Маммолог-онколог Николай Аникусько: «Даже при запущенной стадии рака пациентке можно продлить жизнь на пять лет»
«Рак — не приговор», — слышится со всех сторон. Но когда этот диагноз ставят кому-то из близких или есть риск развития болезни у тебя самого, становится страшно. Кажется, что жизнь заканчивается. И с этим стереотипом активно борются врачи, утверждая: рак, выявленный на ранней стадии, можно победить, если регулярно обследоваться, ответственно относиться к своему здоровью. На профилактических осмотрах особенно настаивают маммологи, ведь рак груди находится на первом месте среди онкологических заболеваний, которые поражают женщин. К сожалению, зачастую они приходят к специалистам, когда опухоль дала метастазы или ее уже невозможно удалить. А ведь если образование выявить, когда оно еще не разрослось, с ним можно успешно справиться, сохранив при этом грудь! Согласно статистике, рак молочной железы выявляют у одной из 1200 женщин в возрасте до 30 лет, у одной из 207 — от 30 до 40 лет, а в 40—59 лет болеет уже одна из 24. После 60 лет диагноз рак ставят каждой 13-й пациентке. О методах лечения, операциях и возможностях современной медицины во время традиционной прямой линии «ФАКТОВ» нашим читателям рассказал заведующий маммологическим отделением Киевского городского клинического онкологического центра Николай Аникусько.
— Здравствуйте, Николай Федорович! Звонит Лидия из Полтавской области. Моей дочери 23 года, ей поставили диагноз диффузно-фиброзно-кистозная мастопатия. Это опасно?
— Такой вид мастопатии сейчас встречается у многих девушек. Она говорит о гормональных нарушениях — недостатке прогестерона, вырабатываемого в яичниках. Вашей дочери обязательно нужно показаться гинекологу и онкологу, чтобы исключить сопутствующие изменения, опухоли. Это хроническая болезнь, которая развивается годами.
— Пролечившись, дочь сможет выносить ребенка?
— Конечно. В 1980-е годы таким пациенткам даже рекомендовали как можно скорее рожать — это был один из видов лечения. Ведь прогестерон вырабатывается не только в яичниках, но и в плаценте, поэтому беременность полезна для молочной железы. Но мы не можем настаивать на таком «лечении». Наладить выработку гормонов помогают и лекарственные препараты. Важно помнить: если врачи выявили фиброзно-кистозную мастопатию, значит, нужно регулярно наблюдаться у специалиста. Эта болезнь часто является предвестником серьезных изменений, из-за которых в будущем могут возникнуть проблемы с беременностью.
— Добрый день. Вас беспокоит Вероника из Львова. Во время УЗИ у меня не раз обнаруживали кисты в груди, которые затем сами исчезали. Такое возможно?
— Молочная железа по строению похожа на виноградную гроздь: протоки и железки напоминают веточки и ягодки. Железы вырабатывают молоко, а по протокам оно поступает к соску. Прогестерон влияет на железки, увеличивая их и делая плотными. Когда этого гормона мало, железки атрофируются, усыхают, превращаясь, по аналогии, в изюм. Поэтому грудь становится маленькой. А эстроген влияет на протоки, вызывая активное деление выстилающих их клеток. Если эстрогена много, эпителий утолщается. Кроме того, в протоках всегда есть небольшое количество жидкости, чтобы женщина, забеременев, могла потом кормить ребенка. Иногда происходит склеивание протоков из-за тесного белья, возникает застой жидкости, образуются кисты. Это неопасно, но требует регулярного наблюдения, потому что мутируют и перерождаются те клетки, которые часто делятся.
— Прямая линия? Это Наталья Михайловна из Жашкова Черкасской области. В сентябре из-за опухоли мне удалили правую грудь. В четырех из девяти лимфоузлов обнаружили метастазы. Назначили химиотерапию. Но один врач считает, что нужно пройти четыре курса, а другой — шесть. Как определить, сколько на самом деле мне понадобится «химий»?
— Судя по всему, у вас была вторая «А» стадия, то есть размер опухоли не превышал двух сантиметров. Количество курсов химиотерапии определяют на основании клеточного анализа образования: если оно неагрессивно, хорошо поддается воздействию гормонов, то, действительно, понадобится от четырех до шести курсов. Если же видим, что у пациентки неблагоприятные факторы — кто-то в семье болел раком груди, есть риск рецидива, — тогда назначаем и восемь циклов. Кроме того, учитывается, как женщина переносит терапию: при ухудшении самочувствия во время введения препаратов лечение могут остановить, чтобы не навредить пациентке. Если же вы хорошо переносите «химию», лучше сделать все шесть курсов — у вас самой будет больше уверенности, что болезнь не вернется.
— Также мне сказали, что придется пройти лучевую терапию.
— Да, она необходима. Таким образом убивают все злокачественные клетки в том месте, где была опухоль. Химиотерапия же дает нам уверенность, что не возникнут отдаленные метастазы в легких, печени…
— Здравствуйте! Звонит Валентина из села Витачев Обуховского района Киевской области. Не подскажете, где можно сделать маммографию?
— Маммографы сейчас уже есть практически во всех областных онкологических клиниках. Кроме того, некоторые социально активные компании регулярно устраивают выездные бесплатные консультации специалистов. Передвижные фургончики оснащены аппаратами УЗИ и маммографами. Ведь женщинам до 40 лет раз в год нужно делать профилактическое ультразвуковое исследование молочных желез, а после 40 — рентгеновское. Чтобы не пропустить болезнь на ранней стадии. Сделать обследование можно в нашем центре, который находится по адресу: Киев, улица Верховинная, 69. Телефон регистратуры: 0 (44) 409−24−73.
Врачи разделяют три вида рака: ранний, когда размер опухоли не превышает трех миллиметров, своевременный и запущенный. При раннем достаточно сделать вмешательство, в ходе которого удаляется небольшой участок железы. Сама грудь сохраняется, лимфоузлы тоже не трогают. В этом случае не требуется химиотерапия, облучение — достаточно принимать препараты, подавляющие выработку определенных гормонов. Если же рак своевременный, то есть образование не превышает пяти сантиметров, но поражены лимфоузлы, удаляем либо часть, либо всю молочную железу, назначаем химиотерапию, облучение. Таким образом удается достичь хороших результатов. В запущенной стадии уже нельзя говорить о том, что возможно излечение. Хотя такой пациентке можно продлить жизнь на пять и даже десять лет.
— Это «ФАКТЫ»? Вас беспокоит Лилия из Геническа Херсонской области. Мне 51 год. В правом квадрате правой груди у меня обнаружили мутную жидкость. Что это может быть?
— Вы находитесь в том возрасте, когда ткань молочной железы становится, скажем так, балластной: она уже не работает, перестраивается, замещается соединительной, жировой, фиброзной. Поэтому очень важно регулярно делать обследования. Затемнения, которые видят на снимках маммографии, скорее всего, остаточная ткань железы. В этом нет ничего страшного.
— Также из соска этой груди бывают темные выделения.
— Они относятся к физиологическим. Если же их цвет насторожит врача, он назначит мазок-отпечаток, чтобы определить, есть ли риск перерождения. Выделения сероватого, зеленоватого, желтоватого, соломенного цвета — норма.
— Добрый день! Я Татьяна из Киева. Можно узнать: оправданно ли профилактическое удаление молочных желез, о котором все чаще говорят?
— Если женщина знает, что является носителем гена, у нее выявили 85-процентный риск заболеть раком молочной железы и 65-процентый — раком яичников, это имеет смысл. Именно так поступила голливудская актриса Анджелина Джоли.
— Врачи постоянно говорят, что раком болеет все больше людей…
— Понимаете, у каждой клетки нашего организма есть определенная функция. Выполнив ее, она погибает. Новая появляется благодаря стволовым клеткам. А онкологическая клетка бессмертна: она растет и делится, пока не убивает хозяина. Уничтожить ее могут только химиопрепараты и облучение, создающие для онкоклеток неблагоприятные условия.
— Как вы считаете, заболевшему человеку нужно сообщать правду о диагнозе или лучше скрывать?
— Думаю, нужно, чтобы пациент знал, что с ним происходит. Мы должны вместе бороться с раком. Если человек понимает всю серьезность ситуации, то ответственно относится к лечению, оно проходит более эффективно. Знаете, еще 20 лет назад информации о болезни было гораздо меньше. А до открытия антибиотиков людей пугали инфекционные недуги, так как являлись смертельно опасными. Подумайте сами: когда-то, например, в древнем Египте, средняя продолжительность жизни составляла 24—28 лет. В XIX веке она ненамного увеличилась — до 37 лет. Люди просто не доживали до рака. А после того как Александр Флеминг открыл антибиотики, люди стали жить дольше, выживать после инфекций. И теперь врачи все чаще сталкиваются с болезнями пожилого возраста.
Кроме того, еще в начале ХХ века женщины рожали гораздо больше детей, чем сейчас. Тогда была актуальной поговорка: один ребенок — не ребенок, двое детей — полребенка, трое детей — один ребенок. И это было правильно. Каждая беременность уменьшала риск развития опухолей. У врачей есть наблюдения за рожавшими и нерожавшими пациентками. Если женщина впервые становится мамой до 25 лет, риск возникновения рака у нее меньше, чем у нерожавшей. Если же первенец появляется в промежутке от 25 до 35 лет, риск заболеть уже такой, как будто она не рожала. Еще в более высокой зоне риска оказываются те, кто рожает после 35 лет.
— Николай Федорович, к вам обращается Марина из Симферополя. Скажите, можно ли защититься от развития рака молочной железы и как это сделать?
— Понимаете, за последние сто лет сама женщина значительно изменилась. Она теперь много работает, строит карьеру. Пары меньше занимаются сексом. Одного раза в неделю недостаточно не только для слабого пола, но и для мужчин. В семье, как правило, растет один, максимум двое детей. Мамами становятся все чаще не до 25 лет, а к тридцати, поэтому в течение жизни подвергаются значительному воздействию эстрогена. Кстати, отмечено: если климакс у женщины начинается в возрасте 40 лет, риск развития рака у нее в три раза меньше, чем у той, у которой менопауза наступает в 50.
Мы все сейчас переживаем эволюционный шаг. И перемены касаются не только женщин — вскоре их ощутят и мужчины. Более агрессивными будут опухоли простаты, значительно омолодится импотенция. Это связано с тем, что большинство людей мало ходят, но много ездят на автомобилях, сидят перед компьютерами, подвергаются мощным стрессам. И очень важно, чтобы мы понимали: рак неизбежен. Не нужно думать, что это страшно. Любая болезнь угрожает жизни, если она запущена, даже насморк! Жизнь, как говорят, — это смертельно опасная болезнь, передающаяся половым путем.
Чтобы защитить себя, нужно изучить, какие болезни были в роду, и вовремя обследоваться. Если будем это понимать, то сможем справляться с заболеваниями. Зная глубину колодца, мы берем лестницу нужной длины, чтобы добраться до дна. Так и здесь. Предупредить развитие рака можно, если заниматься спортом, быть физически активным, отказаться от курения, делать прививки от гепатита, вовремя лечить инфекционные и вирусные болезни, вести здоровый образ жизни. Отказ от жирной пищи позволяет на треть снизить риск развития рака кишечника, желудка, молочной железы. И необходимо помнить: в 95 случаях из ста рак груди на ранней стадии не дает о себе знать. Поэтому нужно вовремя делать УЗИ молочной железы, чтобы выявить болезнь, когда с ней еще можно успешно справиться.
Подготовила Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»
33131Читайте нас у Facebook