Народная артистка России Нелли Корниенко: «До сих пор у меня хранятся французские духи, которые 45 лет назад мой муж Юра привез из Парижа»
В том же году фильм режиссера Сергея Герасимова «Журналист» с Юрием Васильевым и Галиной Польских в главных ролях получил Большой приз Московского международного кинофестиваля. Картину посмотрели около 28 миллионов советских зрителей.
По сюжету молодой московский журналист Юрий Алябьев отправляется в небольшой промышленный городок, чтобы разобраться в жалобах некой гражданки Аникиной. И в этой командировке влюбляется в работающую на заводе Шурочку Окаемову, роль которой сыграла Галина Польских. Девушка его отвергает. Алябьев возвращается в Москву, а затем едет в командировку в Париж, где общается с дипломатами, легендарной актрисой Анни Жирардо, посещает репетицию Мирей Матье... Но забыть Шурочку не может, снова приезжает в провинциальный город и делает ей предложение.
Так же блестяще Юрий Васильев сыграл в получившем кинопремию «Оскар» фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» роль телеоператора Рудика, соблазнившего Катю Тихомирову. Увы, замечательный артист не дожил до наших дней.
О том, что осталось за кадром фильма «Журналист», и о своем известном муже Юрии Васильеве «ФАКТАМ» рассказала народная артистка России Нелли Корниенко, известная зрителям по фильмам «Скандальное происшествие в Брикмилле», «Ловцы губок» и многим театральным постановкам.
«Сергей Герасимов сам делал уральские пельмени. В этом деле он был ас»
— Нелли Ивановна, помните триумф, связанный с фильмом?
— Конечно. Я, беременная, присутствовала на его премьере и чествовании создателей — режиссера и артистов — в Кремлевском дворце съездов. Сидела в зале, а муж вместе с Сергеем Герасимовым и другими коллегами находились на сцене. Награда вручалась режиссеру, а Юра получил... славу и чемодан писем. Одна поклонница писала: «Хочу выйти за тебя замуж!» Другая в надежде стать его женой фантазировала, что ждет от него ребенка. Женщины сходили с ума по Юре.
*В фильме «Москва слезам не верит» Юрий Васильев блестяще сыграл роль телеоператора Рудика
— А вы ревновали его? Рассказывают, будто на том показе в Кремле, когда ваш муж на экране целовался с Галиной Польских, вы пили валерьянку...
— Ну, не совсем так было. Когда на экране начались страстные поцелуи, сидевшие рядом со мной девчонки-монтажницы из съемочной группы спросили меня в шутку: «Нелли, вам валерьяночки не нужно?» Я им тогда ответила: «Нет, справлюсь и без нее». Конечно, ревновала. Юра тоже ведь меня ревновал, так как роли у меня в театре были разные. Но он делал это тихо, молча, а я порой очень бурно.
— В жизни Юрий Николаевич был похож на своего героя журналиста-международника, с иголочки одетого, импозантного?
— У Юры был очень хороший вкус. Он никогда не надел бы галстук, если тот не подходил к рубашке и костюму. Муж всегда был ухожен. Помню, на вечере по случаю получения им звания народного артиста России прозвучал тост в мой адрес. В нем говорилось: мол, в этом моя заслуга. Но, скажу честно, это не совсем так — прежде всего заслуга Юры.
— Снимать фильм в Париже не каждый режиссер мог себе тогда позволить.
— Да, по тем временам картина была «бомбой». Поначалу фильм планировали снимать в Америке. Уже и чемоданы собирали. Но вдруг что-то случилось — что именно, не знаю, и Америку «поменяли» на Францию. Это была первая Юрина поездка за границу. Приехал он оттуда с подарками, приодел нас. До сих пор у меня хранятся французские духи, которые сорок пять лет назад Юра привез из Парижа. Как говорится, остатки сладки.
— К тому же не в каждом советском фильме снимались Мирей Матье и Анни Жирардо.
— Мирей Матье была совсем юная, но уже звезда. Кажется, ей исполнилось всего 19 лет. Юра с ней лично не общался, но видел ее и слышал этот прекрасный голос. А с Анни Жирардо пообщался.
— Как у вашего супруга складывались отношения с Сергеем Герасимовым, Тамарой Макаровой, Василием Шукшиным, Галиной Польских?
— Юра со всеми ладил. Рассказывал, как Сергей Герасимов приглашал актеров на посиделки. Сам делал уральские пельмени. В этом деле он был ас. Но особенно Юра подружился с Анатолием Крыжанским, сыгравшим американского журналиста. Интересно, что Анатолий не был актером, работал на радио. Юра дружил с ним много лет.
«Отцом Юра был очень хорошим — полной противоположностью Рудику из фильма «Москва слезам не верит»
— Галина Польских, для которой ее педагоги Герасимов и Макарова специально написали роль, в одном интервью рассказывала, что период съемок был одним из самых тяжелых в ее жизни: умерла вырастившая ее бабушка, а спустя десять дней трагически погиб муж.
— Увы, бывают такие черные полосы...
— Наверное, получить главную роль в фильме «Журналист» мечтали многие артисты.
— Сергей Герасимов очень долго искал претендента. Юру в числе многих артистов пригласили на пробы. Герасимов посмотрел на него и сказал: «То, что мне нужно!»
— Обаятельный, интеллигентный, умный...
