Недорогие билеты раскупают в день начала продажи, за 45 суток, в течение часа
К счастью, «Укрзалiзниця» прислушалась к просьбам общественности и часть поездов отменять передумала. Например, в расписание вернулся популярный поезд № 91/92 Киев — Львов. Правда, он будет ходить под другим номером (№ 191/192), но практически в то же удобное время (о чем сообщалось в «ФАКТАХ»). А жители Волыни добились восстановления популярного поезда Ковель — Черновцы. Также благодаря многочисленным обращениям пассажиров продолжат курсировать поезда:
№ 363/364 Умань — Ясиноватая,
№ 623/624 Киев — Каменец-Подольский,
№ 669/670 Кременчуг — Бахмач,
№ 609/610 Черновцы — Окница,
№ 321/322 Мариуполь — Харьков,
№ 69/70 Мариуполь — Львов.
Железнодорожники поспешили заверить общественность: «Укрзалiзниця» и впредь будет изучать спрос пассажиров как на новый подвижной состав, так и на традиционные ночные поезда». А пока сокращение количества дешевых ночных поездов вызвало немалый ажиотаж. Люди начали лихорадочно скупать билеты на те составы, которые еще не отменили. В результате билеты на многие направления попросту исчезли. Как рассказали нам в кассах, в день начала продаж, за 45 суток, билеты на крымские, херсонские, одесские, ивано-франковские, львовские поезда раскупают в течение часа.
— Где-то через минут сорок после открытия продаж билетов на фирменный двенадцатый поезд Киев — Симферополь на конец июня у нас оставалось 17 купейных билетов (только верхние полки в разных вагонах) и 22 люкса, — рассказывает кассир Елена. — И их за сегодня тоже разберут, несмотря на высокие (около 300 гривен за купе и 900 гривен за люкс. — Авт.) цены.
Впрочем, проблемы с билетами на ночные поезда возникли гораздо раньше, как только стало известно, что расписание будет меняться.
— Мой сын занимается в спортивной секции, 15 июня наших детей должны отвезти в лагерь под Ворохтой, — рассказывает киевлянка Юлия. — Но из-за этой неразберихи билеты на поезда нельзя было купить в начале мая! На протяжении двух недель организаторы пытались приобрести централизованно 20 билетов в одном вагоне, но у них ничего не получилось. А везти группу в разных вагонах не рискнули. Поэтому родителям сказали, чтобы в лагерь детей доставили сами — ведь по два-три места в вагоне еще можно найти. Вот, теперь караулю у касс, вдруг кто-нибудь билет сдаст…
— А вы не пробовали купить у спекулянтов?
— Я еще надеюсь, что билеты появятся в кассах. Но если нет, вынуждена буду переплачивать. Ведь прямой поезд в Ворохту летом не ходит. Приходится брать в Ивано-Франковск. В кассах на эти поезда плацкартные билеты стоят от 110 гривен. А у перекупщиков — не менее 250 гривен. О купе я даже не говорю!
Кстати, традиционного в летнюю пору наплыва крепких парней, предлагающих купить «билетик недорого», у касс тоже не наблюдалось. Нам удалось найти только одного перекупщика, причем не в холле железнодорожных касс, а уже на выходе из вокзала. К тому же билеты он предлагал стыдливо — вполголоса.
— Что поделаешь? — говорит Сергей. — Милиция начала нас сильно гонять. Видимо, к Евро готовятся.
— А «бизнес» не страдает? У вас же никакой рекламы! Мы вас вообще еле нашли…
— Слухи разные ходят… Говорят, что нас будут щемить до конца Евро. А как будет на самом деле, не скажу.
Для того чтобы бороться со спекулянтами Министерство инфраструктуры снова собирается вернуть продажу билетов по паспортам. В частности, об этом заявил вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников.
— Я считаю, что нужно персонифицировать продажу билетов, — отметил он. — Мы еще обсуждаем эту проблему, надо применять ту же систему, что и в авиации: предъявляется документ — покупается билет. Тогда сразу будет видно, кто купил тысячу билетов за один день в разных районах города. Думаю, нам придется вернуться к персонификации билетов, хотя это и не совсем демократично.
Напомним, что несколько лет назад в Украине уже существовал такой порядок: продажа железнодорожных билетов по паспорту. Действительно, спекуляций тогда было меньше, но проблему дефицита проездных документов все-таки решить не удалось. По словам железнодорожников, крупные туристические фирмы заранее массово скупали места в поездах, так что все время ощущалась нехватка билетов на популярные направления.
Ну а пока пассажирам, которые не хотят переплачивать, придется «ловить» билетики, неся круглосуточную вахту у касс.
— Понятно, что люди раздражены, — делится с нами в неофициальном разговоре кассир Антонина Викторовна. — Они час, а то и полтора стоят в очереди. Слышат бесконечные разговоры о том, что нет билетов, нет поездов. Все это нервирует. И, естественно, когда люди подходят к окошку и узнают, что привычный поезд отменен, а на другой (менее удобный и более дорогой) не хватает пары гривен, у них лопается терпение… Ведь им придется снова стоять в очереди. Причем не исключено, что, пока они будут ходить за деньгами, билеты раскупят.
— Неужели кассиры не идут людям навстречу? Можно же отложить билеты, пока человек съездит за деньгами.
— А если он передумает ехать? Хотя некоторые кассиры все же откладывают. Мы же тоже люди. И я так делала. Мамочка с двумя детками брала билеты на курорт, и ей не хватило денег. Пришлось взять в залог паспорт…
Но если кассир в такой ситуации все-таки откажется войти в положение человека, это вполне может сорвать планы на отдых.
— Я покупала билеты в Севастополь, чтобы вместе с мужем отвезти к дедушке и бабушке дочку, — делится с нами киевлянка Ольга. — Заранее зашла в интернете на сайт «Укрзалiзницi», но цен не нашла. Поэтому ориентировалась на ту стоимость, по которой мы покупали билеты на 8 марта… Когда подошла к кассе, выяснилось, что самый дешевый поезд № 28 Киев — Севастополь вообще отменили. До Севастополя из Киева теперь идут другие поезда, и все — в неудобное время. Представляете, отстояла полтора часа в очереди и мне не хватило 23 гривен! Пришлось бежать на работу к мужу и брать деньги. Вернулась я буквально через сорок минут, опять простояла в очереди, и в кассе выяснилось, что билетов уже нет! Их что, все раскупили за два часа? Весь поезд? Неужели непонятно, что летом нужно пускать к морю дополнительные поезда, а не отменять существующие? Тем более такие дешевые и удобные…
— Действительно, — присоединяется к нашему разговору девушка лет двадцати, — мы с друзьями всегда покупали билеты на 28-й поезд и ездили в Бахчисарай. Было очень классно, вечером сел — утром уже на месте. Зачем его отменили? И при чем здесь новые поезда на Евро? Они же ходят по другим маршрутам!
Плацкартные билеты на отмененный поезд № 28 стоили около 110-115 гривен. На оставшиеся поезда Киев — Севастополь плацкартные билеты стоят до 135 гривен. То есть для семьи из четырех человек билеты туда и обратно могут оказаться даже на 160-200 гривен дороже. К тому же поезд Ь 28 отправлялся в Крым вечером, а оставшиеся в расписании поезда уходят из Киева в не самое удобное время. Два поезда — днем, в 12.59 и 15.50. А третий хоть и отправляется в 11 вечера, но прибывает в Севастополь только в четыре часа дня.
Впрочем, в июне — августе Приднепровская железная дорога планирует ввести из Крыма дополнительно не менее 60 пар поездов дальнего следования (в Россию и по Украине). В частности, предполагается, что появятся поезда Санкт-Петербург — Керчь, Симферополь — Тамбов и Воркута — Евпатория.
Ну а пока эксперты советуют людям покупать билеты через интернет. В частности, предлагают для снижения активности перекупщиков использовать зарубежный опыт: бронировать и приобретать билеты на сайте железной дороги.
— Благодаря этому процесс продаж становится прозрачнее, — отметил старший преподаватель кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства Артем Сосипатров в ходе опроса, проведенного специалистами Института Горшенина. — Билет выписывается, конечно, на определенные имя и фамилию, но здесь нет смысла опасаться нарушения прав человека, ведь авиабилеты везде в мире тоже именные.
Более того, к Евро-2012 и сама «Укрзалiзниця» решила развивать интернет-продажу билетов. Например, с 21 мая было официально объявлено о том, что на ее сайте booking.uz.gov.ua стартовала реализация железнодорожных билетов онлайн. Мы попытались купить билеты через этот сервис. Однако по состоянию на понедельник, 28 мая, он все еще пребывал в стадии «экспериментальной эксплуатации».
Удобство онлайн-сервиса очевидно: при покупке можно посмотреть все предлагаемые поезда, на которые есть билеты, и даже самому выбрать место и вагон. Есть даже англоязычная версия сайта, благодаря чему им могут пользоваться иностранные гости. Предусмотрен вариант оплаты платежными картами Visa и MasterCard, а в перспективе возможен расчет и с помощью других действующих в Украине платежных систем.
При наших попытках разжиться заветными билетами в режиме онлайн сайт не всегда отвечал на запросы и два раза завис непосредственно в процессе покупки. Время от времени на экране появлялось информационное окно «Сервiс тимчасово недоступний. Просимо вибачення за доставленi незручностi». Но мы надеемся, что по окончании экспериментальной эксплуатации сервиса он будет работать лучше. Особенно на стадии оплаты выбранных билетов.
По крайней мере «Укрзалiзниця» пообещала дать разъяснения относительно новой системы бронирования и покупки билетов на сайте booking.uz.gov.ua, поскольку в администрацию начали поступать письма от иностранных граждан, недовольных проблемами оплаты билетов с помощью зарубежных банковских карт. Железнодорожники заверили, что на все поступающие от пользователей, в том числе иностранных, жалобы оперативно реагируют в службе поддержки сервиса и дают пошаговые указания, как действовать в той или иной ситуации. На сайте указано: по вопросам работы сервиса необходимо обращаться в службу технической поддержки по телефону: +380 (44) 229-13-40 с 8.00 до 20.00.
Нельзя не отметить, что и ранее пассажиры могли купить железнодорожный билет через интернет. Вернее, только забронировать его на сайте www.e-kvytok.com.ua. Но при этом оплачивать проездной документ все равно нужно было в кассах. А это зачастую очереди и потраченное время, ведь не на всех вокзалах для этого есть отдельные кассы. Хотя многие предприимчивые пассажиры нашли выход — покупать электронные билеты в непопулярных кассах: международных, для депутатов или военнослужащих. К тому же на e-kvytok.com.ua прежде, чем купить билет, необходимо предварительно зарегистрироваться…
Впрочем, интернет-продажа железнодорожных билетов не решает проблемы, возникшие после отмены многих поездов. Во-первых, возможность воспользоваться онлайн-покупкой есть далеко не у всех жителей той же столицы, не говоря уже о небольших городах и райцентрах. Во-вторых, отменены многие маршруты и поезда, на которые люди хотели бы купить билеты. Глава правительства Украины Николай Азаров пообещал разобраться с отменой популярных ночных поездов. «Иногда выгодно и удобно провести ночь в поезде, чтобы рано утром быть в каком-то городе и день потратить для решения определенных вопросов, а вечером вернуться после работы домой», — написал премьер-министр на своей странице в Facebook. И многие его замечания уже успели исправить.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2885Читайте нас у Facebook