Майкл Найман: «При написании музыки привлекать мозги не нужно»
Почетным гостем Одесского международного кинофестиваля стал известный композитор Майкл Найман. Музыкант и его камерный оркестр Michael Nyman Band собрали в Одессе огромную аудиторию. Более 15 тысяч человек пришли на Потемкинскую лестницу, чтобы послушать музыкальное оформление Найманом немого фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Во время фестиваля Потемкинская лестница обрела статус «Сокровище европейской кинокультуры» — в вертикальный каменный парапет (между первым и вторым маршами лестницы) вмонтировали специальный знак Европейской киноакадемии. Лауреат премии «Оскар», автор гимна чемпионата Европы по футболу впервые приехал в Украину. Найман известен как один из лучших авторов оригинальной музыки к произведениям мирового кино. Его саундтрек к фильму «Пианино» Джейн Кэмпион был отмечен премией BAFTA и «Золотым глобусом», разошелся тиражом в три миллиона копий. Майкл пишет не только музыку, но и сценарии, снимает кино и выступает в качестве продюсера. Об этом он и рассказал «ФАКТАМ».
— Я рос в простой рабочей семье, — вспоминает Майкл Найман. — Когда мне было восемь лет, школьный учитель музыки сказал, что у меня есть способности. Я стал брать частные уроки, которые оплачивали родители. Преподаватель был просто восхищен нашей совместной работой и решил заниматься со мной вместо одного раза в неделю каждый день. До семнадцати лет я изучал классическую музыку с частными педагогами. Единственное, чему они меня не научили, — как писать музыку. Однако я все же стал композитором. В 17 лет сочинил свою первую пьесу. Потом поступил в Королевскую музыкальную академию в Лондоне. С 21 года музыку не писал. Стал музыкальным критиком. Снова начал сочинять в 32 года, уже достаточно поздно.
— Тем не менее жаловаться на отсутствие популярности вам грешно. Какую роль в этом отводите известному режиссеру Питеру Гринуэю?
— Мы подружились, когда мне было 17 лет, но сотрудничество наше началось только через полтора десятилетия. Сделали множество фильмов, и не только художественных. Меня устраивало, что мой личный киноязык не находился под влиянием Гринуэя. Сотрудничество с Питером — это счастливый случай, когда работаешь на равных, ощущаешь свободу и имеешь возможность выразить себя. Как только я стал сочинять музыку к фильмам, моя известность в качестве симфонического композитора сошла почти на нет. Наверное, странно, что теперь я стал еще и режиссером.
— Работа режиссера — мучительный мыслительный процесс.
— Как ни парадоксально, но в профессии композитора мозги привлекать не нужно. Написание музыки — рутинная работа. Я не знаю, откуда ко мне приходят идеи, вдохновение. За роялем музыка сама выходит из-под моих пальцев. Возможно, она рождается в каком-то уголке мозга, выходит из моего внутреннего «я», души, психологического состояния. Раньше я больше трудился, но постепенно, с годами, создание мелодий удаляется от просто технического процесса и идет от сердца.
Мне гораздо лучше пишется по утрам, часов с восьми. Одновременно я принимаю и отправляю электронную почту. Телефон не выключаю. Телевизор, радио орет, а я — работаю. Причем, по старинке, за роялем. Записываю быстро у рояля карандашом, потом переношу в компьютер и слушаю.
— Майкл, а вы знаете что-либо об украинской музыке?
— Нет. Хотя вполне вероятно, что есть выходцы из Украины, музыка которых мне нравится. Взять, к примеру, Дзигу Вертова. Говорят, что он русский, а он еврей украинско-польского происхождения.
Когда посмотрел его «Человека с киноаппаратом», мне исполнилось уже 60 лет. Тогда и написал саундтрек. Начиная с 1990-х, всегда носил с собой камеру и снимал, можно сказать, инстинктивно. Думаю, у меня неплохо получается. Мой монтажер, увидев фильм «Человек с киноаппаратом», понял, что я поступаю практически так же, как Дзига Вертов. И мы решили сделать фильм «Найман с киноаппаратом». Взяли отснятый мною материал и заменили кадры Вертова.
— С каким настроем вы выходите на Потемкинскую лестницу?
— Перед показом ощущал панику. Признаюсь, писать музыкальное сопровождение к фильму, с режиссером которого уже не можешь пообщаться, не так уж и просто. Возникают вопросы, но задать их некому. Вполне вероятно, что записанное и исполняемое «вживую», а также то, что хотел бы слышать сам Дзига Вертов, может не совпадать. Но этого мы уже не узнаем…
Фото в заголовке с сайта Одесского кинофестиваля
602Читайте нас у Facebook