"Влюбившись в Пашковскую с первого взгляда, Тарапунька позвонил жене и сообщил о разводе"
О певице Юлии Пашковской, жене всенародного любимца Тарапуньки (Юрия Тимошенко), ходило столько досужих разговоров, что их с лихвой хватило бы на добрый десяток знаменитостей. Эта очаровательная львовянка, обладающая незаурядными вокальными данными, связала судьбу с гораздо старшим ее актером. Говорили о них разное, но сама Юлия считала этот брак по-настоящему счастливым, подарившим ей двух прекрасных сыновей. Пашковская очень тяжело пережила смерть любимого мужа. Последние годы она жила в Киеве, в своей уютной квартире на улице Олеся Гончара, где каждый уголок напоминал о Тарапуньке.
Юлия Пашковская стояла у истоков украинской эстрады, отдав ей почти пятьдесят лет жизни. Солистка «Укрконцерта», постоянная участница телепрограмм «Голубой огонек» и концертов Тарапуньки и Штепселя, она имела многомиллионную армию поклонников. Правда, официальных званий у нее не было.
Красавицу Юлю Юрий увидел во время львовских гастролей
Будущая звезда украинской эстрады Юлия Пашковская родилась в 1936 году в российском Воронеже, а в 1945 году ее родители переехали во Львов. Там и прошли детство и юность Юлии. Вокальную карьеру девушка начала в… кинотеатре «Украина», располагавшемся напротив знаменитого львовского отеля «Жорж». В 1950-х годах в кинотеатрах перед вечерними сеансами играл оркестр, солисты исполняли популярные песни. Днем Юлия Пашковская училась в музыкальном училище по классам бандуры и вокала, а вечером выступала на эстраде.
Пашковскую с Юрием Тимошенко познакомил композитор Анатолий Горчинский (в то время из всех динамиков звучали его шлягеры «Я не третий, я не лишний», «Здравствуй, чужая милая», «Червона троянда»).
— Я со студенческих лет дружил с популярным дуэтом юмористов Тарапунькой и Штепселем, — рассказывал Анатолий Аркадьевич. — Когда Юрий Тимошенко приехал в 1959-м на гастроли во Львов, то сразу попросил познакомить его с хорошей девушкой. Он слыл ловеласом «высшей пробы», но при этом детей у него не было. Я свел его с красавицей Юлей Пашковской, которая пела в кинотеатре перед началом сеансов. Тарапунька увидел Юлю и влюбился с первого взгляда. Мне же пришлось сдать на период его «гастролей» свою квартиру, а самому перебраться в гостиничный номер юмориста. Тарапунька был женат. Правда, он позвонил из Львова своей жене, актрисе столичного театра имени Франко Ольге Кусенко, и сообщил о разводе.
Юлия с мужем переехала в Киев. Талантливую девушку сразу заметили столичные кинематографисты. На киностудии имени Александра Довженко в 1960 году Пашковская снялась в главной роли в фильме «Обыкновенная история». Потом пробовалась на роль главной героини в нашумевшем фильме «Иванна». Однако из-за экзаменов в училище от съемок пришлось отказаться. Несколько месяцев Юля выступала в шоу киевского «Балета на льду». Каталась на коньках и пела. Увы, артистку начали преследовать ангины. Тогда Юрий Тимошенко и его приятель Ефим Березин (Штепсель) пригласили ее в свою бригаду. Через месяц Юлия поехала с ними на гастроли.
*Юмористический дуэт Тарапуньки (справа) и Штепселя существовал больше 40 лет и пользовался у зрителей неизменной популярностью
Кстати, сначала дуэт Тарапуньки и Штепселя Юлю совсем не привлекал, даже во Львове она не ходила на их выступления. И только сейчас почувствовала, насколько это уникальные и интересные люди.
«В жизни Юрий Тимошенко был очень серьезным, — признавалась Юлия Пашковская. — Смеялся только при гостях, за рюмкой. Безумно хотел иметь детей. А как их любил! После женитьбы мы дружили и постоянно общались со Штепселем. Все дни рождения — Фимы, его жены Розиты и наши — отмечали вместе. Дочь Штепселя Аня вышла замуж за киноактера Леонида Каневского (он играл роль майора Томина в фильме „Следствие ведут ЗнаТоКи“). А младший сын Штепселя Гриша живет в Москве. Он долгое время работал с Ириной Аллегровой как ведущий концертов. Последний раз Штепселя я видела в Тель-Авиве в 1997 году. Они с Тарапунькой одного года рождения — 1919-го (Юра был на пару месяцев старше своего коллеги и, конечно, гораздо выше).
Мой Юра был худенький, поэтому долго выглядел молодым. Он очень любил играть в бильярд или, лежа на диване, смотреть телевизор и читать газеты. Мы 24 часа в сутки были вместе. И не надоедали друг другу. Тарапунька меня никогда не ревновал. Я очень хотела познакомиться с его первой женой — Ольгой Кусенко, знала, насколько это симпатичная и интересная женщина. Но мы так никогда и не встретились, хотя я такой человек, что могла бы и на улице подойти.
Народ чрезвычайно любил Тарапуньку и Штепселя, переживал за них. Если на какое-то время они исчезали со сцены, все единодушно считали: „Посадили…“ Я сама не раз слышала: „Ребята посидят, и их снова выпускают, пока опять чего-то не скажут“. Все это выдумки — в тюрьме ни Тарапунька, ни Штепсель не были, хотя проблемы с цензурой со стороны партийных органов иногда возникали.
На протяжении многих лет мы давали по два концерта ежедневно, а в субботу и воскресенье — три. Я пела во втором отделении четыре-пять песен, разумеется, вживую — ни о каких фонограммах тогда и речи не могло быть. Стала первой исполнительницей многих песен: „Червона троянда“ Анатолия Горчинского и Леонида Татаренко, „Три поради“ Игоря Шамо и Юрия Рыбчинского, „Троянди на пероні“ Анатолия Горчинского и Александра Богачука, „Скрипка грає“ Игоря Поклада и Юрия Рыбчинского. Многие из них записаны на пластинки. 90 процентов моего репертуара — на родном украинском языке».
«Первая иномарка в Киеве была у Тарапуньки»
У красавицы Юли было множество поклонников. Как-то на гастролях в Ялте она очаровала знаменитого оперного певца Ивана Козловского. Мэтр дарил ей розы, а однажды в присутствии оркестра заявил: «Юлечка, станьте моей вдовой!» Но 53-летний певец, как признавалась Юля, казался ей очень старым. Она даже подумала: «Как ему, дедушке, не стыдно такое говорить?»
В Москве Юлия познакомилась с Клавдией Шульженко. Всенародно любимая певица пришла на концерт Пашковской в Театр эстрады, вынесла на сцену роскошный букет цветов и пригласила в гости. Потом Юля в течение десяти лет ездила к Клавдии Ивановне домой, чтобы учиться у нее петь.
Юлия и Юрий Тимошенко поженились на гастролях в Полтаве 12 октября 1961 года. Ему тогда исполнилось 42, а ей — 25 лет. Новобрачная выбрала в ювелирном магазине скромное обручальное кольцо. Жить молодоженам было негде, поскольку Тарапунька оставил квартиру первой супруге. Сначала обитали в подвальном помещении у знакомой костюмерши. Затем получили маленькую квартиру на Красноармейской, впоследствии переехали на Рейтарскую. В 1962-м Юля родила старшего сына Александра, а через четыре года — младшего Юрия.
«Первенца я хотела назвать Юрием, но Тарапунька сказал, что будет Саша, — рассказывала Пашковская. — И дал мне прочитать письмо Александра Довженко, где были слова: «Найдіть собі лагідну жінку, одружіться, народіть сина и назвіть Сашком…»
«Находясь в Москве на гастролях, мы с Юрой захотели купить собственную машину, — вспоминала Юлия Максимовна. — Композитор Ян Френкель предложил обратиться в дипломатический гараж. Там нам показали пять автомобилей — все новые. На понравившемся нам «крайслере» ездил австралийский посол. Мастер, который очень любил Тарапуньку, специально повредил в моторе какой-то проводок, и машину списали. Так она досталась нам. Так что первая иномарка в Киеве была у Тимошенко! Водил Юра ужасно, как-то наехал на трамвай, в другой раз не вписался в гараж. Поэтому за руль, как правило, садилась я. Мы оба хорошо зарабатывали. Тарапунька никогда не был скупым. Мог сказать: «Тебе что-то нравится — возьми деньги и купи». Нужно было хорошо выглядеть, ведь нас часто приглашал Петр Ефимович Шелест (первый секретарь ЦК Компартии Украины в 1963—1972 годах. — Авт.), потом Владимир Васильевич Щербицкий (первый секретарь ЦК КПУ с 1972 по 1989 годы. — Авт.). Бывали мы и в Кремле. А шуб сколько у меня было! Позже я все раздала — оставила только две».
Последние годы жизни Тарапунька тяжело болел, тем не менее оставался заядлым курильщиком. А вот от рюмки умел деликатно отказаться. Разве что на обед, под борщ, мог выпить стопочку. Этому научился у Александра Довженко, с которым его связывали долгие годы дружбы. Именно Довженко придумал псевдоним Тарапунька — от названия реки на Полтавщине, где родился Тимошенко.
Юрий Тимошенко умер в Ужгороде 1 декабря 1986, сдало сердце. Несмотря на всенародную славу артиста, ни в одной газете о его смерти не сказали ни слова. Тем не менее на церемонию прощания в киевский Дом актера пришло очень много людей.
А спустя восемь месяцев Пашковскую ждал еще один удар — трагически погиб старший сын Александр. Похоронен он на Байковом кладбище рядом с отцом.
Тот год стал страшным для певицы. Она потеряла отца, мужа, сына, брата, невестку и маму. Женщина не хотела жить. А тут еще начались «лихие» 1990-е. Когда стало особенно материально трудно, Пашковская устроилась работать водителем, подрабатывала тамадой на свадьбах.
После смерти Тимошенко его напарник Ефим Березин некоторое время выступал сам, однако былой популярности уже не имел. Позже уехал жить в Израиль. Получал там хорошую пенсию, пользовался у окружающих большим уважением. В последние годы Штепсель страдал болезнью Паркинсона, умер в Тель-Авиве 29 мая 2004 года.
Вернуться к жизни Пашковской помогло новое чувство. Юлия встретила и полюбила Драгана Ристича, популярного сербского композитора. Семь лет они вместе прожили в Суботице, где Юлия досконально изучила сербский язык. Драган писал ей песни, она их исполняла. Счастье длилось недолго — Ристич погиб, попав под машину.
Последние годы Пашковская редко выходила на сцену. То, что раньше являлось смыслом существования, уже не волновало. Она занималась дачей, часто ездила во Львов к подругам, где навещала могилу матери. Радовалась успехам сына Юрия, окончившего факультет международных отношений Киевского университета, и невестки Юли, подаривших ей двух внуков — Александра и Данилку.
До последних дней артистка жила в двухкомнатной квартире на улице Гончара, недалеко от Львовской площади в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище рядом с мужем Юрием Тимошенко и сыном Александром…
19408Читайте нас у Facebook