Кира Муратова: "Я могу уступить все лавры представителю сильного пола, если чувствую, что это важно для него"
Киру Муратову называют и новатором, и классиком кино. В каждой из своих работ, а она сняла почти двадцать фильмов, режиссер использовала новые приемы. Кира Георгиевна в 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Свою первую ленту сняла в 1961 году, но фильм вышел только в конце 1980-х. Ранние фильмы не пропустила цензура, а после запрета ее «Долгих проводов» (в этой картине снялся Владимир Высоцкий) на семь лет вынуждена была взять паузу. Тем не менее работать продолжала. В 1990 году за запрещенный в Советском Союзе «Астенический синдром» Муратова получила награду Берлинского кинофестиваля. Потом были сняты фильмы «Увлечения», «Три истории», «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы», «Настройщик», «Два в одном», «Мелодия для шарманки». Последний фильм Киры Георгиевны «Вечное возвращение» вышел в украинский прокат в прошлом году, его мировая премьера состоялась на Римском кинофестивале.
«Не могу больше предаваться всецело работе»
Кира Муратова, пожалуй, самый непубличный и немногословный режиссер. Она не любит привлекать к себе внимание, не дает интервью.
«Известность иногда мешает мне, иногда я к ней безразлична, — признавалась „ФАКТАМ“ Кира Георгиевна. — Актерам, наверное, приятно, когда их узнают на улице. А я не актриса, мое тщеславие очень своеобразное. И потом, я же не мужчина. Мне кажется, мужчины честолюбивее женщин. Мужчины-режиссеры — тем более. Я могу уступить все лавры представителю сильного пола, если чувствую, что это важно для него. Когда в советское время отделы пропаганды возили фильмы в провинцию и устраивали встречи со зрителями, которые после просмотра картины говорили: „Мне нравится ваш фильм, но вы нравитесь еще больше“, это было ужасно! В такие моменты я думала: ах ты, сволочь! Тебе фильм должен нравиться, а не я. Неважно, что обо мне говорят люди. Это актерам необходимы комплименты.
Больше всего на свете я люблю кино. Всегда в него была влюблена. И не только в свое кино, а в кинематограф вообще. Без любимого дела чувствую себя как девочка, затерявшаяся в лесу, сразу начинаю искать юбку (то есть кино), чтобы ухватиться за нее и дальше брести или бежать по этой жизни. Когда не работаю, я замкнутый, закрытый, необщительный человек».
Этим летом Кира Георгиевна заявила, что снимать большое кино не будет. «Здоровье мое ушло, — сказала она. — Не могу больше предаваться всецело работе. Это тяжелый физический труд. Я себя чувствую, как голова профессора Доуэля. Голова работает, а организм не сдюжит. Это нормально — когда-то заболевать, стареть, умирать. Возможно, возьмусь за короткометражки. Люблю все делать быстро».
Свои юбилеи Кира Муратова никогда не праздновала. Вот и этот день рождения провела скромно, принимая поздравительные телеграммы и звонки не только из Украины. Среди поклонников творчества Муратовой и президент Украины Петр Порошенко. Он направил режиссеру письмо с наилучшими пожеланиями. «Высоко ценю вас как выдающегося художника, который своим самобытным стилем в кино осмысливает человеческое бытие, рассказывает о любви, противоречиях и беспокойстве человеческой души», — говорится в поздравлении президента.
Коллеги по Одесской киностудии, где работает Кира Муратова, планировали устроить для мастера торжественный прием, но именинница категорически отказалась. Поэтому в день ее рождения ограничились ретроспективой фильмов «Короткие встречи» (1967), «Долгие проводы» (1971), «Перемена участи» (1987), «Три истории» (1997), «Настройщик» (2004, обладатель премии «Ника»)…
Работы Киры Муратовой можно узнать по первым же кадрам, музыке и актерам. Режиссер любит снимать одних и тех же актеров: Георгия Делиева, Наталью Бузько, Сергея Маковецкого, Нину Русланову, Ренату Литвинову… Кстати, именно Кира Георгиевна открыла эту необычную манерную актрису. Работать с Кирой Муратовой непросто, но очень интересно, поскольку никто не понимает, чем все закончится.
«Кира Муратова очень трепетно относится к своим актерам»
Наталья Бузько сотрудничает с Муратовой, начиная с картины «Астенический синдром».
«Как-то на киностудии ко мне подошла второй режиссер Таня Бородина: „А вы случайно не имеете отношения к пантомиме?“ — рассказала актриса комик-труппы „Маски“ Наталья Бузько. — „Имею“. — ответила я. „Тогда приходите на пробы“, — пригласила Татьяна. Кира мне предложила что-нибудь прочитать, а я волновалась, краснела и удивлялась, почему так себя веду, ведь на сцене уже не один год. Думала, провалила прослушивание. А через пару дней в группу пришла еще одна девочка, Галя Захурдаева. Она тоже понравилась Кире. Режиссер долго не могла выбрать одну из нас и в итоге в картине получилось две Маши. Раздвоилась наша героиня. Это был 1989 год. Так началось наше сотрудничество.
Кира — очень заботливый режиссер, трепетно относится с своим актерам. Помню, когда она предложила мне главную роль во „Второстепенных людях“, я хотела отказаться. Я только-только родила, недосыпала, чувствовала себя уставшей. Но Кира сделала все, чтобы я осталась в картине. Она специально наняла педагога, который ставил мне голос, чаем поила, окружила вниманием и заботой. Мы стали очень близкими людьми. У Муратовой особенное чувство юмора. Я бы не назвала его черным. Не знаю, как люди со стороны воспринимают ее искусство, я немножко изнутри это оцениваю, и мне фильмы Муратовой нравятся. Снимает фильмы так, как видит ситуацию, как хочет только она, настаивает на своем, и это замечательно. Это важное качество. Полагаю, нужно думать не о том, как твое искусство продастся, а о том, что ты хочешь им сказать».
— Картина «Вечное возвращение» стала пятой моей совместной работой с Кирой Муратовой, — рассказал Георгий Делиев, создатель «Масок», актер. — У других режиссеров все предсказуемо, а у Киры — нет. Она следует только своему внутреннему компасу, снимает то, что ей по душе, и порой даже сама не может предугадать, что выйдет в финале. В новом фильме разные пары актеров играют одну и ту же сцену. Перед съемками Кира спросила, с кем в паре я хотел бы работать. Я сказал, что с Натальей Бузько. Кира возразила: «Нет, с ней играть не будешь! Вы слишком подходите друг другу». Задумка режиссера состоит как раз в том, чтобы в кадре столкнулись абсолютно противоположные характеры. Думаю, именно это и станет главной интригой фильма, которая заинтересует зрителя и будет держать внимание до конца.
— Для меня работа с Кирой Муратовой — актерское и человеческое счастье, — призналась российская актриса Рената Литвинова. — Роли прописаны так, что играть можно много версий и по-разному, это своего рода урок актерского мастерства. Кира по-настоящему любит того, кого снимает. С каждой картиной она, оставаясь классиком и гением, словно молодеет. Столько новаторства в ее идеях и методах, а голова свободна от канонов и классиков. Когда-то она мне сказала: «Я открою вам один секрет. Монтируется все». У Киры Муратовой каждое кино монтируется в киношедевр.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2327Читайте нас у Facebook