей удивляло, что у меня сохранилось грудное молоко, и это при том, что я практически ничего не ела. Сейчас думаю, что только благодаря осознанию того, что дома меня ждут дети, и выжила. Было ради кого бороться с недугом.
У меня появилась очень сильная слабость. Муж готовил рисовые и манные каши, но я не могла «запихнуть» в себя даже пару ложек. Когда обессилела до такой степени, что не могла поднять малыша на руки без помощи моей мамы, обратилась к специалисту по гирудотерапии (лечение при помощи пиявок. — Авт.). Он приходил ко мне каждый день утром и вечером. Пиявки выкладывал на живот и затылок. Уже через неделю состояние улучшилось, прошла тошнота, вернулся аппетит, и я стала набирать вес.
Подумала, что выздоравливаю, но болезнь продолжала вести себя очень странно. Каждый день симптомы были новыми, они то обострялись, то проходили. Однажды утром ухудшилось зрение, потом вернулось. Чуть позже затекла рука и онемела нога. Из-за такого количества разных и непохожих симптомов я не знала, к какому доктору обращаться. Если честно, даже не подозревала, что у всех этих признаков — общая причина. Обращала внимание на то, что больше всего беспокоило меня в данный момент. Теперь, когда все хорошо, я благодарна всем врачам, которые меня наблюдали. Уже завтра меня выписывают домой, сейчас мой лечащий врач Леонид Дмитриевич уверен: если я стану следовать его указаниям, организм восстановится полностью. А я обязательно буду это делать.
— Лечение еще не закончено, на протяжении нескольких месяцев мы будем наблюдать Алену, определяя дальнейшие действия, — говорит заведующий отделением восстановительной нейрохирургии Государственного учреждения «Институт нейрохирургии имени А. А. Ромоданова Национальной академии медицинских наук Украины» доктор медицинских наук Леонид Пичкур. — Сейчас тенденция хорошая. Уже на четвертый день лечения, во время очередного обхода женщина разглядела и безошибочно описала черты моего лица. Такое быстрое восстановление зрения свидетельствует о том, что мы вовремя определили вирусную атаку головного мозга, не дав ей разрушить зрительный нерв.
*Леонид Пичкур: «За последние годы в нашей клинике заметно увеличилось количество пациентов, чей организм подвергся вирусной атаке. В основном это молодые люди, которым нет и сорока лет»
— Как вы установили причину болезни?
— Первым делом сделали магнитно-резонансную томографию, показавшую, что вирусы постепенно поражают ствол головного мозга и зрительный нерв — это и стало причиной потери зрения. Чтобы определить природу вируса, мы сделали обследование спинномозговой жидкости (ликвора). Когда наши подозрения подтвердились, назначили противовирусную терапию, которая в данном случае и была основным лечением.
«Спровоцировать активность вируса может что угодно: простуда, стресс, чересчур строгая диета»
— Какие симптомы могут указывать на вирусную атаку организма?
— Небольшое повышение температуры тела, которая может держаться неделями и месяцами, сильная слабость, потеря сна и аппетита, — отвечает Леонид Пичкур. — А также — болевые синдромы, возникающие в разных участках тела в зависимости от того, какой нерв поражен вирусом. В случаях, когда вирус задел тройничный нерв — пациенты чувствуют острую пульсирующую боль в разных участках головы. При поражении нервов конечностей немеют руки и ноги. Сейчас я наблюдаю молодого человека, у которого вирус задел лицевой нерв, из-за чего у больного перекосилось лицо. Самое главное в таких случаях — не упустить драгоценное время и приступить к лечению как можно раньше.
Дело в том, что предугадать поведение вируса практически невозможно. Бывает, что он «живет» в организме человека десятилетиями, не давая о себе знать, а в какой-то момент активизируется и начинает действовать, поражая нервную систему. Иногда это происходит в течение нескольких часов. Спровоцировать такую активность может что угодно: простуда, стресс, алкоголь, чересчур строгие диеты. У Алены это, скорее всего, были роды или кормление грудью. В некоторых зарубежных клиниках противовирусную терапию назначают больному, имея хоть малейшее предположение, что причиной болезни стала вирусная атака. За последние годы в нашей клинике заметно увеличилось количество таких пациентов. Как ни странно, в основном это молодые люди, которым нет и сорока лет.
— Как можно предупредить потенциальную угрозу?
— К сожалению, если вирус находится в «спящем» состоянии — сделать это невозможно. Но мы можем не допустить развития болезни. Как правило, такое состояние возникает у людей с угнетенной иммунной системой в критический для организма момент. Поэтому необходимо вести здоровый образ жизни: нормально питаться, не нервничать из-за пустяков, высыпаться, тренировать иммунную систему, делая зарядку и отказавшись от курения и спиртного. И, что очень важно, необходимо вовремя обращаться к врачу за помощью, а также обязательно долечивать все болезни.
Когда материал готовился к печати, «ФАКТЫ» по телефону связались с Аленой, которая на тот момент была уже дома.
— Сейчас зрение восстановилось практически полностью: правый глаз видит хорошо, левый — частично, — раздался радостный голос. — Я уже читаю и смотрю телевизор. Когда приехала домой после больницы, дети настолько соскучились, что не отходили от меня ни на шаг, а я не могла на них насмотреться. Боли в руке тоже проходят. Раньше я каждое воскресенье играла в церкви на органе. Если честно, боялась, что теперь у меня не получится. Но стоило мне положить руки на клавиатуру, пальцы сами вспомнили необходимые движения.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2457Читайте нас у Facebook