Борис Тодуров: «Выписываясь из нашей клиники, Леонид Броневой пообещал мне не курить и подарил свою зажигалку»
Три недели Леонид Броневой провел в киевском Центре сердца. Ночью после спектакля «Вишневый сад», которым завершались гастроли в Киеве знаменитого российского театра «Ленком», популярному артисту стало плохо. Когда его доставили в клинику, врачи диагностировали у него обширный инфаркт. Актеру срочно провели операцию. В суженные сосуды поставили металлические стенты, чтобы восстановить кровоснабжение сердца. Первые пять дней киевские кардиохирурги и реаниматологи буквально боролись за жизнь Леонида Броневого.
— Нам удалось сделать все, чтобы любимый миллионами зрителей актер пошел на поправку, хотя, признаюсь, наш известный пациент балансировал на грани жизни и смерти, — говорит директор киевского Центра сердца, главный кардиохирург Министерства здравоохранения Украины, доктор медицинских наук Борис Тодуров. — Уже накануне выписки Леонид Сергеевич сказал мне, что родился дважды. И оба раза в Киеве. Первый раз — 83 года назад на Крещатике. А второй раз — три недели назад в нашей клинике.
Еще когда Леонид Сергеевич находился в реанимации, правительство Российской Федерации предложило перевезти актера в Москву. Такую возможность буквально каждый день обсуждал с Борисом Тодуровым художественный руководитель театра «Ленком», давний близкий друг Леонида Броневого Марк Захаров. Но сначала киевский кардиохирург не давал добро на такой переезд. А затем сам актер сказал, что останется в Киеве до тех пор, пока не почувствует себя лучше.
— Уже на второй день пребывания Леонида Броневого в нашей клинике к нему приехала жена, — продолжает Борис Тодуров. — Мы выделили для нее палату рядом с реанимационным отделением. Виктория Валентиновна могла заходить к мужу, разговаривать с ним, наблюдать за работой врачей. Когда актера перевели в обычное отделение, супруга «переехала» туда же.
Леонид Броневой, не желая представать перед публикой болезненным и слабым, не захотел давать интервью. Общался только с врачами. Но не смог отказать, когда премьер-министр Украины Николай Азаров выразил желание его проведать. Также несколько раз в клинику к актеру приезжал посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов.
— Решение о выписке мы принимали вместе с Леонидом Сергеевичем, — говорит Борис Тодуров. — У нас артист прошел не только лечение, но и курс реабилитации. Но Леониду Броневому еще необходимо время для восстановления. Поэтому мы сразу оговорили, что по приезде в Москву Леонид Сергеевич обратится в российский кардиологический комплекс, которым заведует академик Евгений Чазов. В пятницу, перед тем как отправить нашего известного пациента на поезд, мы дали ему еще ряд рекомендаций: как себя вести, какие препараты принимать. Для сопровождения артиста в Москву из столицы Российской Федерации приехали два врача. Мы с ними тоже проговорили все нюансы состояния Леонида Броневого. На вокзал актера отвезли в реанимобиле медицинской фирмы «Борис». Его супругу доставил я. Беседуя с Викторией Валентиновной по дороге, еще раз поймал себя на мысли, к какому удивительному поколению относятся эти люди. И Леонид Броневой, и его жена невероятно интеллигентны, вежливы, непритязательны. Такие люди нынче встречаются крайне редко.
Во время прощания с врачами в клинике Леонид Броневой пообещал больше не курить и подарил Борису Тодурову свою зажигалку.
— Леонид Сергеевич вложил мне ее в руку со словами: «Останется вам на память обо мне», — продолжает Борис Михайлович. — Это не только зажигалка. В маленьком металлическом корпусе прячутся и нож, и штопор, и открывалка. Это своеобразный дорожный набор, который явно много лет сопровождал Леонида Сергеевича. Я в свою очередь уже в вагоне поезда подарил Леониду Сергеевичу кипарисовый крестик с горы Афон, освященный в греческом мужском монастыре. Сняв с себя крест, надел его на шею своего пациента. Он в нем и уехал...
*Эта зажигалка, которая много лет служила Леониду Броневому, теперь хранится у Бориса Тодурова
Борис Тодуров считает, что Леонид Броневой сможет снова выйти на сцену.
— Об этом я сказал и самому актеру, — говорит кардиохирург. — Если он пройдет полный восстановительный курс и мышцы его ног достаточно окрепнут, то вскоре Леонид Сергеевич снова сможет играть. Признаюсь, Леонид Броневой пригласил меня в Москву на свои спектакли. И я надеюсь, что обязательно увижу своего пациента в постановках «Ленкома».
О пребывании Леонида Броневого в киевском Центре сердца теперь будут напоминать слова, оставленные актером в книге благодарностей: «Низко всем кланяюсь и благодарю. С уважением и поклонением, Народный артист СССР Броневой Леонид Сергеевич. 12.10.2012».
*Леонид Броневой и его супруга Виктория Валентиновна, покидая клинику, сфотографировались на память с врачами, которые спасли актеру жизнь
2606Читайте нас у Facebook