Бывший военный летчик Виктор Борисович: «После возвращения из Афганистана какой-то голос внутри меня постоянно твердил: нужно уйти из жизни»
Художественная мастерская
— Двадцать лет назад я попал в больницу с диагнозом суицидальные настроения и депрессия, — говорит Виктор Борисович. — Через год после моего возвращения из Афганистана, где я был военным летчиком, у меня произошел нервный срыв. Какой-то голос внутри постоянно твердил, что нужно уйти из жизни, подсказывая варианты, как это лучше сделать. Понимая ненормальность происходящего, мы вместе с женой отправились на прием к психиатру. Тогда врачи назначили мне курс лечения, который включал в себя различные лекарства. Я соблюдал все рекомендации специалистов, но интерес к жизни так и не возвращался. Все казалось скучным и неинтересным, а по утрам я даже не мог заставить себя подняться с кровати. Доктора постоянно твердили: «Не стоит зацикливаться на проблемах, нужно найти интересное занятие».
Однажды жена принесла мне в больницу бумагу и карандаши, и когда я начал рисовать, заметил, что все плохие мысли стали уходить. Я увлекся искусством настолько, что, проснувшись утром, первое, о чем думал: «Что нарисую сегодня?!» Позже я начал писать стихи, лепить из глины. В большом конференц-зале клиники мне даже разрешили создать свою мастерскую, где работаю каждый день. А в 2008 году на базе больницы заработал театр «Будьмо», режиссер которого Сергей Эненберг учит нас актерскому мастерству. Сейчас у меня совсем нет времени думать о плохом, каждую свободную минуту я уделяю репетициям и живописи.
— К сожалению, события в Афганистане очень отразились на человеческих судьбах, — говорит Виктор Борисович. — Никогда не забуду вечер 13 ноября 1988 года. Тогда офицеры собрались в одном помещении, чтобы посмотреть телевизор. Я в это время стирал вещи и пообещал подойти к ним позже. Вдруг услышал взрыв: в дом угодил снаряд, и все 12 человек, находившихся там, погибли. Позже выяснилось, что это был теракт. Событие даже показывали в телепрограмме «Время». Через два месяца я вернулся в Киев.
*За год службы в Афганистане летчик Виктор Борисович потерял многих товарищей...
В мастерской Виктора Борисовича развешаны написанные им картины. Некоторые работы посвящены военной тематике, но большинству присущи теплые и светлые мотивы, яркие, насыщенные цвета. В известной шекспировской пьесе «Буря», которую актеры показывали в рамках прошлогоднего киевского фестиваля, Виктор Борисович играл главную роль — герцога Миланского.
— Естественно, арт-терапия, которую практикуют специалисты нашей клиники, не основной, а вспомогательный метод лечения, а также реабилитации и социализации пациентов с психоневрологическими заболеваниями, — говорит главный врач киевской городской клинической психоневрологической больницы № 1, профессор, доктор медицинских наук Вячеслав Мишиев. — К сожалению, в обществе существует неприязнь к душевнобольным, многие боятся людей, у которых в медицинской карте есть запись психиатра. Хотя это совершенно неправильное отношение. Большинство наших пациентов — тонкие и ранимые личности, пережившие стресс или тяжелые жизненные обстоятельства, впавшие в депрессию. Очень часто этим людям бывает достаточно, чтобы их услышали и поняли. Как правило, именно увлечение искусством помогает им раскрыть себя, сохранить связь с обществом.
* «В большом конференц-зале клиники мне разрешили создать свою мастерскую, где работаю каждый день», — говорит Виктор Борисович (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
В нынешнем «Павлов-фесте» будут участвовать не только киевляне, но и творческие коллективы из других городов.
