ПОИСК
Культура та мистецтво

«как только мы принялись за постановку гоголя, с актерами стали происходить странные и опасные вещи»

0:00 31 березня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Руководство Херсонского областного музыкально-драматического театра имени Кулиша подумывает о том, чтобы снять с репертуара спектакль «Страшная месть» — занятые в нем артисты калечатся один за другим. Объяснить происходящее никто не может

Впервые в Украине спектакль «Страшная месть» решили поставить в Херсоне, взялся за инсценировку молодой режиссер Сергей Павлюк. И тут началось что-то невообразимое. Прямо с репетиции одного за другим «скорые» увозили травмированных актеров. Неприятности продолжаются и поныне. И забавными их никак не назовешь — произведение великого писателя оказалось в буквальном смысле опасным для жизни. И режиссер, и руководство театра уверены: всю эту чертовщину устроил сам… Гоголь.

«В театр пришлось даже священника приглашать, чтобы унял темные силы»

Поднимается занавес, посреди сцены — гроб, оттуда встает Гоголь. Так начинается в Херсонском областном музыкально-драматическом театре «Страшная месть» по одноименному произведению величайшего мистика всех времен и народов.

- Гоголя в Херсоне ставят вот уже почти сто лет, — говорит Александр Книга, директор театра.  — Старые актеры утверждают, будто при попытке перенести любое из его произведений на сцену в театре обязательно начинает происходить что-то такое, что потрясает всех. Мы с улыбкой слушали эти байки, пока сами не столкнулись с подобной чертовщиной. Решили поставить спектакль к 200-летию со дня рождения Гоголя. Тут и началось…

Первым серьезно повредил руку главный балетмейстер театра Юрий Бусс — прямо с репетиции «Страшной мести» его увезли в больницу. Заменил Юрия артист балета Дмитрий Ильин, но и с ним произошла неприятность — порвал связки на ноге.

РЕКЛАМА

- В инсценировке занят народный артист Украины Василий Черношкур, — рассказывает Любовь Калюжная, заведующая литературной частью театра.  — Он играет роль бандуриста. Актер придумал, что его герой будет слепым. Но не успел Черношкур даже озвучить задумку, как на следующий день пришел с повязкой на глазу. Мы думали, коллега входит в образ, но оказалось, что он выбрасывал после новогодних праздников елку и нечаянно уколол глаз, да так, что пришлось лечиться несколько недель. И пошло — травма за травмой: один закрывает больничный лист, другой открывает. Про ушибы, синяки, мелкие травмы и недомогания я даже не говорю.

Накануне премьеры директор театра собрал представителей СМИ, чтобы рассказать о новом спектакле. Пресс-конференцию решили организовать прямо на сцене — среди удивительных декораций, созданных талантливыми художниками из Черкасского театра Сергеем и Натальей Ридванецкими. Чтобы, дескать, журналисты прониклись. Но едва только все расселись и Александр Книга произнес: «Ну, начнем?», как раздался неимоверный грохот. Оказалось, в оркестровую яму свалился оператор одного из столичных телеканалов. Коллеги бросились вытаскивать бедолагу — к счастью, он не сильно пострадал. «И такое на этой сцене происходит постоянно, — пожаловался тогда журналистам режиссер Сергей Павлюк.  — Хоть бы дожить до премьеры!»

РЕКЛАМА

После этого случая руководство решило пригласить в театр батюшку, который освятил сцену, кулисы, зрительный зал и актеров. После чего артисты уже по собственной инициативе исписали православными молитвами все стены, кулисы, записочки с ними прикрепили даже к занавесу. Но нечистая сила отнюдь не угомонилась. Хоть премьера и прошла на ура, а зрители живыми и здоровыми разошлись по домам, совершенно необъяснимые вещи продолжают происходить в театре и сейчас.

Несколько лет назад на сцене театра ставили гоголевского «Ревизора». Это был своеобразный эксперимент — в спектакле задействованы обычные студенты, не имеющие к актерской профессии ни малейшего отношения. Тогда Гоголь не мешал ни авторам, ни актерам. В этом же году постановку в связи с юбилеем великого писателя решили возобновить — и новое ЧП в театре: на репетиции в оркестровую яму упал, сильно повредив руку, режиссер (проректор одного из херсонских вузов) Олег Мишуков.

РЕКЛАМА

- Скорей бы закончились мероприятия, приуроченные к 200-летию Николая Васильевича, — крестятся актеры.  — Может, потом попустит…

«Я натурально могу общаться с Дьяволом», — писал Гоголь

- Ваши актеры еще не отказываются играть в «Страшной мести», как это частенько бывало во время постановок Булгаковского «Мастера и Маргариты»? — интересуюсь у режиссера-постановщика.  — Мистика обычно пугает людей. Зачем испытывать судьбу, тем более за те деньги, которые сейчас платят провинциальным артистам?

- Спектакль в самом деле будто заколдованный. И если бы актеры работали из-за денег, то, и правда, уже давно бы разбежались, — вполне серьезно отвечает режиссер Сергей Павлюк.  — Реально страшно, поверьте. Не знаю, чем все эти странности объяснить. Разве может быть столько совпадений сразу? Давайте говорить так: Стивен Кинг и мода на страшилки появились совсем недавно. Гоголь же придумал пугать людей едва ли не первым среди великих писателей. Он мистик мирового масштаба. Существует мнение, что Николай Васильевич еще в молодости заключил сделку с темными силами: это, как нынче говорят, был его канал связи. В письмах Гоголя есть слова: «Я натурально могу общаться с Дьяволом». Разве не у него он черпал своих уродов — Собакевича, Плюшкина? По энергетике его отрицательные герои куда мощнее всех вместе взятых положительных. Некоторые исследователи биографии писателя утверждают, что, поняв, кто ему с небес диктует, Гоголь сам испугался этой связи, раскаялся, совершил путешествие к гробу Господнему в Иерусалим. И что? Вдохновение ушло. Потому что не должен творческий человек сопротивляться наитию, откуда он обычно черпает. Наверное, именно по этой причине черт и присутствует во всех спектаклях по его произведениям.

- Говорят, Гоголь умер счастливым — в уверенности, что Бог принял его покаяние…

- Мы свою «Страшную месть» ставили не затем, чтобы напугать зрителя страшилками, а подходили к материалу с позиций сугубо христианских. Спектакль о том, что даже вскользь брошенное злое слово может обрушить страшное наказание для целой нации. Скажем, если Вячеслава Чорновола, которого мы в марте поминали в связи с десятилетием его гибели, в самом деле убили, перегородив дорогу КамАЗом с пшеницей, то нынешнее состояние украинского политикума и всего нашего общества — расплата за содеянный кем-то грех. За невинно пролитую кровь рано или поздно приходит наказание. Чьи грехи искупает нынче украинский народ? Какие грехи оставим для искупления своим детям? Именно эти сакральные вопросы мы и затрагиваем. Надеялись, Гоголь не станет нам мешать. Но получили еще одно подтверждение: дверь между тем и этим мирами открыта. Все имеет свой потаенный смысл…

532

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів