В пасхальную ночь возле церквей разжигали костры, чтобы ангелы-хранители «бачили, де чекають на благодать Господню»
Через два дня, 20 апреля, христиане всего мира встречают главный праздник — Светлое Христово Воскресение. В нынешнем году католическое и православное торжества совпадают.
Неделя перед Пасхой — Страстная — посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя: суде, страданиях, распятии и погребении Христа. Это время сурового поста и покаяния. Чтобы очистить душу и в праздник ощутить благодать Божию, в старину люди на Страстной неделе прекращали все распри, суды, споры, ссоры и даже освобождали от наказания раскаявшихся преступников.
Хозяйки в Чистый четверг делали обереги для своих близких и запекали в печи соль
Наши предки верили: чтобы достойно встретить Пасху, нужно всей семьей хорошенько потрудиться. В первую очередь — каждый день посещать церковные службы. На Страстной неделе богослужения проводятся утром и вечером, и верующие люди стараются не пропустить ни одного. Надо сказать, что наши предки, кроме духовного подвига, совершали еще трудовой: к празднику белили хаты, ремонтировали крыши, наводили порядок в доме, на подворье и просто на улицах, перестирывали всю одежду и белье. И конечно, готовили вкусные мясные блюда, пекли куличи, расписывали яйца…
Сегодня Чистый четверг — главный день Великой, (Страстной, Белой) недели. До восхода солнца нужно было закончить уборку. Когда-то женщины, перебирая вещи в шкафах и на полках, отмывая двери и окна, приговаривали: «Мити, бiлити, завтра Великдень!» Глава семьи, чтобы прогнать наконец холод, сгребал и сжигал в саду старые листья: «Смерте, смерте, iди на лiси, i ти, Морозе, не приходь до нас iз своєї комори». Еще одна мужская работа — до восхода солнца пересчитать все деньги, имеющиеся в семье, тогда достаток и богатство не переведутся.
В Чистый четверг полагается вымыться. Ведь, согласно поверью, вода в этот день избавляет от всех хворей. Мамы старались искупать и подстричь детей, чтобы в будущем у них не выпадали волосы и не болела голова. А девушки «привораживали красоту»: собирались на заре возле реки и, как только солнце поднималось над горизонтом, раздевались, распускали волосы и заходили в воду со словами: «На тобi русу косу, дай менi дiвочу красу!»
А еще в старину хозяйки старались сделать в Чистый четверг обереги для своих близких. Затемно женщины садились на порог дома и пряли. Чтобы получить магические нити, нужно было вертеть веретено от себя. Эти нитки сохраняли как целебное средство: если заболит рука или нога, следует повязать такую нить — и все пройдет. Чудодейственным лекарством от желудочных болезней считалась четверговая соль, которую запекали в печи.
В общем, многое надо было успеть сделать утром, до церковной службы. Пропускать это богослужение, на котором вспоминается Тайная вечеря, не полагалось. Все прихожане старались причаститься, чтобы быть духовно готовыми к встрече Пасхи.
После церкви спешили домой, ведь до вечера нужно было закончить хозяйственные дела. Например, чтобы на пасхальном столе было вдоволь мясных блюд, в четверг кололи свинью и делали колбасы. Пока взрослые занимались хозяйством, дети отливали из воска свечи. С этими свечками семья шла на особую вечернюю службу, которая бывает только раз году. В храме читается 12 отрывков из Евангелия о страданиях и крестной смерти Спасителя. Каждый раз во время чтения прихожане зажигают свечи — как символ славы Сына Божия во время его уничижения и поругания. Свечу, горевшую всю вечернюю, не гасили, а зажженной несли домой. Для этого детки заранее делали из цветной бумаги небольшой фонарик в форме звездочки или месяца. Этой свечой хозяин выжигал над входной дверью крест — от всякой нечисти, а также зажигал лампады перед образами. Страстные свечи бережно хранили как защиту от грозы и средство, облегчающее страдания при болезнях. Самым сильным оберегом считалась свеча, горевшая на 12 службах 12 лет подряд. Хозяина, имеющего такую свечу, всегда будет сопровождать удача, говорили в народе.
В Страстную пятницу в церкви выносят из алтаря, как с Голгофы, плащаницу — полотнище с изображением Спасителя, лежащего во гробе. Плащаницу кладут посередине храма, чтобы верующие смогли к ней приложиться. Это день самого строгого поста. В старину особо набожные люди старались ничего не есть до захода солнца. Более того, в пятницу воздерживались от большинства домашних работ: не шили, не пряли, не кололи дрова. Можно было только молиться и готовить праздничные блюда. Так, во многих областях Украины именно в пятницу, после захода солнца, хозяйки пекли куличи (паски, бабы). Для этого брали лучшую муку, свежие яйца, жирное молоко. В тесто добавляли настойку шафрана и два вида имбиря: желтый, придающий солнечный цвет, и белый — для нежного аромата. У каждой хозяйки был свой рецепт. Видимо, поэтому и сложилась традиция попробовать в праздничные дни не меньше 12 куличей. Обязательно делали творожные пасхи с цукатами, изюмом и орехами. Пекли куличи с молитвой и в тишине.
Творожный торт
Для приготовления потребуется: 0,5 кг творога, 200 г сливочного масла, 2 яйца, стакан сахара, 2 стакана молока, пачка желатина, пачка желе (желательно красного), банан, замороженные ягоды. В миске размять творог со сливочным маслом, добавить яйца и хорошо перемешать. В один стакан молока всыпать весь желатин. Подождать, пока набухнет. Второй стакан молока вылить в ковшик, добавить стакан сахара, поставить на огонь и довести до кипения. Затем влить в него, предварительно перемешав, молоко с желатином. Нагревать на маленьком огне, пока не начнет створаживаться, влить в творог. Блендером взбить до получения однородной массы. На дно разъемной формы для торта выложить в один слой любое печенье (можно взять готовый бисквитный корж), а сверху — творожную массу. Поставить в холодильник на 15—20 минут. Украсить фруктами: кусочками банана, замороженными ягодами. Приготовить желе (по рецепту на пачке) и налить равномерно на ягоды. Торт поставить в холодильник до застывания желе.
Освятить полагалось все блюда, которые будут подаваться на стол в течение Светлой недели
Мясные блюда готовили в Великую субботу. Пока хозяйка хлопотала у печи, домочадцы занимались крашенками. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному. Делали не только однотонные яйца, но и крапанки (с разноцветными мазками), скробанки (с выцарапанным иголкой узором), малеванки (c рисунками, нанесенными кисточкой). Красили не меньше тринадцати яиц: в память о Спасителе и апостолах. У каждой хозяйки были свои традиционные рецепты приготовления красок, рисунки. Потому и говорили: «Кожне сiльце має своє яйце».
Парни в субботу вечером зажигали возле храмов костры, чтобы ангелы-хранители, якi в свято низько лiтають i за порядком слiдкують, бачили, де чекають на благодать Господню.
Закончив домашние дела, семья начинала собираться на праздничную всенощную. Надевали лучшие вышиванки, девчата выбирали красные ленты, а замужние женщины — алые хустки. Пропустить пасхальную службу считалось грехом, поэтому, заслышав колокольный звон, все торопились в храм. В старину в церкви освящали не только куличи и крашенки, но и другие блюда, которые будут подаваться на стол в течение Светлой недели (в этом году с 20 по 27 апреля). Так что корзинами дело не ограничивалось — к храму продукты везли на телегах: тут были куличи и крашенки, колбасы и окорока, сыры и ветчина, сало, пироги и сметана, ягнята из масла, фаршированные кашей и печенкой поросята с хреном в зубах. Кстати, хрен является обязательным атрибутом пасхальной корзинки. Согласно древней легенде когда-то это было ядовитое растение, которым попытались отравить Иисуса Христа. Но Спаситель не только не умер, но и превратил хрен в целебный корень, велев людям есть его для оздоровления.
Крученики по-житомирски
Для приготовления потребуется: 500 г свинины, 2 соленых огурца, 1 луковица, 2 ст. ложки томата, 1 ст. ложка муки, ½ ст. ложки панировочных сухарей, растительное масло, специи, соль — по вкусу. Для фарша измельчить и поджарить лук. Соленые огурцы натереть на крупной терке и потушить. Смешать лук, огурцы и сухари. Мясо порезать небольшими кусками, отбить, посолить, поперчить. На каждый кусок положить начинку, свернуть рулетом, обвалять в муке, обжарить на растительном масле и сложить в кастрюлю. Залить томатным соусом, добавить специи и тушить до готовности.
Конечно же, приносили в храм на освящение и спиртные напитки. Обычно к торжеству хозяева делали разные наливки (вишневку, сливовку, калгановку), а также покупали горилку и лучшее красное вино. Кагор и сегодня является главным напитком пасхального стола. К празднику украинцы традиционно выбирают проверенные марки. Например, кагор «Коблево» — настоящее церковное вино, созданное по классической технологии. По мнению медиков, кагор помогает организму перестроиться после длительного поста на мясное меню.
Как только всенощная заканчивалась, прихожане приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» — и обменивались писанками и крашенками. Таким образом люди не только выражали свою радость в связи с праздником, но также мирились и прощали старые обиды. Кстати, по поверьям, первую писанку, полученную на Пасху, необходимо сохранить, поскольку она может оберегать от сглаза.
Для пропавших без вести детей мать оставляла три крашенки и кусочек кулича
Теперь — домой, разговляться. Перед трапезой семья умывалась. Мать наливала в глиняную миску воду, а на дно клала три красных яйца. Первыми умывались девушки на выданье, потом — сыновья и мама, а последним — отец. Воду меняли, а крашенки оставляли те же. Их по окончании ритуала отдавали незамужней дочке или внучке, щоб гарною була.
После умывания приступали к праздничному завтраку. В каждой области Украины существовал свой обычай начала пасхальной трапезы. Но наиболее распространенным был такой обряд. Семья молилась перед образами, затем хозяин, взяв тарелку с куличом и крашенками, трижды обходил стол. Повернувшись к иконам, он разрезал паску и передавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'ї».
Если в семье были дети, пропавшие без вести, мать заворачивала для них в рушничок три крашенки и кусок кулича. Сверток она клала в укромное место, накрыв сухой веточкой материнки — символа вечной надежды. Гостинец с пасхального стола хранили до Вознесения и отдавали в этот день нуждающимся.
Попробовав куличей и крашенок, приступали к поросенку, колбасам и прочим мясным деликатесам. После разговения взрослые и дети спешили на улицу, где всех ожидали праздничные забавы. Например, парубки подстерегали девчат и в шутку отбирали у них писанки или платочки, которые девушкам нужно было выкупить. Если парень был девице по душе, она сама дарила ему писанку, причем обязательно красную — как символ любви. Таким образом она намекала на то, что можно присылать сватов.
Ну, а люди, мечтающие о счастье, ходили звонить в колокола. Поскольку делать это разрешалось всем, праздничный звон был слышен с раннего утра до позднего вечера. Кстати, согласно поверьям, на Пасху открываются врата Рая, потому считалось, что тот, кто умер в этот день, сразу попадает на Небеса, а новорожденный проживет долгую и счастливую жизнь.
Еще на Пасху выясняли, каким будет урожай. Затянутое тучами небо и дождь сулили хорошие хлеба. Солнечный день обещал богатый урожай овощей и бахчевых.
Пасхальные гулянья продолжались всю Светлую неделю. Так, в понедельник дети поздравляли с праздником бабушек и дедушек, крестных родителей и священника. В подарок приносили пироги, колбасу и крашенки. Крестная мать угощала малышей конфетами, а отец давал мелкие деньги.
Девчата и парни собирались возле церкви, катались на качелях, играли и… обливали друг друга водой, потому и называли этот день обливальним понедiлком. Позже в городах появился обычай обрызгивать девушек духами.
На третий день после Пасхи народ собирался в корчме, куда приглашали музыкантов, чтобы потанцевать, спеть и повеселиться. На танцы приходила не только молодежь, но и семейные люди. В среду и четверг наши предки справляли Рахманную Пасху. По поверьям, рахмане — народ, который живет в подземном царстве, поэтому не знает счет времени. Чтобы сообщить им о приходе Светлого Воскресения, было принято бросать в речку скорлупу пасхальных яиц.
Следующая неделя после пасхальной называется Гробки, Могилки, Проводы. Полагается помянуть умерших, привести в порядок могилы, посадить там цветы. На Буковине говорили: «Як не посадиш на гробi родини барвiнок — будеш сам в’янути», «Хто померлого не шанує, тому Господь вiку не дарує». На могиле матери обычно сеяли чабрец, на отцовской — чорнобривцi. Могилу девушки украшали барвинком, любистком, а парубка — калиной. Издревле в Украине было принято повязывать на кресты рушники с черной мережкой по краям. На кладбище шли всей семьей, несли крашенки, куличи, колбасы и сладости. После панихиды люди обедали и обращались к душам умерших: «Святi родителi, iдiть до нас на хлiб-сiль».
3280Читайте нас у Facebook