Олег Кульчицкий: «Когда я решил чуть приобнять Джину Лоллобриджиду, она шутливо заметила, что я первый украинец, который это делает»
Этому коллективу восхищенная публика аплодировала стоя в переполненных концертных залах Франции, США, Германии, России, Канады, Бельгии и многих других государств мира. Международные саммиты стран СНГ, встречи президентов в Украине не обходились без его участия в заключительном концерте. Бессменного руководителя группы, заслуженного артиста Украины, композитора и скрипача-виртуоза Олега Кульчицкого истинные ценители музыки называют волшебником и мастером высочайшего класса. Впрочем, несмотря на такую славу, в жизни он оказался простым и веселым человеком.
«В Лондонском королевском оркестре играют на инструментах, сделанных мастером-львовянином»
— Мы жили в городе Теребовля Тернопольской области, семья была совсем не музыкальная: папа — дорожный инженер, мама — стоматолог. Поэтому можно сказать, что в искусство я попал случайно, после того как в три годика мне подарили игрушечную детскую скрипку, — смеясь, признается «ФАКТАМ» Олег Кульчицкий. — К изумлению всех родственников, игрушка быстро переросла для меня в нечто большое — через год стал заниматься с педагогом, потом пошел в музыкальную школу. В пятом классе был единственным школьником, который играл в оркестре педагогов при Теребовлянском культпросветучилище. Тогда же начались и первые концерты. Ответственность была огромная, тут уже не до обычных детских забав. После школы поступил в Тернопольское музыкальное училище, окончил его и продолжил учебу уже во Львовской консерватории.
*Уже в течение первого года своего существования группа Олега Кульчицкого только во Львове дала более ста сольных концертов
Родители радовались и гордились, что сын пошел в большое искусство. Но вскоре он их сильно расстроил — в 1983 году Олега пригласили играть в гремевший в то время на весь Советский Союз львовский вокально-инструментальный ансамбль «Ватра». Возмущенный отец примчался во Львов и попытался сделать выволочку неразумному сыну. Родители принципиально стояли за классическую музыку и подолгу спорили со своим непокорным чадом.
— Но потом они свои взгляды все же пересмотрели, — вспоминает Олег. — У меня как раз в оперном театре практически подряд было десять концертов. К кассам выстраивались очереди. Мама и папа тайком от меня приехали во Львов и четыре часа стояли за билетами, сменяя друг друга. А увидев мое выступление, поняли, что музыка не только на одной классике построена, что это лишь база, как и в любой, как мне кажется, профессии.
— Тогда что для вас ваша скрипка, с чем бы вы ее сравнили: друг, ребенок, мама? — интересуюсь я.
— Это моя жизнь! — после минутного раздумья решает Олег. — Да и инструмент у меня просто замечательный. Его сделал прекрасный львовский мастер Ромуальд Зинечко (сейчас он живет в Польше), с которым мы вместе когда-то учились в консерватории. Поясняю его уровень — в Лондонском королевском оркестре играют на сделанных Зинечко инструментах. Когда в наш город приехал всемирно известный маэстро Олег Крыса (напомню, бывший львовянин), мы ради любопытства обменялись скрипками. Я стал играть на его инструменте — работы итальянского мастера Джованни Батиста Гваданини, а он на моем. Гость был изумлен: «За что я деньги платил, покупая итальянца?» Воистину, «пророка нет в своей отчизне»…
Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Олега Кульчицкого, если бы он не вышел из состава «Ватры». Перед этим певца группы Игоря Богдана «попросили» из ансамбля за то, что тот… переписывался с американкой. В знак протеста Олег ушел тоже. Чуть позже он с друзьями создал свою группу, которой его мама придумала название: «Рекрут». Дали первые концерты. Но название не понравилось начальству: «Это напоминает о черном пятне в жизни нашего народа. Переименуйте или не будете вообще выступать!» Решили временно представляться «Группа под управлением Олега Кульчицкого». Перед музыкальным конкурсом «Червона рута» приходит мысль заменить «группа» на старое украинское «гурт». На конкурс поехали уже как «Гурт Олега Кульчицкого».
— Выступили там очень неплохо, — считает Олег. — И уже в течение первого года нашего существования только во Львове дали более ста сольных концертов. Правда, и критика звучала в наш адрес. Но это нормальное явление. Когда про тебя вообще ничего не говорят, значит, ты ничего не стоишь в этой жизни. Тем более, я человек без претензий. Некоторые из музыкантов на гастролях требуют королевские номера в гостиницах и «Мерседесы» — это дешевые понты. Конечно, все зависит от уровня концерта. Если на президентских саммитах — один вариант, на приемах у королей — второй, в каком-то областном центре Украины — третий. Хотя приходилось сталкиваться и с хамством. С такими общались на их же языке — иначе тебя просто не поймут. И ситуации иногда складывались непростые. Например, был период, когда публика вместе с детьми массово поднималась во время концерта на сцену и начинала танцевать. Нам, музыкантам, негде было повернуться в этой толпе. Когда со всех сторон толкают, на скрипке играть весьма проблематично, невозможно сосредоточиться, выложиться полностью. Приходилось выставлять охрану…
Во время совместного тура по Западной Украине, сильно сдружились с Вахтангом Кикабидзе. Это колоссальный человек! Звездной болезнью не страдает, ко всем относится с уважением, прекрасный и интересный собеседник, душа любой компании, своего мнения не навязывает, очень обаятельный и ценящий юмор, держащий себя на равных со всеми. Запросто мог выпить 100 граммов в компании с музыкантами, но только после концерта. Он в отличной физической форме, хотя ему за 80 лет — полтора часа вживую работает с полной отдачей на сцене, не то что нынешние новоявленные «звезды"-фанерщики. На гастролях продюсеры наняли для Кикабидзе шикарный «Мерседес», а мы, музыканты, ехали за ним следом на автобусе. В Ивано-Франковске он не выдержал, подходит к нам: «Ребята, мне этот лимузин жутко надоел, хочу ехать с вами». Так после этого вместе и ездили в автобусе, а «Мерседес» тащился уже за нами.
«По этикету человек некоролевской крови не имеет права даже руку принцессе поцеловать, может только поклониться»
— Впрочем, творчество сводило не только с музыкантами, — продолжает Олег Кульчицкий. — На закрытии украино-российского саммита, проходившего в Ялте, давали заключительный праздничный концерт. Наш «Гурт» выступал в самом конце, но очередь до нас так и не дошла — по строжайшему протоколу время закончилось. А бывший в то время Президентом Украины Леонид Кучма (мы с ним хорошо знакомы) любил всегда в конце выходить на сцену и лично благодарить артистов, иногда и на ужин с ними оставаться. Вот и на этот раз он поднялся на сцену вместе с президентом России Владимиром Путиным, заметил нас: «Олег, не понял, а вы почему не выступали?» — «Не успели». Наш глава государства поворачивается к своему российскому коллеге: «Останемся, Кульчицкого нужно послушать!» Перепуганный звукорежиссер бросается включать аппаратуру. Мы отыграли на одном дыхании. После выступления оба президента подошли и благодарили нас отдельно. Так познакомились с Владимиром Путиным. В неформальной обстановке он оказался обычным человеком, простым и шутливым, правда, заметно уставшим…
Сколько за 25 лет своего существования «Гурт» дал концертов в Украине и по разным странам мира, никто не считал. Впрочем, одно гастрольное выступление, как оказалось, Олег запомнил на всю жизнь и очень им гордится.
— Меня пригласили в Париж выступить на съезде королевских династий всего мира, — рассказывает маэстро. — Очень нервничал! Перед поездкой прочитал специальную литературу о том, как вести себя в столь высоком окружении. По этикету должен быть одет в смокинг. Бросаюсь к знаменитому львовскому портному Владимиру Фурену, который пошил для меня много концертных костюмов. Это был потрясающий мастер! Его костюмы занимали на выставках в Европе первые места, а один из них купил сам Майкл Джексон. Так что на приеме я был в безупречном одеянии. Ко мне походит принц Франции Шарль-Филипп Орлеанский (мы успели с ним познакомиться) и с завистью через переводчика замечает: «Олег, на вас серьезный смокинг. Мой стоит десять тысяч евро, а ваш?» Шучу: «Мой — 25 тысяч». Он юмора не понимает, восхищенно кивает головой: «Вижу!»
После выступления ко мне стали подходить принцессы и графини, благодарить и обнимать, а я растерялся — по этикету человек некоролевской крови не имеет права им даже руку поцеловать, только поклониться. А они меня… целуют в щеку. С надеждой задумался: «Может, и во мне есть капля королевской крови?» Шучу, конечно. И тут увидел в зале диво — в окружении поклонников идет потрясающая итальянская актриса Джина Лоллобриджида (на фото). Восхищение и любовь всей моей молодости! Робко попросил принца Шарля представить меня. Кумир миллионов встретила меня благосклонной улыбкой. Когда фотографировались, она разрешила чуть-чуть приобнять ее за талию, шутливо заметив, что я первый украинец, который это делает. А немного позже мы уже договаривались с Его Королевским Высочеством Шарлем-Филиппом устроить совместный благотворительный бал во Львове…
Как сообщил Олег Кульчицкий, свое 25-летие «Гурт» отметит юбилейным туром по Украине, а также даст несколько концертов за рубежом.
Фото из семейного альбома
6266Читайте нас у Facebook