В старину в день Спаса корзины с яблоками несли в храм только люди семейные
14 августа православные и греко-католики отмечают первый Спас — Медовый, или Маковея, как называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
По древней традиции в этот день поминают погибших казаков. Связано это с тем, что именно на Маковея 240 лет назад императрица Екатерина II издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». После этого многие казаки бежали за Дунай, местное население превращено в крепостных, а плодородные запорожские земли переданы русским помещикам.
С Маковея начинается один из самых строгих постов в году — Успенский. Он продлится две недели и закончится 28 августа — в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину этот пост называли «осколком» Великого. Существовала легенда, что сначала Господь назначил людям говеть перед Пасхой целых девять недель. Но святые отцы, понимая, как это тяжело, стали просить Всевышнего сократить испытание. Вот тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Наши предки всегда радовались возможности очистить свои души молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Потому и называли его ласково — «Спасiвка-ласiвка».
Принимая угощение, полагалось отвечать: «Царство небесне загиблому на бранному полi»
Провожая лето, православные и греко-католики отмечают в августе целых три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).
Медовый Спас — любимый праздник девушек. В церковь девчата шли не с семьей, а со своими подружками. Собираясь на службу, каждая старалась нарядиться — надевала лучшую вышиванку и обязательно вплетала в косы новые ленты. Из чабреца, полыни, мяты, головок мака и чорнобривцiв девчата составляли специальные праздничные букеты, называемые маковiйчиками. Цветы и мак освящали, щоб цiлий рiк господарство квiтло. «Нехай в дворi у батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин», — говорили девушки.
В церковь шли и семейные люди. В честь праздника отец нарезал свежие медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. Часть сладкого лакомства оставляли в дар храму, остальное раздавали сиротам, вдовам и убогим. Кроме того, в этот день молились за души усопших казаков. Чтобы поминальная молитва не прекращалась, всем — знакомым, родным, соседям, просто прохожим — раздавались медовые соты, фрукты и коржики-шулики. Принимая угощение, полагалось отвечать: «Царство небесне загиблому на бранному полi».
Коржи с маком, или шулики
(блюдо традиционно готовится на праздник Маковея)
Для приготовления потребуется: 3 стакана муки, 1,5—2 стакана воды, 0,5 ч. ложки соли, 1 ч. ложка соды, 3 ст. ложки подсолнечного масла для промазывания коржей, 5—6 ст. ложек растительного масла для жарки, 1 стакан мака, перетертого с сахаром, 2 стакана узвара с медом.
Теплой водой запарить муку, посолить, добавить соду, перемешать и дать постоять 30 минут. Из теста раскатать круглый корж, смазать его маслом, сложить вдвое, еще раз смазать, сложить, раскатать. Так сделать еще два раза. Проколоть в нескольких местах вилкой и жарить на сковороде с двух сторон (на слабом огне).
Замоченный с вечера мак растереть с сахаром, добавить мед, узвар. Корж поломать на кусочки, положить в глиняный горшок и залить узваром с маком.
А еще на Маковея было принято кропить колодцы. В старину люди верили, что в этот день вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили возле колодца два стола. На одном были хлеб, соль и зажженная свеча — дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — за спочилих.
Освятив воду, люди садились за праздничный стол. На Маковея трапеза довольно скромная: без мясных, рыбных и молочных угощений. Ведь это первый день Успенского поста. На столе были в основном фруктовые и овощные блюда. Хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также жарили деруны. Традиционным сладким лакомством были шулики — поломанные на кусочки пресные коржи, залитые узваром с медом и перетертым маком. Готовили и подавали это кушанье дочери на выданье. «Iз води та муки пече дiвка шулики», — говорили люди. Горячительных напитков даже пробовать не разрешалось.
В старину во многих регионах Украины день Маковея считался девичьим и детским праздником. А потому после трапезы подростки и молодежь отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называя их макодзюбками или маковiйками.
На первый Спас запасались лекарственными травами. Наши предки верили, что в этот день растения становятся магическими. Существовало поверье: если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой — ребенок или девица.
Чтобы дети росли сильными, здоровыми и счастливыми, мамы плели для малышей веночки из чабреца, льна и календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашій (имя дочери) весільну голову покрило». Кроме того, мамы прятали за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза. Для будущих пасхальных куличей откладывали самые крупные маковые коробочки. На Великой неделе, когда придет время печь паски, хозяйки добавят этот мак в тесто, а самой коробочкой сделают на выпечке оттиски в виде крестов.
Люди верили, что соединенные три свечи, символизирующие Отца, Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед
Второй Спас — Яблочный, или Великий. Это один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Верующие, соблюдающие пост, могут побаловать себя рыбой и выпить немного вина.