— После прошлогоднего фестиваля у двух наших участников купили картины, — говорит режиссер альтернативного театра «Будьмо» Сергей Эненберг. — И хотя суммы, которые за них заплатили покупатели, были небольшими, для художников это значило очень много. Как режиссер могу сказать: большинство душевнобольных людей, с которыми мне приходилось работать, по-настоящему талантливы. Когда в прошлом году одна пациентка читала со сцены свои стихи, зрители аплодировали стоя. В каждом стихотворении были очень мудрые и проникновенные мысли, прийти к которым может далеко не каждый человек.
Не так давно репетиции нашего театра начал посещать пациент, который до этого практически ни с кем не общался, постоянно молчал в страхе сказать что-то лишнее. Сначала он только наблюдал за игрой других, чуть позже разучил небольшие сценки, а потом появился на сцене. Сейчас мужчина не только играет главные роли в серьезнейших спектаклях, но и активно, со знанием дела обсуждает со мной пьесы после окончания репетиций. Считаю это большим успехом.
*В известной пьесе Шекспира «Буря», которую актеры показывали в рамках прошлогоднего киевского фестиваля, Виктор Борисович играл главную роль — герцога Миланского
— Где будет проходить «Павлов-фест» в этом году?
— 15 сентября в 12.00 в Киеве под аркой Дружбы народов будет официальное открытие фестиваля, который продлится ровно неделю, — отвечает Сергей Эненберг. — Кроме артистов театра «Будьмо», свои выступления также подготовили и другие творческие коллективы со всей Украины, среди которых аутисты, люди с синдромом Дауна и инвалиды-спинальники, занимающиеся танцами на колясках. Приглашенные скульпторы, художники и артисты будут давать мастер-классы для всех желающих.
К сожалению, подобные мероприятия пока еще не стали привычными для нашей страны, и все расходы по организации «Павлов-феста» взяли на себя спонсоры. Сейчас нам нужны волонтеры, готовые помочь в проведении фестиваля. Контакты организаторов, как и подробную программу мероприятия, можно найти на нашем сайте: http://pavlov-fest.kiev.ua Кроме того, уверен, что интернаты для детей с психоневрологическими особенностями будут рады любой помощи: детской одежде, канцтоварам, играм, деньгам для ремонтных работ, оборудованию.
— Метод арт-терапии уже много лет успешно применяют во всем мире для реабилитации пациентов. Каким образом искусство влияет на пациентов?
— Творчество, как правило, помогает человеку поверить в себя, понять, что какие-то особенности характера, поведения не делают его хуже других, — отвечает президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман (на фото). — При этом не обязательно становиться известным художником или выдающимся музыкантом. Помню одного мужчину, который, нарисовав свою первую картину, улыбнулся и сказал: «Этой работой я доказал всем, что у меня тоже есть талант». В Советском Союзе считалось, что любые заболевания, в том числе и проблемы с психикой, можно вылечить медикаментами. Но это не совсем правильно. Современные антидепрессанты действительно снимают острое состояние, но не возвращают пациента к полноценному существованию. В таком случае именно искусство служит мостом между болезнью и нормальной жизнью.
Сейчас в Украине арт-терапией занимаются во многих психиатрических больницах. В европейских странах такие реабилитационные центры находятся не в самой клинике, а отдельно и скорее напоминают клубы по интересам. Помню, во время моей командировки в Англию я посетил один из таких центров. Благодаря обстановке, максимально приближенной к нормальной жизни, пациенты восстанавливаются намного быстрее. Исследования, проведенные Международным институтом социологии в 2008 году, показали, что 80 процентов жителей Украины сопереживают и сочувствуют психически больным людям. Это очень хороший показатель, говорящий о том, что общество готово поддержать таких пациентов и помочь им быстрее пройти период реабилитации.
— Кто занимается с больными?
— В Украине это, как правило, художники, музыканты, скульпторы, дизайнеры. В Америке есть специальность арт-терапевт, которой обучают в университете. Вязать, рисовать, делать поделки из дерева и глины умеют не все пациенты. А трудореабилитологи и арт-терапевты помогают им проявить свои способности.
1170Читайте нас у Facebook