ПОИСК
Історія сучасності

На рассвете дремавший в машине маршал Конев обнаружил на заднем сиденье застрявший в подушке осколок авиабомбы

16:23 31 березня 2014
70 лет назад советские войска вышли к Государственной границе ССР и начали гнать врага уже по его территории

Враг топтал нашу землю почти долгих три года. И все это время наши солдаты и люди на оккупированных территориях мечтали о том, что он будет изгнан.

25 марта 1944 года после тяжелых боев в ходе Уманско-Ботошанской операции войска 2-го Украинского фронта вышли на берег реки Прут в Молдавии, где проходила граница СССР.

Сохранились воспоминания участников этих событий, с которыми мне в свое время удалось пообщаться.

— Буквально через месяц после Корсунь-Шевченковской операции, которую историки назвали «вторым Сталинградом», наши войска устремились к Южному Бугу, — вспоминал маршал Советского Союза Конев (в то время командующий 2-м Украинским фронтом). — Чтобы не позволить противнику закрепиться на новом рубеже обороны, мы старались наращивать темп наступления. Но очень мешала весенняя распутица.

РЕКЛАМА

Иногда удавалось догнать врага и он отступал, оставляя боевую технику, артиллерию, автомашины… Дороги были забиты брошенным имуществом. Местные жители рассказывали: услышав гул наших танков, фашисты в панике бежали буквально в одних подштанниках.

Разумеется, так было не всегда. На одном участке, выйдя на берег Южного Буга, наши танки с десантом на броне начали расстреливать скопившихся возле переправы немцев, а головная машина устремилась на мост. Но тут прогремел взрыв — мост оказался заминированным. Танк рухнул в реку вместе с экипажем.

РЕКЛАМА

Зато в другом месте танкисты нашли брод — там глубина реки не превышала двух метров. Выхлопные трубы двигателей вывели наверх, все люки тщательно задраили, законопатили и промазали солидолом. По дну реки на другой берег перешли семь боевых машин. Фашисты в месте, где нет переправы, их не ждали и в панике бежали. Так советские войска расширили плацдарм.

Вскоре бойцы захватили большой автомобильный мост, по которому можно было переправлять людей и тяжелую технику. Однако во второй половине дня 35 вражеских самолетов разбомбили несколько пролетов. Восстановить переправу саперам удалось лишь через три дня.

РЕКЛАМА

Трудно под бомбежками было не только ремонтирующим мост саперам и пехотинцам. Однажды поздним вечером мы выехали с командного пункта фронта. Двигались по грязи медленно, не более трех-четырех километров в час. Когда подъезжали к переправе, наступила ночь. Темнота и непролазная грязь заставили пренебречь светомаскировкой и включить фары.

В трех километрах от переправы мы подверглись налету вражеской авиации. Моя группа состояла из четырех машин. Впереди шел «виллис» с адъютантом, затем моя «эмка» (с восьмицилиндровым мотором), которая не раз меня выручала. Я сидел на переднем сиденье, рядом с водителем. Сзади лежали постель и подушка. За мной шла большая машина «додж» с охраной, далее — бронетранспортер.

Все машины, преодолевая грязь и глубокие колеи, проделанные танками, ползли на первой передаче. Рев моторов заглушал все, поэтому мы не услышали, что летят самолеты. Неожиданно вокруг наших машин все озарилось пламенем, раздались взрывы бомб и свист осколков.

Я приказал шоферу выключить свет фар. Но впереди идущий «виллис» остановился и загородил дорогу. Моя «эмка» наехала на него, от толчка опять включился свет, и водитель не смог его погасить.

Проходит минута, две. Слышим второй заход самолета, и вокруг нас рассыпалась новая серия бомб. Наконец свет фар погас. Все четыре машины остановились. Самолетов в ночном небе уже не было слышно.

Осмотрев машины, мы увидели, что у моей «эмки» пробиты мелкими осколками оба ветровых стекла. В крыше тоже зияло несколько пробоин, одна довольно большая. На заднем сиденье лежал большой осколок бомбы — около полукилограмма, который попал сзади в одеяло и застрял в подушке. Он мог угодить мне в позвоночник — спасла постель.

Все уцелели. Конечно, случайно. К рассвету мы приехали на новый КП. Нас встретил начальник штаба фронта генерал-полковник Захаров и удивился, что машины изрешечены, а мы живы.

Всякое случалось на войне. Отсюда мы устремились к Днестру, затем к Пруту.

Первыми в ходе Уманско-Ботошанской операции 2-го Украинского фронта к Государственной границе СССР вышли войска 27-й и 52-й армий, которыми командовали генералы Трофименко и Коротеев. Ветераны, воевавшие с сорок первого, становились на колени, пили из Прута воду и плакали. Освобожденный участок границы взял под охрану 24-й пограничный полк подполковника Капустина. Следует отметить, что именно подразделения этого полка в самом начале войны приняли здесь первый бой с врагом.

Офицер артснабжения капитан Жариков опередил на «студебекере» наши подходящие к Пруту передовые части и одним из первых подъехал к реке, где отходил последний паром с отступающими румынскими солдатами. В темноте капитан принял румын за своих и приказал погрузить на паром машину.

А когда паром подплывал к противоположному берегу, капитан понял, что он с несколькими своими бойцами находится среди 40 солдат противника. Но не растерялся. Спросил, есть ли среди них молдаване. Оказалось — трое. Жариков приказал помочь ему сгрузить боеприпасы и вернуть паром обратно: «А румынам передайте, пусть оружие сложат на пароме, и я отпускаю их по домам…»

Румынские солдаты сложили оружие на пароме и растерянно топтались на берегу. На их лицах были и радость, и тревога. Молдаване объяснили Жарикову, что солдат без винтовок может встретить немецкая полевая жандармерия, у которой с дезертирами разговор короткий. Тогда советский офицер велел им идти по домам с оружием и в случае чего стрелять в жандармов. Москва салютовала в честь войск фронта 24 залпами из 324 орудий.

3757

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів