ПОИСК
Культура та мистецтво

Олег янковский: «серьезное лицо еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! »

0:00 22 травня 2009
Сегодня Москва прощается с великим актером

В последний путь Олег Иванович отправится из своего любимого театра «Ленком», которому отдал 36 лет. Сюда еще со среды поклонники несли цветы, отдавая дань таланту великого артиста. В кино Олег Янковский сыграл более cта ролей. Снимался в «Зеркале» и «Ностальгии» Андрея Тарковского, «Полетах во сне и наяву» Романа Балаяна, «Крейцеровой сонате» Михаила Швейцера, «Обыкновенном чуде» и «Том самом Мюнхгаузене» Марка Захарова… Работа в фильме «Царь» Павла Лунгина стала последней в жизни знаменитого актера. Эта картина представлена на кинофестивале, который сейчас проходит в Каннах. На киноэкраны «Царь», где Олег Янковский сыграл роль митрополита Филиппа, выйдет в ноябре. Сегодня Москва простится с легендарным актером. Похоронят Олега Янковского на Новодевичьем кладбище.

Несмотря на страшный диагноз, Олег Иванович до конца верил в чудо

23 февраля нынешнего года Олег Янковский в узком семейном кругу отпраздновал 65-летие. Два месяца назад тяжелобольной актер сыграл премьеру спектакля «Женитьба». Сильно похудевший Олег Иванович, как всегда, пришел в театр в потертых джинсах, приталенном пиджаке и элегантном шарфике. Даже в простой одежде он был эталоном стиля.

Друзья Янковского шутили, что он единственный человек в России, которого не нужно учить носить костюм или фрак. Он был настоящим аристократом, что проявлялось в каждом его жесте и слове. В гримерке знаменитый актер дымил эксклюзивной трубкой, с которой почти никогда не расставался. На сцене играл блестяще, превозмогая боль и слабость. В конце спектакля зал взорвался аплодисментами, зрители стоя не отпускали своего кумира. Будто чувствовали, что прощаются с ним навсегда.

- Сыграл он поразительно, — сказал режиссер Марк Захаров.  — Он не плакал. Никаких похоронных настроений у него не было. Оставался весел, жизнерадостен. Отвечая на телефонные звонки, говорил, что у него все хорошо. «Я жив, я с вами», — это были самые дорогие слова. Олег — светлый, радостный, счастливый человек, излучавший целительную силу.

РЕКЛАМА

Три недели назад, после спектакля актера увезла «скорая». У него открылось кровотечение. Олег Иванович и его близкие, несмотря на страшный диагноз — рак поджелудочной железы, до последнего дня верили в чудо. Олег Янковский снова собирался выйти на сцену. 12 мая он планировал открыть театральный фестиваль, но почувствовал себя совсем плохо и уже не выходил из дома.

Во вторник, 19 мая, ему стало хуже, а в среду утром Олег Янковский скончался в одной из московских клиник. Накануне трагического известия в кинотеатре «Художественный» открылась ретроспектива фильмов с участием знаменитого актера. На огромной афише на здании кинотеатра написано: «Тот самый Олег Янковский».

РЕКЛАМА

Его уход стал большим ударом для «Ленкома» и лично для Марка Захарова. «Это горе и трагедия, которую не знаю, как мы перенесем, — говорит знаменитый режиссер.  — Мы надеялись на выздоровление до последнего момента. Олег Иванович вел себя очень мужественно, играл спектакли, когда, наверное, уже не следовало выходить на сцену, и делал это изумительно. Он прощался со своей профессией и театром».

- Мы знали, что он болен, но смерть всегда неожиданна и всегда несправедлива, особенно когда уходят такие светлые люди, как Олег Янковский, — с болью говорит бывший министр культуры России Михаил Швыдкой.  — Олег Иванович происхождением своим, мироощущением был связан с русским искусством и русской жизнью. И хотя многие считали его одним из самых европейских артистов нашего театра и кинематографа, он своей жизнью доказал, что так, как он, мало кто чувствовал русскую жизнь, ее перемены и драматизм…

РЕКЛАМА

«Едучи на картошку, по дороге забежал в театральное училище и тут же был принят»

Олег Янковский никогда не отказывался от интервью. Всегда детально отвечал на вопросы, оставляя за собой право на тайны.

- В отношениях наших со зрителем тайна должна быть, — говорил он.  — Когда рассекречиваешь себя совершенно, совсем грустно становится. Не хочется идти за таким актером, партнером. Это ведь тоже политика артиста, его образ, помимо дарования, которое дает Бог, и мастерства. В остальном, конечно, это зависимая профессия — от режиссуры, литературного материала. Я смотрю на сегодняшний поток молодых — среди них есть очень талантливые люди. Но их и осуждать нельзя, что они лишь бы как, только бы засветиться, а уж в каком материале снимаются, только руками развести. И жалко их, а с другой стороны, понимаешь, куда им идти? Не так много хорошей режиссуры, интересного материала… Иногда смотришь на талантливого человека на экране и понимаешь, что на этом уровне он и останется.

Наша профессия связана главным образом со здоровьем. В актерстве надо быть в хорошей форме, так что следует заботиться о себе.

Приводим отрывки одного из интервью знаменитого актера.

- Вы себя бережете?

- Стараюсь жить в мире с самим собой.

- Как думаете, в чем секрет вашей популярности?

- Все время надо что-то новое в топку бросать. Если останавливаешься — смерть, конец. Для любого актера. Тем более для человека в возрасте, когда понимаешь, что времени остается все меньше. Возрастных ролей совсем мало, и у нас, к сожалению, редко пишут роли «на актеров»… Так что, упаси Бог, успокоиться. Чем больше я работаю, тем сложнее удивить зрителя.

- В 90-е годы у вас, как и у многих ваших коллег, возникла творческая пауза. Как вы ее переживали?

- В начале 90-х совсем все было плохо в кино, несмотря на то, что картин снималось огромное количество — более четырехсот в год! Но они были ужасающего качества, поэтому нельзя было соглашаться на участие в них. Тем не менее я попал в несколько картин (не буду называть их), за которые мне неловко.

- Вы с детства мечтали стать актером?

- Все случилось поступательно и закономерно. Родился в Джезказгане в Казахстане. Учился в Саратове. В Минске в театре работал… О том, чтобы молодому артисту из провинции вырваться в ведущие актеры кино и одного из лучших московских театров, и мечтать невозможно! Мне очень повезло, ведь возможен был совсем другой вариант моей жизни. Нужно быть ответственным за то, что дает судьба.

- Верите в судьбу?

- Скорее да. Ведь я сам не пробивался, не бегал, не просил. У меня вообще отсутствует свойство пробить что-то. При моих нынешних возможностях я бы давно ресторан имел, еще что-то, но, к большому сожалению, могу заниматься только вот этим странным делом. И начал заниматься им по воле случая. Поступил случайно — ехал на картошку и забежал в театральное училище. Набор студентов уже закончился. Я только открыл дверь, чтобы разузнать все, как один из членов комиссии спросил. «Фамилия?» — «Янковский».  — «Принят». Оказалось, мой брат подавал документы. Вот так я поступил. Позже, после успешного кинодебюта в фильме «Щит и меч», режиссеры мной заинтересовались. Один из них, Игорь Масленников, пригласил на главную роль в своем фильме «Гонщики». Мне посчастливилось тогда работать с молодым Евгением Леоновым.

«На съемках одного из трюков машина перевернулась, кожаная куртка на мне сгорела, а на теле — ни царапинки»

- Говорят, вы пострадали во время съемок?

- На съемках одного из эпизодов произошла авария, начался пожар, и все участники получили серьезные травмы. Только я один отделался незначительными ушибами. Учили меня ездить настоящие профессионалы. Например, чемпион мира Брунза. Управлял автомобилем, как Бог, в крутой поворот входил на скорости 140 километров в час! Представляете? Брунза внушал: «Олег, запомни три правила. Машина — аппарат повышенной опасности. Чтобы жать на педаль, ума не надо. И последнее: верь знакам». Я внимательно выслушал, но, как показало время, ничего не понял… Снималось тогда все на уровне Самоделкина, сплошная любительщина. Даже трюки ставились на глазок. Однажды перевернулся на машине, операторы вывалились наружу, а в салон влетел аккумулятор. В миллиметре от головы просвистел. Куртка кожаная сгорела, а на теле — ни царапинки.

Но самое страшное произошло потом… На одной из дорог под Таллином, где проходили съемки, теперь есть «поворот Янковского». В обеденный перерыв я посадил в машину несколько человек, и мы с дикой скоростью понеслись по второстепенной дороге, выскочили на основную трассу, не сбрасывая обороты. А там — не протолкнуться. Движение, как на Садовом кольце в час пик. В последнюю секунду сообразил, что происходит, и ударил по тормозам. Идиот! Все сделал неправильно… Меня понесло прямиком на автобусную остановку. К счастью, она оказалась пуста. Улетели в овраг… До сих пор не пойму, как остались живы.

Евгений Леонов о моем «везенье» рассказал Марку Захарову. Режиссер распорядился привести «везунчика». Так с легкой руки Евгения Леонова началась моя работа в Москве, о которой я, саратовский актер, даже не смел мечтать. Москва казалась мне недосягаемой, как Париж. Моя карьера — действительно подарок судьбы. Тогда же, в начале 70-х, Тарковский начинал работу над фильмом «Зеркало» и искал актера на роль своего отца — Арсения Тарковского. Его ассистентка Лариса (ставшая потом женой), случайно увидев меня в коридоре «Мосфильма», пригласила зайти в кабинет режиссера. Тот пристально взглянул на меня и произнес только одну фразу: «Очень похож!» Кроме того, по просьбе Андрея я привел в киностудию своего сына Филиппа, которому тогда было четыре с половиной года. Его решено было снимать в роли самого Андрея в детстве. Через десять лет Тарковский вспомнил обо мне и пригласил на главную роль в свою картину «Ностальгия».

- Сыну, который стал режиссером, советы даете?

- Филипп взрослый, у него своя голова есть. Он меня уважает, старается учитывать мнение отца, хотя и собственное имеет. Сын не склонен к сантиментам и публичной демонстрации эмоций. Даже обращается строго: «Отец». Хотя слово «папа» иногда все же проскальзывает… Я же зову его по имени. Уж больно оно мне нравится. Как-то увидели с женой по телевизору сюжет о молодом красивом наезднике Филиппе. Авторы программы сказали, что это имя переводится на русский как «любитель лошадей». Смотрели мы с Людой на всадника-красавца и думали: вот бы нам такого! Почему-то не сомневались, что будет дочка, даже не надеялись на подарок судьбы. Но родился сын. Получается, имя уже ждало его. Когда Филипп появился на свет, мне было 24 года. Тогда имели место неустроенность быта, недостаток мудрости и жизненного опыта, приходящих только с возрастом.

- Вы рано женились, тем не менее прожили много лет с одной женщиной, родили сына, имеете внуков. Вашу семью называют идеальной, что бывает редко среди представителей актерской профессии.

- У всех в нашей семье брак на всю жизнь. Наверное, мама так воспитала. Когда один из сыновей приводил свою невесту к маме, она на нее смотрела, а потом говорила жениху: «Ну хорошо. Но запомни, это раз и навсегда!» И мы все исполнили, хотите верьте, хотите — нет. Говорила: «Пожалуйста, женись, но имей в виду: второго брака я не допущу!» Все невестки маму очень уважали.

- Вашу улыбку на экране называют магнетической. А в жизни вы веселый человек?

- Как говаривал незабвенный барон Мюнхгаузен, серьезное лицо еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

1880

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів