Две недели не дожил Василий Юрченко до вручения ему двух орденов Славы, которыми фронтовик был награжен 70 лет назад
Лесник из села Летки под Киевом Василий Юрченко не любил рассказывать близким про войну. Парни-односельчане, которым посчастливилось вернуться живыми с фронта, пришли с целыми иконостасами боевых наград на гимнастерках, а он… Естественно, Василий Пантелеевич имел статус участника боевых действий, его периодически награждали юбилейными медалями и орденами независимой Украины. К 50-летию Победы президент Украины Леонид Кучма даже присвоил ему, отставному старшине, звание майора. А боевых наград, подтверждающих, что не в штабе сидел, а действительно воевал на передовой, у ветерана не было. Так что рассказывать? Люди, считал Юрченко, еще подумают, что сочинил фронтовые эпизоды, присвоил чужую славу.
Не будешь же на весь мир кричать, что не прятался за спины других, что и тебя не единожды представляли за конкретные ратные подвиги, но документы осели где-то в бюрократических инстанциях. Юрченко, как рассказали «ФАКТАМ» его родственники, иногда думал, что воспрепятствовать награждению могли компетентные органы, которые любили задавать вопросы, где был во время оккупации, не имелось ли в роду репрессированных. Поэтому фронтовик относился к этой несправедливости философски, считая главной своей наградой подаренную судьбой жизнь.
Он мог потерять ее еще во время оккупации. В августе 1943-го, за полтора месяца до прихода наших, вместе с четырьмя такими же 20-летними товарищами покинул родные Летки на Киевщине и пошел по занятой врагом территории навстречу Красной армии, рискуя нарваться на полицаев или фельджандармов. Заряжающий 76-миллиметровой пушки Василий Юрченко мог также погибнуть, когда со своим орудием на шатком плоту форсировал Днепр и в течение месяца, как и другие защитники Лютежского плацдарма, отражал ежедневно по шесть-семь вражеских контратак.
Уже в освобожденном Киеве оставшиеся в живых новобранцы-артиллеристы давали воинскую присягу. За бои под Лютежем командиру батареи, в состав которой входил Василий Пантелеевич, Ефиму Березовскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Не единожды представляли к наградам и Василия Юрченко. Но только через семь десятилетий, благодаря архивным поискам, предпринятым дальним родственником Василия Пантелеевича ветераном СБУ полковником Юрием Юрченко, выяснилось, что бывший боец 692-го артиллерийского Карпатского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка, а с апреля 1944-го года (после тяжелого ранения) автоматчик 1127-го стрелкового Фокшанского полка рядовой Василий Юрченко числится в списках награжденных орденами Славы 3-й и 2-й степени! Нашлись и наградные листы с описанием его подвигов. Военный комиссар Броварского объединенного комиссариата полковник Владимир Ноженко помог оформить соответствующие письма председателю Комиссии при президенте Российской Федерации по наградам. Через некоторое время из Москвы пришел ответ, что ордена и медали вместе с удостоверениями к ним направлены в посольство РФ в Украине для вручения награжденному.
Узнав об этом, ветеран заплакал. Но орденов так и не дождался. За две недели до того, как они прибыли в Киев, Василий Пантелеевич умер. Ему было 90 лет. Во время празднования 69-й годовщины Победы награды были торжественно вручены сыновьям Василия Юрченко.
*Орденов своих Василий Юрченко так и не увидел. Их ему дорисовали на портрете. Для памятника (фото из семейного альбома)
Читайте нас у Facebook