ПОИСК
Культура та мистецтво

Игорь Шуб: "Во Дворец "Украина" на свое выступление Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели приехали... троллейбусом"

6:30 22 січня 2015
Известный киевский режиссер и сценарист накануне сорокалетия творческой деятельности рассказал о самых памятных встречах с легендарными артистами

Среди работ сценариста Игоря Шуба — созданный в соавторстве с Семеном Горовым и Аркадием Гарцманом мюзикл «Сорочинская ярмарка», в котором блестяще сыграли Андрей Данилко, Анатолий Дяченко, София Ротару, Валерий Меладзе, Надежда Грановская, Вера Брежнева и другие популярные артисты. В тандеме с Аркадием Гарцманом Игорь Шуб написал сценарии к фильмам «Королева бензоколонки-2″, „Танго любви“, „Индийское кино“, а с Александром Матусовым — „Завещание Беретти“ и „Я считаю раз, два, три, четыре, пять…“

Начинал же Игорь Дмитриевич с театральных постановок. А с 2005-го по 2014 год Игорь Шуб был режиссером-постановщиком Национального дворца искусств „Украина“. Многие артисты, причем не только украинские, но и зарубежные исполнители, доверяли ему организацию и проведение своих творческих вечеров и бенефисов.

— Игорь Дмитриевич, как собираетесь отмечать творческий юбилей?

— Возможно, соберемся с друзьями и однокурсниками, вспомним, как начинали. Но лишь в том случае, если в стране все наладится. Сейчас не до того. Хотя с мнением, что концерты и юмор сегодня неуместны, категорически не согласен. Оптимистичный взгляд на жизнь помогает выстоять в самых трудных обстоятельствах. Никогда нельзя поддаваться мрачным настроениям. Знаете, какой у меня любимый анекдот? „Абраша, ты счастлив?“ — „А что делать?!“

РЕКЛАМА

*Режиссеру-постановщику Национального дворца искусств „Украина“ Игорю Шубу многие артисты доверяли проведение творческих вечеров и бенефисов (фото из архива Игоря Шуба)

— Хороший анекдот. К слову, как и ваш с Семеном Горовым и Аркадием Гарцманом мюзикл „Сорочинская ярмарка“, который в новогодние праздники транслировали несколько телеканалов. Я в который раз посмотрела его с огромным удовольствием. Что ни реплика, то афоризм!

РЕКЛАМА

— Сценарий мы написали очень быстро — всего за десять дней. Композицию придумал Семен Горов, а мы с Аркадием, сидя за одним компьютером, сочиняли диалоги. Кто-то придумывал одну реплику, кто-то — другую. Иногда ссорились, но, приходя к общему знаменателю, шли дальше.

— Ярмарка изображена так колоритно, что хочется побывать на такой. А вы бывали в Сорочинцах?

РЕКЛАМА

— К сожалению, никогда. Ни я, ни Аркадий Гарцман. Но, знаете, Пушкин ведь тоже ни разу не был в Испании, но когда написал, что ночь там пахла лавром и лимоном, все, кому доводилось там бывать, говорят: именно так!

Съемки проходили в Переяславе-Хмельницком. Практически со всеми актерами я был знаком раньше. К примеру, с Валерием Меладзе — еще с тех пор, когда он впервые вышел на большую сцену в Киеве. С Андреем Данилко — когда он учился в эстрадно-цирковом училище. Я там преподавал. С Толиком Дяченко мы много лет дружили. Запомнилось, как однажды, когда я возглавил столичный театр эстрады, Толик выступил в необычном для него амплуа журналиста — брал у меня интервью для какого-то издания.

— Кто из артистов, с которыми вам приходилось общаться, оставил в памяти самый глубокий след?

— Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе. В 1994 году они приезжали в Киев на презентацию фонда Олега Блохина. Я был режиссером этого мероприятия. В первый день должен был состояться большой концерт, а на следующий — матч звезд футбола. Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели приехали на два дня раньше и остановились в гостинице „Москва“ (сейчас она называется „Украина“). И вот я пришел к ним, чтобы обсудить детали их выступления. Стучу в номер. Открывает Котэ Махарадзе — в семейных трусах и тенниске и говорит: „Ничего, что я так? Очень жарко!“

Попросил обращаться к нему просто Котэ. Мы сели, побеседовали. Потом пришла Софико Чиаурели. Котэ представил меня: „Это наш режиссер Игорь“. А она: „Игорь, у меня к вам очень серьезный вопрос. Где у вас здесь можно купить… кефир?“

*Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе приезжали в Киев

В Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели не было абсолютно никакой звездности! Подтверждением стал и такой эпизод. После их выступления во Дворце „Украина“ я узнал, что организаторы… забыли прислать в гостиницу машину за супругами, чтобы доставить их на концерт. Софико и Котэ ждали, ждали, а так как мобильных телефонов в то время еще не было, решили добираться во Дворец „Украина“ своим ходом.

Такси вызывать не стали — сели в… троллейбус и приехали. Вы можете себе представить, какой скандал устроили бы многие нынешние „звезды“, если бы за ними вот так не приехали? Котэ и Софико же не драматизировали произошедшее. Когда я, узнав об оплошности организаторов, пообещал Котэ разобраться, в ответ услышал: „Не надо. Все ведь прошло. Мы же уже выступили“.

— Настоящие были интеллигенты…

— Но и это еще не все. На следующий день Котэ Махарадзе должен был комментировать запланированный футбольный матч. И вдруг заявляет: „Я не пойду“ — „Как? Почему?“ — „В Киеве есть замечательный спортивный комментатор Валентин Щербачев. Это его город, его территория, его стадион… Я не имею права отбирать у него хлеб“. Тогда я позвонил Вале. И мы решили: Щербачев будет комментировать матч по-украински, а Котэ со своим замечательным акцентом — по-грузински. Вот такой скромный человек был Котэ Махарадзе.

— Много лет вы работали под началом Николая Мозгового, когда он возглавлял Национальный дворец искусств „Украина“. Каким запомнился вам легендарный композитор и певец?

— С Колей мы познакомились в 1983 году. Став директором Дворца „Украина“, он пригласил меня к себе в качестве режиссера-постановщика. Я отказывался — привык быть на вольных хлебах, а в то время много работал на телевидении. И прямо сказал: „Я человек не кабинетный, сидеть на работе с девяти до шести не смогу“. На что Коля рассмеялся: „И не надо. Мы и так из тебя всю кровь выпьем!“

Годы работы с Мозговым были замечательными. Ни разу от него не услышал: „Почему тебя нет на работе?“ Обычно Коля звонил: „Игорь, когда ты можешь прийти?“ Умел доверять, и я его никогда не подводил.

Правда, в самом начале у нас однажды возник спор. Накануне новогоднего праздника Коля написал замечательную песню „Зима“. По моему режиссерскому замыслу, все участники утренника должны были исполнить ее в финале — после поздравления Деда Мороза.

И вот во время генеральной репетиции звонит Коля: „Игорь, давай поставим сначала песню, а потом — выход Деда Мороза, иначе зрители в зале начнут после его поздравления вставать и уходить“. Я же стоял на своем. Тогда Мозговой предлагает: „А давай забьем на „соточку зелени“, что если хоть один человек в зале после выступления Деда Мороза встанет, ты проиграл“. Ни один зритель не встал со своего места! И Коля… проспорил.

— Сто долларов Мозговой отдал вам?

— Нет, это же так, ради смеха говорилось. И я бы не отдавал, если бы проспорил. Все, кто тогда участвовал в подготовке праздника, получили хорошую премию. Вообще Коля был человек очень щедрый, добрый. Помню, как-то звонит: „Зайди ко мне в кабинет — попробуй очень вкусную грушу!“ Я зашел, сказал, что съем позже. А он настоял, чтобы я эту грушу съел при нем. Такие вот у нас с Колей Мозговым были отношения.

— Слышала, что вы стояли у истоков рождения знаменитого дуэта „Кроликов“ — Владимира Данильца и Владимира Моисеенко.

— Для Володи Данильца, когда он только начинал, я поставил эстрадный номер „Свадьба“, с которым он стал лауреатом Всеукраинского конкурса артистов эстрады. Помню, когда Володя исполнял эту вещь, Николай Мозговой хохотал до упаду. А вскоре пришел из армии Володя Моисеенко, и они с Данильцом стали выступать с этим номером вместе. Работать с ними — одно удовольствие! Нормальные люди, никакой звездности. Недавно мы записывали новогоднюю программу. Понадобилась гитара. Моисеенко никого не стал просить, сел за руль машины и через минут двадцать привез ее из своего офиса.

— Случались в вашей режиссерской работе экстремальные ситуации?

— Бывало. Но не во Дворце „Украина“, а в одном из театров, где я ставил спектакль. Играли уже немолодая актриса, у которой начались проблемы с памятью, и актер, любивший выпить. Как-то мы поехали на гастроли. Актера поселили со мной в одном номере. А он зашел, бросил сумку и… на всю ночь пропал. Увидел я его уже только на спектакле, который играли в летнем театре.

И вот сцена. Он говорит актрисе: „Да, бабка Мария…“ Она ему: „Вот так вот, Егор…“ Тут их заклинило. Он ей: „Да, бабка Мария…“ А она ему: „Вот так вот, Егор…“ Раз пять подряд! Зрители смеются, а мне не до смеху. Чтобы исправить положение, я залез на дерево у сцены и оттуда стал подсказывать реплики.

И, конечно же, всегда экстрим был, когда в советское время спектакли принимал худсовет. Хоть к чему-нибудь да придирались. Как-то в декорации к одному из спектаклей мы использовали электронные часы (тогда они были в новинку). Один из членов худсовета задает мне вопрос: „Я одно только не понял: а зачем там эти часы?“ Выдержав „качаловскую“ паузу, отвечаю: „Понимаете, они показывают… время“. — „Теперь понял. Хороший спектакль, вопросов нет“.

— Знаю, несколько лет вы трудились в рекламном агентстве. Какая работа стала самой запоминающейся?

— Как-то пришел представитель фармацевтической компании, попросил сделать ролик, оплатил заказ. Мы сняли все и повезли кассету заказчикам в офис на Подоле. Сидим с коллегой в кабинете, где назначена встреча, ждем. Заходит руководитель фирмы с детиной-телохранителем, в кобуре у которого пистолет. И вдруг начальник заявляет: „Нам ролик не нужен. Возвращайте деньги!“ А это несколько тысяч долларов, которые мы вложили в производство рекламы: съемку, озвучку, реквизит… Причем заказчик платил не мне. Я, как говорится, и в руках деньги не держал! А глава фирмы требует отдать все до копейки и заявляет: „Я вас просил это снимать?“ — „Вы лично нет. Но приходил ваш человек“. Называю фамилию, имя. В ответ слышу: „Я его лично не посылал! Деньги давайте. Иначе отсюда не выйдете“.

— То есть вас взяли в заложники?

— Так получается. Мобильных тогда, в 1990-е годы, не было. Позвонить никому не можем. А охранник-"шкаф» уже вертит в руках пистолет. И вдруг меня осенило: «Понимаете, мы же вам сняли за „копейки“. В Москве такой ролик вам обошелся бы в два-три раза дороже!» Тут начальник, взявший нас в плен, набирает — видимо, какого-то партнера в Москве — и спрашивает: «Сережа, хочешь рекламный ролик тебе за копейки в Киеве сниму?», называя сумму в два с половиной раза больше, чем нам заплатили. Тот согласился без раздумий, а мы с коллегой таким образом были спасены.

— Детективная история. А новогодние чудеса в вашей жизни случались?

— Не раз я сам дарил их детям, когда в молодые годы «дедморозил». Моя жена работала в детсаду, и меня приглашали выступить на утренниках. Правда, задача была не из легких, так как появляться я должен был через окно… второго этажа. Помню, оделся уже, стою на первом этаже и жду, когда детишки позовут: «Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!» Вдруг мимо меня ведут на прогулку детишек из другой группы, перед которой я должен был выступать позже.

Один мальчик лет шести остановился, пристально на меня посмотрел и говорит: «А ты Дед Мороз не настоящий!» Я возмутился: «Сейчас тебя заморожу!» А мальчик: «У тебя брюки выглядывают из-под тулупа и волосы из-под шапки».

И вот прихожу на утренник в группу, где этот мальчик. Обращаюсь к ребятишкам: «А вы верите, что я настоящий Дед Мороз?» Они отвечают хором: «Да, верим!» Я продолжаю: но у вас здесь есть мальчик, который не верит. Выходит он в костюме клоуна. Я ему говорю: «Пока ты гулял, я на своей волшебной ракете слетал в жаркие страны и привез тебе угощение». Снимаю рукавицу, а в ней два дефицитных в те времена мандарина. Все малыши ахнули. Я этого мальчика спрашиваю: «Теперь ты веришь, что я настоящий Дед Мороз?» Он кивнул. Но по глазам его я понял: так и не поверил! (Смеется.)

— Увы, не каждый способен поверить в чудо, даже если оно совсем рядом. Я вам желаю чудес в вашей жизни, творческих успехов, вдохновения и высоких гонораров!

— Спасибо. И я читателям «ФАКТОВ» желаю всего самого наилучшего в новом, 2015 году: чтобы год был мирным, чтобы ушли все страхи, которые есть сегодня, чтобы никто в вашей семье не болел, а тот, кто болеет, выздоровел. И чтобы все жили в достатке.

2430

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів