ПОИСК
Культура та мистецтво

Юрий Назаров: «После ЧП на стройке прораб выдал: «Тебе только в артисты идти!»

7:00 14 серпня 2012
Народный артист России, отметивший свое 75-летие, встретился со зрителями в Макеевке — на родине основателя отечественного кинематографа Александра Ханжонкова, со дня рождения которого 8 августа исполнилось 135 лет

На Дни Ханжонкова, традиционно проходящие в августе на родине основателя отечественного кинематографа, в Макеевку (Донецкая область) приехала группа известных киноактеров. В их числе — народный артист России Юрий Назаров, недавно отметивший 75-летний юбилей. Многие зрители помнят его по роли из нашумевшего фильма «Маленькая Вера», снимавшегося на Донбассе — в Мариуполе. Юрий Назаров сыграл отца главной героини, Веры, роль которой исполнила Наталья Негода. Его кинообраз был признан лучшим воплощением социального типажа, настолько сжился актер со своим героем — мариупольским шофером. На встрече Юрий Владимирович признался, что почерпнул этот типаж из реальной жизни, когда, бросив Щукинское театральное училище, подался на стройку в Казахстан.

«Тарковский из тех режиссеров, которым не отказывают»

— Я хотел, как Горький, пройти «свои университеты», — объясняет Юрий Назаров. — Опыт, полученный на строительстве, впоследствии пригодился во многих фильмах. Я понял: когда в отечественных «производственных» фильмах показывают, как на «чужака» в коллективе все набрасываются, — это неправда. Лично я никогда не видел такого. Там, где люди трудятся, есть своя нравственная константа.

Однажды, работая на лебедке, Юрий Владимирович залюбовался рассветом в казахской степи и... чуть не уронил пятитонную бадью с промерзлой землей на своих товарищей, которые работали внизу.

— Меня не то что матом никто не покрыл, дурного слова не сказали в мой адрес, — улыбается собеседник. — Прораб лишь выдохнул: «Тебе только в артисты идти». Такое не забудешь...

РЕКЛАМА

*Образ мариупольского шофера, отца главной героини в нашумевшей картине «Маленькая Вера», которого сыграл Юрий Назаров, был признан лучшим воплощением социального типажа (кадр из фильма, 1988 год)

В фильме Андрея Тарковского «Зеркало» Назаров играл контуженного военрука. Тарковский рассказал актеру, что якобы в его школьной жизни была реальная трагическая история с учителем, которому подростки-школьники подложили боевую гранату, и он спас их ценой собственной жизни.

РЕКЛАМА

— Я же сначала пытался играть моего школьного военрука — кстати, тоже контуженного ветерана, но мой образ Тарковскому не подошел, — вспоминает Юрий Назаров. — Он видел эту роль по-своему.

Работа с великим режиссером, по словам Юрия Владимировича, заставила его понять, что актер лишь материал в руках режиссера, как, впрочем, и исторический фактаж.

РЕКЛАМА

— В «Андрее Рублеве» Тарковский ввел своих персонажей — князей-близнецов (этих героев я и сыграл). Тексты ролей режиссер писал сам, и каждая фраза имела огромное значение. Вспомните, как смертельно раненный князь-предатель, полакав из лужи, словно собака, испускает дух на руках у Андрея Рублева со словами: «Господи, кабы не власть эта проклятая, как бы я любил брата!»

Тарковский из тех режиссеров, которым не отказывают... Жаль, что мне не удалось исполнить главную роль в фильме, который Андрей Арсеньевич планировал специально для меня и Ивана Лапикова. Я должен был играть дезертира, а Лапиков — моего отца, который прячет сына долгие годы. Увы, задуманное не воплотилось, так как Тарковский уехал работать за рубеж. Здесь работать ему не давали.

«Теперь даже в пьесах Ибсена и Чехова стараются показать половой акт. Мол, без него никак»

— Скажите, вам часто приходится отказываться от ролей?

— Да, если предлагают сценарии о том, как «СССР завоевывает весь мир». В одном случае я должен был играть советского генерала, который высаживается с войсками в США. Но поскольку неудобно перед мировым сообществом сразу появляться в США, то сперва СССР насылает на Америку... цунами. (Смеется.) А уж потом приходят советские миротворцы с гуманитарной помощью. Другой сценарий, где мне также отводилась роль генерала КГБ, был еще фантастичнее. Я должен был играть надсмотрщика над идеальными рабами, которые опять-таки призваны были помочь СССР завоевать весь мир. Идеальных рабов собирались получить путем скрещивания русской бабы, известной своими работоспособностью и терпением, с... гориллой. Я, отказавшись, все же перепугался — а вдруг и правда такое может быть? Позвонил своему школьному другу, лауреату Ленинской премии Эрнесту Малыгину, доктору биологических наук. Он меня успокоил: «У лошади с ишаком может получиться мул, а вот у гориллы с бабой ничего не получится».

— Ну а в голодные времена перестройки, наверное, не перебирали сценариями?

— Тогда предпочитал работать в другой сфере. Сбережения, собранные на покупку квартиры, после денежной реформы 1992 года резко уменьшились, и мы их решили просто проесть. Сын помог мне устроиться грузчиком. Я работал с китайцами, и они меня хвалили: «Он работает прямо как китаец!»

— В свое время фильм «Маленькая Вера» стал знаковым еще и потому, что в нем впервые в отечественном кинематографе были показаны откровенные сцены. И оказалось, что в СССР секс все-таки есть...

— А сейчас это вообще норма. Даже в пьесах Ибсена и Чехова современные режиссеры стараются показать половой акт. Без этого, мол, никак! — с возмущением отмечает Юрий Назаров. — Вот только странная закономерность: раньше «секса не было», а рождаемость росла. А теперь секс везде присутствует, но рождаемость почему-то убывает...

Фото автора

1179

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів