ПОИСК
Історія сучасності

Тот, кто на Троицу позаботится о сиротах, "весь рік не буде лиха мати"

9:00 30 травня 2015

Завтра, 31 мая, православный мир встречает один из самый больших духовных праздников — Троицу. В этом году из-за ранней Пасхи торжество отмечается в конце мая, ведь праздник всегда приходится на 50-й день после Воскресения Христова. А сегодня, в Троицкую родительскую субботу, верующие традиционно идут в церковь на поминальную службу.

В обрядах и обычаях празднования Троицы, как во многих христианских торжествах, переплелись религиозные убеждения и языческие верования наших предков. Так, в старину после посещения храма люди обязательно ходили в лес и несли гостинцы русалкам, чтобы те не погубили посевы и не забрали у девчат женихов. А сегодня верующие в праздник просто веселятся и угощают друг друга мясными и молочными блюдами. Ведь через неделю после Троицы, с 8 июня, начнется Петров пост. В нынешнем году он продолжительный — более месяца. Пост закончится 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.

В Родительскую субботу в церквах после особой панихиды освящали сдобные калачи, которыми угощали даже незнакомых людей

Суббота накануне Троицы издревле называется Духова, Батькiвська, Дiдова, или Задушна. Согласно народным поверьям, в этот день приходят в гости души умерших родственников, которые остаются в родном доме всю праздничную неделю. Чтобы не тревожить усопших, люди старались на это время оставить хлопоты по хозяйству. Например, на Гуцульщине женщины не пряли и не шили. Но зато тщательно перемывали ведра, щоб все зле, що за рiк налипло, вiдiйшло. Мужчины в течение Зеленой недели не трудились в поле, а также прекращали работы, связанные с заготовкой леса: не рубили деревьев, щоб не запорошити порохом померлі душі, и не сплавляли бревен по рекам.

На западе Украины в Родительскую субботу в церквах после особой панихиды освящали сдобные калачи, молоко, творог и яйца. Эту снедь раздавали беднякам и просили их молиться за ушедших родичей. А на Подолье поминки переносили на воскресенье. После Троицкой службы люди отправлялись на кладбище. Причем на поминальный обед готовили такие же блюда, как на Пасху.

Калач троицкий

РЕКЛАМА

Для приготовления потребуется: 1 кг муки, 0,5 л молока, 20 г дрожжей, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 0,5 стакана подсолнечного масла, соль.

Дрожжи растворить в теплом молоке с сахаром, поставить в теплое место. Когда начнут бродить, влить их в просеянную муку, посолить, добавить желтки и замесить очень густое тесто. Под конец добавить теплое подсолнечное масло и снова месить, пока жир не пропитает тесто. Накрыть, поставить в тепле место, чтобы подошло. Затем выложить на доску, посыпанную мукой, и снова месить. Отрезать треть теста. Оставшееся тесто поделить на четыре части, сформовать из них валики, скрутить их по два, потом сплести все вместе так, чтобы получился калач. Положить в круглую форму, смазанную жиром. Из остатков теста сделать тонкий валик и украсить им калач по краю. Когда тесто в форме хорошо подойдет, смазать его дважды белком и поставить в духовку (200 °С). Выпекать 45 минут.

РЕКЛАМА

В субботу ходили в лес за троицкой зеленью. Не украсить дом и подворье ветками и травами считалось большим грехом. Заготовкой занимались и взрослые, и дети. По церковным канонам зеленый цвет — символ живительной силы Святого Духа. Поэтому к Троице листьями украшали не только дома, но и храмы. Кроме того, с давних времен наши предки считали многие тра­вы оберегами от злых духов. Чтобы помешать нечисти творить злые дела, в лесу и на лугу собирали чабрец, полынь, любисток и, конечно, аир (татарське зiлля). Для озеленения дома запасались также ветками березы, клена, липы, ясеня, ольхи или тополя. Ни ветвей, ни трав, ни цветов не рвали без особых приговорок. Все растения были для людей живыми, «бо i в них Господня душа є", поэтому относились к ним с почтением. Например, прежде чем отломать ветку липы, к дереву обращались с такими словами: «Моя помiчнице, моя пораднице, коло хати стоїш, все бачиш, не йдуть тебе з сокирою рубати, а йдуть помочi просити, там вiдiтнуть, де ти покажеш». Срезанные ветки прикрепляли на ворота, двери, ставни, загоны для скота и заборы. Полы в доме выстилали травами.

Вот как описывал праздничное украшение дома в украинском селе выдающийся этнограф Александр Терещенко: «Куди не подивишся — все і скрізь зеленіє. Біля порогу хати поставлені зелені дерева; під вікнами — зелень, тини також уквітчані зеленим гіллям. Увійдеш у білу чисту хату — і там запашна зелень. На покутті стоїть кленове дерево, що відтіняє собою стіл, накритий білою скатертиною. На столі хліб-сіль, за образами — бузок і гвоздика… Долівка встелена травою… В полив’яних горнятках і глечиках, що стоять на вікнах і на столі, красуються півонії, лілеї, фіалки, пижмо і Боже дерево. Перед іконами жевріє лампадка… Все це навіває на серце почуття радості і благоговіння».

РЕКЛАМА

Озелененными дом и подворье оставались целую неделю — до начала Петрова поста. Предки верили, что в этих ветвях прячутся души умерших родственников. Троїцьке зiлля не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления чаев, с помощью которых избавлялись от различных недугов. Девчата мыли голову отваром любистка, щоб хлопцi любили. Еще зелень зашивали в подушечку и клали в гроб под голову покойнику, щоб йому на тiм свiтi пахло. Сухоцветы можно было положить в амбар (отпугивать грызунов) и в гнездо к наседке (цыплят больше будет). А ветки после праздников сжигали, приговаривая: «Дякую тобi, деревце Боже, що ти нечисть вiд мене вiдганяло i через мене зiв’яло».

Дети бросали восковые крестики в воду, восклицая: «Де Христос, там нечисті нема!»

В воскресенье утром со звоном колоколов нарядно одетые люди отправлялись в храм на праздничную службу. Девчата, собираясь в церковь на Троицу, доставали из сундуков свои лучшие наряды и украшения: вышитые бисером сорочки, коралловые бусы. На голову надевали богатый венок из цветов и ароматных трав с разноцветными лентами. Каждая девушка несла букетик из полыни, мяты, барвинка и тройную свечу — трiйцю.

«Біліють сорочки, радують око барвисті запаски, іскряться дукати на запалених сонцем дівочих шиях, блищать кольорові намиста, розвиваються по вітру різнобарвні стрічки, вплетені в коси дівчат, — с восторгом описывал шедшую в храм на Троицу молодежь Александр Терещенко. — Парубки в чорних і сірих суконних свитах, підтягнуті червоними, зеленими чи білими поясами, в чорних і сивих смушевих шапках… ідуть чинно, весело ступаючи. Всі вони, порівнявшись з поважними людьми, скидають перед ними шапки, а ті їх вітають: «День добрий, будьте здорові з святою неділею!»

Ну, а после службы люди спешили по домам на обед. К столу на Троицу хозяйки подавали холодец из петуха, зеленый борщ и пироги с соленым творогом, яйцами и зеленью, молочную кашу и яичницу, вареники с клубникой, сдобные калачи и троицкие коржики, политые медом. Кстати, выпечки обычно готовили много, чтобы хватило и семье, и на угощение, причем не только для кумовьев и родственников. В старину на Троицу калачи и коржики раздавали обездоленным людям. Ведь, согласно заветам предков, тот, кто не забудет в праздник о бедняках и сиротах, «весь рік не буде лиха мати».

У молодежи в Зелену недiлю были свои забавы. Так, парубки влезали на липу и срезали верхушку. Считалось, что, если сделать из нее сопилочку и поиграть, волшебная мелодия не позволит нечистой силе заманить юношу в лесные чащи. А девушки в этот день отправлялись в лес завивати берiзку. Вообще, береза на Троицу играла такую же ритуальную роль, как елочка или вишневое деревце на Рождество. Березку не только несли в дом, но и украшали лентами, вокруг нее водили хороводы. Предки верили, что это дерево имеет особую силу, которой может поделиться с человеком. В некоторых областях Украины обряд завивання берiзки сохранился до наших дней.

Утром девчата пекут пироги и сладкие коржики, жарят яичницу. В полдень все собираются на подворье одной из подружек, где парубки заранее устанавливают срезанную молодую березку. Выбирают главную девушку, которая берет деревце и во главе компании с песней несет его в лес. В лесу молодежь обедает, а потом присматривает для обряда несколько берез. Разделившись на пары, девчата сплетают гибкие ветви в косы и венки и затем «кумуються» — трижды целуются через веночки. На следующий день девушки возвращаются в лес, чтобы посмотреть, не завял ли венок: если он остался свежим, значит, вскоре можно сватов ждать.

Тем временем детвора, которую юноши и девушки в свою компанию еще не приглашали, собиралась у реки, чтобы русалок пугать. Вылепив из воска крестики, кидали их в воду, восклицая: «Де Христос, там сила небесна, а де сила небесна, там нечисті нема!» И весело хлопали ладошками по воде.

Семейные люди на Троицу тоже не скучали. К примеру, в понедельник или во вторник после праздника пожилые родители, которые уже выдали замуж и женили всех своих детей, могли еще раз сыграть… собственную свадьбу. Созывать гостей нужды не было, ведь все соседи и родственники знали, где и когда должно было произойти событие. К «молодоженам» шли с… выпивкой и закуской. На головы жениха и невесты возлагали венки из жасмина (Божого деревця), чтобы Дух Божий всегда пребывал с этой семьей.

Петров пост не считается строгим: отказаться нужно только от яиц, мясных и молочных продуктов

Ну, а еще наши предки верили, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки. Главным днем длинноволосых красавиц был четверг, который называли Русальной пасхой. В этот день запрещалось работать, ведь если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно уничтожат посевы. Чтобы спасти будущий урожай, на нивах для русалок оставляли свежеиспеченный хлеб, а в садах на фруктовых деревьях развешивали полотно — на сорочки. Кроме того, в течение Зеленой недели люди не купались в реках и озерах. В народе считалось, что на это могут отважиться только киевские ведьмы, поскольку они совершенно не боятся русалок.

Дети всю неделю не расставались с букетиками трав: «Якщо оберіг не взяти, то русалки нападуть і залоскочуть». Но больше всего боялись мавок девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес венки и хлеб. Дабы русалка не защекотала до смерти, с собой брали чеснок, любисток и полынь.

Поскольку трудиться в течение Зеленой недели не полагалось, люди предавались веселью. Замужние женщины собирались в шинке, куда через какое-то время приходили и их мужья, чтобы вместе закусить, выпить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют семейной идиллии и погубят одного из супругов.

Чтобы избавиться от русалок, им устраивали проводы. Для этого девчата собирались на засеянном рожью поле… обедать. После еды девушки расплетали косы, надевали веночки и ходили по ниве с песней:

Проводили русалочок, проводили,
Щоб вони до нас не ходили,
Та нашого житечка не ломили,
Та наших дівочок не ловили…

Через неделю после Троицы начинается Петров пост, который в народе строгим не считают. Не разрешается употребление только яиц, мясных и молочных продуктов. Верующим позволяется есть рыбу, овощи, каши, а также супы и борщи, приготовленные на растительном масле. Кстати, вся праздничная неделя (с 31 мая по 7 июня) — сплошная, или всеядная, то есть ни в среду, ни в пятницу поста нет.

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

2815

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів