За 15 лет грыжа у меня на животе увеличилась до размеров большой дыни
«Я настолько боялась операции, что никакие уговоры родных не воспринимала»
— Пятнадцать лет назад я уже перенесла операцию по поводу грыжи белой линии живота, — рассказывает
Первое время образование на животе особо не беспокоило. Когда грыжа выпячивалась, я самостоятельно вправляла ее и занималась своими делами: убирала, гладила, пересаживала цветы. Но позже грыжа начала увеличиваться в размерах и совершенно перестала вправляться. Внешне образование напоминало огромную дыню. «Без операции грыжа может ущемиться. Тогда вы умрете», — предупреждали врачи. Я это понимала, но не могла пересилить свой страх: боялась операционного стола, огромных шрамов, длительной реабилитации. И это при том, что меня беспокоили сильные боли, особенно ночью. Всю работу по дому взял на себя супруг. И он, и дочка пытались уговорить меня на операцию, но я отказывалась.
— Как же все-таки согласились?
— Однажды дочка пригласила нас с мужем к себе домой. Это был приятный семейный вечер: мы пили чай, разговаривали. Вдруг дочь завела разговор о киевской клинике, о которой узнала через интернет: «Мама, просто сходи на консультацию! Об операции речь не идет». Пришлось согласиться. В больнице меня осмотрели сразу несколько специалистов. Затем они принялись обсуждать мой случай, после чего профессор Ярослав Фелештинский предложил провести операцию с помощью щадящего метода, без разреза брюшной полости. Врач сказал, что уже через пару часов после операции я смогу ходить. Поразительно, но после этих слов у меня исчез страх.
— Лапароскопический метод, с помощью которого прооперировали Елену Борисовну, мы применяем уже более пяти лет, но настолько большую грыжу оперировали впервые, — говорит заведующий кафедрой хирургии и проктологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика доктор медицинских наук, профессор заслуженный врач Украины Ярослав Фелештинский. — При этом методе не разрезается брюшная стенка, поэтому во всем мире он считается наименее травматичным для пациента. На животе больного делается три-пять небольших проколов, в зависимости от расположения и размера грыжи. Через них в брюшную полость вводят лапароскоп, хирургические инструменты и специальную композитную сетку для укрепления брюшной полости. Благодаря особому покрытию она не срастается с внутренними органами и предотвращает образование спаек. После такой операции у человека остаются лишь небольшие точки, которые со временем затягиваются. Уже на третий день мы выписываем пациента, а через неделю он возвращается к привычному образу жизни. Обычно малотравматичный метод применяют для удаления небольших образований, но Елена Борисовна настолько боялась, что, оценив ее состояние, мы поняли: ей такая операция подойдет.
*Профессор Ярослав Фелештинский: «Малотравматичные операции мы применяем для удаления как больших, так и маленьких грыж»
— За 15 лет о моей проблеме узнали все: родственники, знакомые, соседи, — продолжает Елена Борисовна. — Помню, через несколько часов после операции мне позвонила знакомая — узнать, как я себя чувствую. «Отлично. Уже гуляю по коридору. Завтра планирую выйти на улицу». «Как ходишь? — удивилась она. — Тебя ведь только сегодня прооперировали». «А это все современные технологии, — смеюсь я. — Утром прооперировали, а вечером — здоров». Я бы и домой поехала на следующий день, но врачи не разрешили.
Первое время после операции мне было тяжело дышать, казалось, внутри какой-то комок мешал. Но врачи сказали, что это скоро пройдет. Также посоветовали придерживаться определенной диеты: первый день я пила лишь воду, на второй мне разрешили бульон, а теперь можно есть все, правда, небольшими порциями. Я, как и все члены моей семьи, очень благодарна врачам за их профессионализм и хорошее отношение. Сейчас уже собираюсь домой. Но через месяц приеду в столицу на плановый осмотр.
«Грыжа живота встречается у восьми человек из ста»
— Как часто вам приходится выполнять подобные операции? — спрашиваю профессора Ярослава Фелештинского.
— Когда малотравматичные операции только появились, их применяли в основном для удаления желчного пузыря, но сегодня при помощи лапароскопии мы лечим практически все заболевания органов брюшной полости: болезни кишечника, желудка, все виды грыж (паховые, пупочные, белой линии живота, пищевого отверстия диафрагмы, послеоперационные). Недавно я оперировал мужчину, у которого были две паховые грыжи с обеих сторон. В ходе одной лапароскопической операции, длившейся всего полтора часа, нам удалось избавить пациента от двух грыж. Уже через день он отлично себя чувствовал и уехал домой. Если оперировать такого больного традиционным способом, потребовались бы две операции и, соответственно, два наркоза.
— Существуют ли противопоказания для лапароскопии?
— Мы рекомендуем открытую операцию в случае сильно выраженного спаечного процесса (сращение органов брюшной полости). Тогда при помощи лапароскопа отделить один орган от другого практически невозможно. Как правило, такую патологию наблюдаем у пациентов, перенесших большое количество операций на брюшной полости, или у тех, кто ходил с грыжей длительное время. Согласно статистике, у восьми из ста жителей нашей страны есть грыжа. И, к большому сожалению, многие обращаются в больницу не сразу, а когда образование не дает нормально жить. Противопоказанием для операции могут стать серьезные недуги сердечно-сосудистой системы или дыхательных путей.
— По каким симптомам можно диагностировать заболевание?
— Сделать это достаточно просто: если на животе появилось выпячивание, которое вправляется в положении лежа, скорее всего, это грыжа. Как правило, при физической нагрузке или кашле человек чувствует боли в животе, не может носить тяжести, быстро устает. В такой ситуации необходимо обратиться к врачу. Ни в коем случае нельзя вправлять грыжу самостоятельно. Врач сразу направляет больного на операцию. Если вмешательство не провести вовремя, грыжа начнет увеличиваться и в любой момент может ущемиться. Тогда больного по «скорой» направляют в ближайший стационар, где проводят срочное хирургическое вмешательство. Если этого не сделать, у человека может произойти некроз зажатой части кишки, что приведет к кишечной непроходимости и перитониту.
— Почему возникают послеоперационные грыжи?
— У одних плохо заживают раны, кому-то некачественно обработали шов или же больной не соблюдает элементарных правил после операции. Например, первый месяц после любого вмешательства человеку нельзя носить тяжести, резко наклоняться, ходить по ступенькам, выполнять физические нагрузки. Желательно носить бандаж.
— Я слышала, что грыжи нередко возникают у полных людей...
— Это действительно так. Поэтому следить за весом необходимо. Более того, полные люди не сразу замечают образовавшуюся грыжу. Оперируя людей, страдающих избыточным весом, мы также удаляем свисающий жировой фартук. Брюшную стенку укрепляем специальной сеткой, не уменьшая объем брюшной полости. Это позволяет избежать тяжелых осложнений со стороны легких, сердца, а также развития повторной грыжи. Также грыжи возникают и у людей со слабой брюшной стенкой — при поднятии тяжестей. Сейчас мы применяем наиболее безопасные технологии. Перед операцией тщательно обследуем больного, нормализируем давление, подлечиваем сердце, подбираем щадящие методы обезболивания.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
19705Читайте нас у Facebook