«Рядовой Петр Щербина подхватил флаг из рук товарища, сраженного вражеской пулей на ступеньках Рейхстага, и одним из первых водрузил его на колонну»
Вот уже девять лет житель села Скельки Васильевского района Запорожской области Станислав Иванисов борется за присвоение звания Героя Украины (посмертно) своему земляку Петру Щербине. Иванисов считает, что Родина незаслуженно обидела человека, который не просто с боями дошел до Берлина, но участвовал в штурме Рейхстага и одним из первых водрузил красное знамя на колонну, подхватив его из рук товарища, сраженного вражеской пулей. А Героем Советского Союза не стал. И хотя сам подвиг рядового Щербины никем не оспаривается, более того, подтверждается официальными документами, надежды на восстановление исторической справедливости с каждым годом остается все меньше
«Из штаба фронта поступило указание — представить сто воинов к званию Героя»
Если спросить представителей старшего и среднего поколения, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом, то большинство назовет Михаила Егорова и Мелитона Кантарию. Только самые осведомленные в истории Второй мировой войны добавят еще несколько фамилий бойцов, кто помогал этим разведчикам пробраться на крышу Рейхстага и в составе иной группы устанавливал другое, самодельное полотнище. Правда, единства в споре, кому принадлежит первенство установки победного алого стяга, до сих пор нет. В интернете со ссылкой на самых уважаемых авторов и самые достоверные источники можно найти не менее трех(!) вариантов удачного выполнения поставленной высшим командованием задачи.
Не вдаваясь в дискуссию, оставим общепринятый вариант — Егоров — Кантария, лишь добавим, что сопровождать их на крышу, к фронтону главного подъезда, было поручено замполиту лейтенанту Алексею Бересту (также украинцу, уроженцу Сумской области). Именно на этом этапе и проявил геройство Петр Щербина. В 2007 году «ФАКТЫ» уже писали о его роли в знаменательном событии, однако с тех пор земляк героя Станислав Иванисов нашел еще немало подтверждений подвига паренька из Скелек.
— «Алексей Берест берет отделение автоматчиков Щербины и вместе с этим сопровождением, Егоровым и Кантарией со Знаменем уходит. Тут же на втором этаже раздались автоматные очереди и разрывы гранат. Завязался бой», — зачитывает Станислав Иванисов строчки из книги «Народный герой Алексей Берест» Юрия Галкина, полковника, краеведа, бывшего сотрудника Генерального штаба, а впоследствии работника Центрального архива Минобороны Российской Федерации.
— А вот копия обращения в Главное управление кадров Министерства обороны Союза ССР бывшего члена Военного совета 3-й ударной армии генерал-майора запаса Литвинова и бывшего командира 150-й стрелковой дивизии генерал-полковника запаса Шатилова, — продолжает Станислав Михайлович. — Они настоятельно просят возбудить ходатайство о представлении к званию Героя Советского Союза бывших солдат и офицеров 1-го стрелкового батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии, поясняя: при взятии Рейхстага из штаба Первого Белорусского фронта поступило указание — представить к званию Героя сто воинов, что командованием дивизии и было выполнено. Однако звание получили только 15 человек, остальные представления были отправлены в архив. Причем в их числе оказались люди, сыгравшие в штурме Рейхстага очень важную роль. В частности, рядовой Петр Пятницкий, который бежал со знаменем впереди атакующих. Он первым добрался до ступенек главного входа и погиб смертью героя. Рядовой Петр Щербина действовал в паре с Пятницким. В числе первых проник в Рейхстаг, храбро боролся с гитлеровцами внутри здания, был ранен. Вместе с лейтенантом Берестом прокладывал путь знаменосцам Егорову и Кантарии и прикрывал их огнем, пока они водружали знамя на куполе. Поэтому Щербина, как и Берест, является непосредственным участником водружения Знамени Победы над Рейхстагом.
Я ведь с 2003 года по крохам собираю материал о земляке — книги, в основном фронтовых корреспондентов, фотографии, фильмы, документы из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Ездил в Киев, в Институт истории НАНУ, отдел Великой Отечественной войны. О том, что Щербина подхватил флаг из рук убитого Пятницкого, написано и в энциклопедическом издании «История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», подготовленном на основе поминутного(!) воссоздания штурма Рейхстага его участниками и историками в ноябре 1961 года.
*Советские бойцы позируют на ступеньках Рейхстага: на переднем плане (с перебинтованной головой) — рядовой Петр Щербина
За проявленные при взятии Рейхстага смелость и доблесть украинца в июне 1945-го наградили орденом Красного Знамени. Почему же звание Героя не присвоили? Может, потому, что в первые годы войны в родных Скельках он оказался на оккупированной территории? Оказывается, «компетентные органы» позже настоятельно рекомендовали ему «не высовываться», да и на сельских торжествах по случаю Дня Победы ветерана не чествовали. Я с мая 2005 года не раз спрашивал: «Почему?» Ответ уклончивый: «Не рекомендуют его вспоминать». Такое отношение для бывшего воина было тяжелее боевых ранений. Вскоре он уехал жить на родину жены в Кострому, где и умер в 1981 году.
