Виктор Мережко «Янковский никогда ни о ком дурно не говорил. Он был абсолютно лишен зависти»
Народный артист СССР Олег Янковский прожил всего 65 лет. Страшная болезнь — рак поджелудочной железы, выявленная на поздней стадии, не оставила знаменитому актеру никаких шансов.
Среди особо запомнившихся с участием Олега Янковского фильмов — «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полеты во сне и наяву», «Ностальгия», «Влюблен по собственному желанию» и многие другие.
О том, каким человеком был Олег Янковский, «ФАКТАМ» рассказал режиссер и драматург Виктор Мережко, которого со знаменитым актером связывала не только работа, но и многолетняя дружба.
— Виктор Иванович, помните свое знакомство с Олегом Янковским?
— Это произошло еще до картины «Полеты во сне и наяву», снятой по моему сценарию. Когда Никита Михалков запустился с «Родней», мы приехали в ресторан Дома кино и оказались за одним столиком с Олегом Ивановичем. Познакомились, выпили по рюмке водки… Он в то время уже был достаточно узнаваемым артистом.
*Виктор Мережко: «Олег всегда был в хорошем настроении. Шутил, острил…» (фото Франс Пресс)
— Какое первое впечатление Янковский произвел на вас?
— Очень легкий в общении человек, Олег отличался двумя качествами. Во-первых, никогда ни о ком дурно не говорил. Был абсолютно лишен зависти, недоброжелательности и желания сплетничать. И, во-вторых, всегда в хорошем настроении. Шутил, острил… При этом умел держать дистанцию. В выборе друзей и знакомых был избирателен. Вообще классный мужик!
— Вы сразу перешли на «ты»?
— Конечно. Когда в начале восьмидесятых познакомились, были ведь совсем молодыми. Одно время очень дружили. Он бывал у меня в доме, не раз приезжал в гости с сыном Филиппом. Олег был абсолютным жизнелюбом. В нем никогда не наблюдалось депрессии. Точнее, может, и случались такие моменты, но он не показывал, что у него что-то не так. Только когда он уже был болен, я, встретив Олега в «Ленкоме», увидел его гаснущие походку, улыбку, глаза… Он будто стал каким-то «отяжелевшим».
— В фильме «Полеты во сне и наяву» Олег Янковский блестяще сыграл главную роль. А правда, что когда вы писали сценарий, исполнителем этой роли видели Никиту Михалкова?
— Дело в том, что меня с Романом Балаяном, который снял эту картину, познакомил Михалков. Я тогда был одним из самых востребованных сценаристов Советского Союза. Михалков сказал мне, что есть на киевской киностудии Довженко очень талантливый режиссер, снявший картины «Каштанка» и «Бирюк», но сейчас он без денег, без работы. И предложил написать для него сценарий.
Я сначала отказался. Но потом познакомился с Балаяном, разговорились. Я спросил его: «А о чем писать-то?» Балаян сказал: «Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут — кушать хотят…». Я говорю: мол, нет, это не годится. Но вдруг в голове хорошее название возникло: «Полеты во сне и наяву». Во сне человек летает, а наяву — совсем иная реальность. Балаян посоветовал: «Запиши, а то забудешь».
— Вы записали?
— Да, на всякий случай. Хотя поначалу, повторюсь, писать такой сценарий не имел желания. А потом вспомнил своего брата, который жил в Черкассах. Он был инженером. Несколько раз я бывал у него на работе и видел его невостребованность. Абсолютно пустое существование: он выпивал, одну жену бросил, вторую, третью… Одним словом, не мог найти себя. Сорок лет, а перспектив, по сути, никаких.
И я написал вот такую историю. Причем в роли главного героя видел Никиту Михалкова. И сказал об этом Балаяну. Но сценарий ему не понравился. По его словам, он другое ожидал. Потом все-таки решил снимать картину. А в качестве главного героя захотел пригласить Олега Янковского, увидев его в фильме Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся». Спросил, знаком ли я с Олегом, и попросил дать почитать актеру сценарий.
Олег поначалу отказался, но сценарий все же прочел. А когда ехал на съемки в Таллин в одном купе с Михалковым, с восторгом рассказал о нем и о предложении сняться в главной роли. Никита тогда на меня, безусловно, обиделся. Он-то ведь знал, что я пишу роль для него. Я же познакомил Янковского с Балаяном, и у них образовался творческий тандем.
— Где проходили съемки фильма «Полеты во сне и наяву»?
— Во Владимире и под Владимиром. Недавно в министерстве культуры я встретил Олега Табакова, мы как раз вспоминали эти съемки, Олежку Янковского, Люсю Гурченко… Как дружили, какие вечеринки устраивали! У Табакова покраснели глаза, и он чуть не расплакался. «Страшно, что все это ушло…»
Они же все ко мне не раз приходили в гости — Олег Табаков, Люся Гурченко, Никита Михалков, Олег Янковский. Традиционно собирались у меня дома в пасхальные дни. Моя покойная жена Тамара накрывала стол. Были куличи, крашеные яйца, мясо, великолепно приготовленное, выпивка достойная… Эта традиция у нас продолжалась лет пять-шесть.
— Как работалось с Янковским?
— Олег был очень легкий на подъем, работал с большим азартом и никогда не капризничал. Мог предложить что-то режиссеру: например, изменить немножко мизансцену или, что касается текста, поменять ударение. Роль Сергея Макарова в фильме «Полеты во сне и наяву» ему очень нравилась. Говорил, что сниматься в этом фильме для него было наслаждением. Когда приходил на съемочную площадку, светился счастьем.
*Роль Сергея Макарова Олегу Янковскому очень нравилась. Актер говорил, что сниматься в фильме «Полеты во сне и наяву» для него было наслаждением. Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
— Жену героя Олега Янковского сыграла его законная супруга Людмила Зорина. Это было его условие?
— Ни в коем случае! Люся мало снималась в кино. В саратовском театре, где они начинали, она была ведущей актрисой. Об Олеге там даже говорили «муж Зориной». А в Москве они поменялись местами. Он стал номер один. Что касается фильма, Балаян предложил Янковскому: «Пусть Люда и в фильме сыграет твою супругу». Так и решили. Олег очень любил свою жену. У него был один брак на всю жизнь.
— За исполнение главной роли в фильме «Полеты во сне и наяву» Янковский был награжден Государственной премией СССР. Как он ею распорядился?
— Были награждены и Балаян, и оператор Калюта, и я. Получили по две тысячи рублей каждый. И устроили в ресторане Дома кино потрясающий банкет. Пригласили человек двести! Каждый из нас тогда потратил приличную сумму. Но что-то, конечно, и осталось.
— В картине герой Олега Ивановича ездит на «жигулях». А в жизни у него какая машина была?
— Знаете, я из Японии привез «праворукий» автомобиль. Машина обошлась мне в 700 долларов. Созвонился с Олегом, говорю: «Старик, у меня такая классная тачка! Японская, настоящая — «праворукая». — «А ты где? Можешь к театру подъехать?» Подъезжаю. Стоит Олег возле своей иномарки, по-моему, это был Nissan, и улыбается: «Смотри, у меня тоже «праворукая» машина». А до иномарки, помню, ездил на «жигулях». Водил Олег очень хорошо.
— Олега Ивановича считали эталоном хорошего вкуса…
— Да, это так. Одевался он неброско, но со вкусом. К тому же, на нем все очень хорошо смотрелось. Высокий, стройный, без живота, который часто появляется в определенном возрасте. Чтобы так выглядеть, ничего специально он не делал. Видимо, такие гены. И потом, знаете, в нем чувствовалась какая-то «порода».
— На многих фотографиях Олег Иванович с курительной трубкой.
— Курить он действительно любил. Ему нравилось забросить ногу на ногу, скрестить руки и попыхивать трубкой. Но, с моей точки зрения, это ему не шло — слишком подвижным человеком был.
— У Олега Ивановича были какие-то хобби?
— Его хобби — это работа: театр и кино. И семья, которую он очень любил. Как известно, его сын Филипп стал успешным актером и режиссером.
— Насколько знаю, Олег Янковский отказывался сниматься в «мыльных» сериалах и рекламе.
— У него было сильно развито чувство достоинства, очень ценил свой талант. Работал в одном из лучших театров — «Ленкоме». В кино снимался только тогда, когда сценарий и роль нравились.
— Читала, что Олег Иванович наотрез отказался от роли Воланда в фильме «Мастер и Маргарита», считая, что играть Бога и дьявола не стоит. Боялся искушать судьбу?
— Я знаю, что Бортко ему предлагал роль Воланда, но детали мне неизвестны. Например, как-то я поинтересовался у Олега Басилашвили, не боялся ли он играть Воланда. Он ответил: «А чего бояться? Нет». Каждый поступает, как считает нужным.
— Помните свою последнюю встречу с Янковским?
— Я пришел на его спектакль в «Ленком». После зашел к нему в гримерку. Поздравил с успехом, обнял. Олег выглядел очень уставшим. О болезни я не спрашивал. Зачем травмировать человека? Поговорили о том, о сем…
— Если бы Олег Янковский сейчас мог вас услышать, что бы вы ему сказали?
— Спасибо, Олежка, что ты был. За твой талант, за твой свет!
7138Читайте нас у Facebook