— И профессионал. Жаль, что его талант не был реализован в полной мере. Сколько бы ролей мог блестяще сыграть, но не давали же, а он не просил. Например, Юра очень любил Чехова. Томик его произведений всегда лежал у Юры на тумбочке. Мечтал сыграть у нас в Малом театре, где вместе мы проработали всю жизнь, Гаева в «Вишневом саду». Но к этой роли его даже близко не подпускали. Юра очень переживал. Он был скрытен, говорить на подобные темы не любил. Но я знала. Видела переписанную от руки роль в его тетрадке.
*Нелли Корниенко: «Нас с Юрой пригласили на главные роли в фильме „Ловцы губок“. Играли влюбленных и были в действительности влюбленной парой. Время незабываемых, красивых съемок, проходивших в Судаке»
— Видимо, примерял ее на себя?
— Он много думал, размышлял над ней. Мы, артисты, зависим от случая. Вдруг кто-то из коллег заболеет, а ты знаешь текст и сможешь его подменить. Но бороться за роли не умел. Так что нередко сидел без работы. На похоронах Юры Владимир Меньшов, в фильме которого «Москва слезам не верит» муж сыграл роль Рудика, сказал, что актер с такими данными на Западе имел бы славу Алена Делона.
— Эту роль Юрий Николаевич получил спустя десять лет после того, как сыграл в «Журналисте». Исполнил ее блестяще! А в жизни он каким был отцом?
— Очень хорошим, любящим — полной противоположностью Рудику из фильма «Москва слезам не верит». Наша дочь Катя похожа на Юру. Она и сама уже давно мама. Нашему внуку Коле уже 19 лет. Интересно, что после этой Юриной роли писем от поклонниц, подобных тем, что приходили после «Журналиста», не было. Никто из женщин не желал иметь дело с безвольным «маменькиным сынком». Зрители практически всегда отождествляют артиста с сыгранным им героем.
«Наши взгляды встретились на несколько секунд. Меня словно молнией поразило»
— Нелли Ивановна, а как вы познакомились с Юрием Николаевичем?
— Это произошло в Геленджике. Мы приехали на море с подругой. Нам было по 18 лет. А Юра отдыхал с двоюродным братом в другом пансионате. И вот однажды на пляже я увидела, как он выходил из воды. Наши взгляды встретились на несколько секунд. Они и решили нашу дальнейшую судьбу. Сейчас вспоминаю, как меня словно молнией пронзило! Правда, познакомиться сразу мы не решились. Помогла моя подруга. Ради меня она была готова на все. Подсела к ребятам, устроившимся на песке играть в карты, попросила, чтобы ее научили играть. А во время игры завязался разговор, договорились вечером встретиться на танцах. И там мы уже с Юрой познакомились. Я узнала, что он учится в ГИТИСе, а я — в Щепкинском театральном училище. Встречались мы почти три года, а потом поженились.
— Два будущих актера случайно встретились на пляже. Мистика прямо.
— А не мистика ли, что нас с Юрой пригласили на главные роли в фильме «Ловцы губок» и вдруг мы встретились на съемочной площадке? Не мистика ли, что играли влюбленных и в действительности были влюбленной парой? Время незабываемых, очень красивых съемок, проходивших в Судаке.
К слову, очень интересна и история, как я познакомилась с режиссером, который снимал эту картину. Это произошло... в троллейбусе. Я ехала в учебный театр, читала. И вдруг уловила на себе пристальный мужской взгляд. Выхожу — мужчина за мной. Подошел, предъявил документ, что он режиссер «Мосфильма», сказал, что подбирает актеров для съемок в картине. Я ему ответила: «Вы знаете, я сейчас заканчиваю театральное училище...» Он когда услышал, не мог поверить, что такое совпадение. Внешность подошла, да к тому же будущая актриса!
Юра тоже попал на съемки случайно. До него пробовались Саша Лазарев-старший, Валентин Гафт... А потом кто-то предложил кандидатуру Васильева. К слову, в 1999 году, незадолго до смерти мужа, мы летали с ним в Афины на празднование сорокалетия фильма. Провели там целую неделю. В том же году он получил и звание народного артиста России.
— Чем увлекался ваш муж?
— Очень любил играть в теннис. Когда собирались на гастроли, первым делом укладывал ракетки, мячи. А когда приезжали на место, сразу же искал корты. Так было и в Киеве, и в Алма-Ате... Еще обожал плавать. А когда купил дом в деревне, увлекся строительством и агрономией. Вырастил чудесный яблоневый сад. Яблони до сих пор плодоносят. Юра мне и по дому помогал. Ходил в магазины, мог что-то приготовить.
— Он ведь очень рано ушел — в 59 лет.
— Четыре месяца не дожил до шестидесятилетия. Мы уже даже начали обсуждать, как будем отмечать дату. Но, к сожалению, дожить до юбилея Юре было не суждено.
— Накануне трагедии у вас были какие-то тревожные предчувствия?
— Никаких. Я готовила на кухне котлеты. На следующий день мы собирались ехать на дачу сажать огурцы. Юра отдыхал в спальне. Когда я зашла к нему, телевизор работал, а мужа уже... не было. Его сердце остановилось. В этот день он проходил техосмотр и накануне очень волновался, так как «Нива», на которой ездил, была уже не новая. Нервничал, чтобы не придрались. Были еще какие-то дела в тот день. Пришел очень уставший. Ужинать отказался, сказал, что хочет прилечь, отдохнуть. Я на кухне, в соседней комнате находилась Юрина мама. И в это время Юры не стало. Страшно.
Муж часто приходит ко мне во снах. Бывает, что каждый день. Боль не утихает, становится только еще сильнее...
44607Читайте нас у Facebook