«Французским школьникам наши герои знакомы по учебникам»
Тем не менее в райцентре Васильевка, в музее истории и этнографии, появился стенд, посвященный известному земляку. С ним связана интересная история.
— В 2004-2005 годах я сделал витринку по несостоявшимся Героям Советского Союза, в том числе и по нашему уважаемому Петру Щербине, — рассказывает «ФАКТАМ» бывший директор музея Владимир Мешков. — Однажды заходит группа иностранцев, четыре человека, на ломаном языке объясняют, что они из Франции. И тут пожилая женщина на чистой украинской мове говорит, что приехала посетить свою бывшую родину — ее угнали фашисты в 1942 году, и она так и осталась за рубежом. Теперь вот привезла внуков в места, где жила. Я им показал полностью экспозицию по Великой Отечественной войне и наших несостоявшихся Героев. Вдруг парень, на вид лет 20-22, морщит лоб: «Щербина, Щербина, Пятницкий А-а, вспомнил, мы в школе учили, что Пятницкий — это первый советский солдат, который взбежал на крыльцо Рейхстага, а Щербина — сержант, который укрепил знамя на колонне здания». Выясняется, что у них в школе по истории Второй мировой войны изучается штурм Рейхстага и его герои! Я был поражен, что Франция знает это имя, а в нашей стране оно незаслуженно забыто. Тот же Пятницкий 20 лет считался без вести пропавшим, хотя на глазах всего полка лежал на крыльце Рейхстага до очередной атаки, а потом был там же, в Берлине, и похоронен. И лишь впоследствии семье сообщили, что он геройски погиб
— Станислав Михайлович, — обращаюсь к Иванисову, — в какие инстанции вы ходатайствовали о награждении Петра Щербины?
— Написал несколько писем депутатам российской Госдумы и самому Владимиру Путину с предложением присвоить Щербине посмертно звание Героя России. В присланном ответе мне объяснили: частное лицо не может обращаться с подобной просьбой к президенту чужой державы. Потом я и Ющенко писал, и Тимошенко. Януковичу не одно послание отправил, и Анне Герман четырежды документы про Щербину отсылал в надежде, что она покажет их Президенту. Когда из Администрации Президента (еще предыдущего) ответили, что вопросы, связанные с награждением, должна инициировать местная власть, я тормошил запорожских губернаторов, а их за несколько лет много сменилось. В 2009 году только по линии облгосадминистрации к руководству страны было послано шесть обращений! Но большинство моих писем осталось без ответа. Из управления Южного оперативного командования написали, что для присвоения Щербине звания Героя Украины нет правовых оснований: в соответствии с Положением звание не присваивается за заслуги, которые имели место в прошлом и не связаны со становлением и развитием независимой Украины. Но я даже составил список Героев Украины, умерших до образования независимого государства. Среди них — пять ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионер-политзаключенный, директор школы, спасавший учеников от голодной смерти во время Голодомора, поэт и композитор Владимир Ивасюк, а главное, в 2005 году Героем наконец-то стал Алексей Берест — советский офицер, с которым Щербина штурмовал Рейхстаг!
— Резонен вопрос: зачем вам это надо? И поддерживают ли вас окружающие?
— Я проработал учителем в школе 41 год. Честно говоря, увидев несправедливость в отношении Щербины, хотел просто подсказать руководителям страны, как ее исправить. Но я же не знал, что это будет так долго и безрезультатно! А теперь и жена говорит: «Сколько можно тратить нервов и сил?» И односельчане убеждают: «Не надо, Станислав Михайлович, не обращайтесь к власти — никто ничего не будет делать!»
*Станислав Михайлович Иванисов уверен, что в отношении Петра Щербины допущена вопиющая несправедливость (фото автора)
И действительно, в совсем свежем, апрельском, ответе Станиславу Иванисову пришли бездушные и до боли обидные строчки: «На ваши неоднократные аналогичные обращения относительно присвоения звания Героя Украины Щербине П. Д., органами государственной власти, Запорожской областной государственной администрации, вам давались исчерпывающие ответы, в частности, письмами от 8.12.2008 г., 17.07.2009 г., 26.08.2009 г., 20.10.2010 г. С учетом вышеизложенного, руководствуясь предписаниями статьи 8 Закона Украины «Про обращения граждан», сообщаем, что рассмотрение ваших обращений в Запорожской облгосадминистрации по вопросу присвоения звания Героя Украины Щербине П. Д., прекращается».
Правда, в следующем абзаце чиновники напомнили, что такое решение, в соответствии с законодательством, можно обжаловать в суде
2013Читайте нас у Facebook