Перед праздником хозяйки старались приготовить побольше вкусных кушаний. Обязательно варили постный борщ. Тушили овощи, жарили рыбу, пекли пироги с яблоками и сливами, делали яблочные галушки, вареники с яблоками, соложеники и бабки. Ну, а чтобы домочадцы могли в жару утолить жажду холодным напитком, в погреб заранее опускали бутыли с яблочным квасом.
Пока женщины хлопотали на кухне, хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи, их должно было хватить на все церковные праздники грядущего года: Рождество, Крещение, Пасху… Кроме того, эти свечи считались оберегами от всяких житейских невзгод. Делали также свечи, которые раздавали беднякам, сиротам, вдовам. Хозяйка дома присоединялась к мужчинам, чтобы отлить специальные свечи: родильнi (их полагалось зажигать при родах), а также хрестильнi и весiльнi. Но главной свечой, конечно, считалась трiйця. Люди верили, что соединенные три свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед. Специально для трiйцi изготовляли красивый деревянный или глиняный подсвечник.
Великий Спас считался еще и праздником урожая, поэтому утром в церковь на освящение несли не только яблоки, груши и виноград, но и колосья пшеницы, кукурузу, огурцы, помидоры и даже картофель. Кстати, поскольку именно яблоком змей соблазнил Еву, а та, в свою очередь, — Адама, девчата старались даже не прикасаться к этим фруктам, пока они не будут освящены в церкви и не «перетворяться з сорому людського на дар Божий». Поэтому с корзинами в храм шли люди семейные. После освящения все плоды полагалось раздать: чем больше подаришь, тем богаче в следующем году будет урожай. «На другий Спас і жебрак яблучко з'їсть», — говорили в старину.
Традиционно на Преображение семья обедала в саду. Стол накрывали белой скатертью, расписную глиняную миску с освященными фруктами ставили в центре. Именно с яблок, груш и винограда начинали трапезу, запивая их вином и приговаривая: «Щоб садовина родила». Затем переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если во время праздничного обеда начинался дождь, люди не расстраивались, поскольку он предвещал снежную зиму и хороший урожай следующим летом.
Второй Спас знаменует окончание лета. Считалось, что даже самая сильная жара с этого дня спадает
Именно со Спаса начиналась заготовка яблок и груш на зиму. Из мягких летних сортов варили варенье, а зимние, более плотные, оставляли впрок. Снимали фрукты рано утром и, не вытирая (чтобы сохранился естественный защитный слой), складывали в корзины и опускали в погреба. Традиционно на деревьях оставляли несколько плодов для птиц, поскольку считалось, что «Бог родить не тiльки для людей, а й на пташину долю i на всякоє диханiє». Селяне считали: если сорвут все яблоки, то «Бог покарає i наступного року нічого не вродить». Девчата и дети, собирая фруктовый урожай, пели:
«Пречиста по грушi ходила,
Пречиста мiшок загубила,
А Спас iшов, мiшок знайшов.
Спасику, батьку,
Вiддай мiй мiшочок,
Не буду ходити у твiй садочок».
По народному календарю, второй Спас знаменует окончание лета. Даже самая сильная жара с этого дня спадала. Наши предки заметили: после 19 августа приходят первые холода. А значит, пора настраиваться на осень и приближающуюся зиму: «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «Минув Спас — тримай кожух про запас».
Пост закончится 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы. Праздник называют еще первой Пречистой. Устраивать в этот день шумные гулянья с песнями, танцами и играми не полагалось. Люди воздерживались даже от громких разговоров.
Согласно традиции после Успения селяне заносили в дом последний оставшийся на ниве сноп пшеницы и венки из колосьев. Делалось это для того, чтобы отдать дань уважения покровителям урожая и попросить их позаботиться о благополучии семьи и в следующем году. Кстати, именно этот сноп превращали на Рождество в дидух, украсив разноцветными лентами и высушенными полевыми цветами.
С началом самого длительного в году мясоеда (период без многодневных постов), который закончится аж 28 ноября, разрешалось засылать сватов, проводить оглядини, зговори и заручини. Как правило, свадьбы играли после Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). В народе шутили: «Старости на Пречисту — в хатi речисто». Ну, а если жених был не по душе, то сокрушались: «Прийшла Пречиста — сватiв несе нечиста».
После Успения девчата ходили в лес рвать калину. Найдя первый подходящий куст — «первака», — водили вокруг него хороводы, пели, играли… Потом, рассевшись возле калины, доставали принесенную с собой снедь и обедали. После этого девушки «нападали» на куст со всех сторон. Первые пару ягодок съедали, произнося про себя имя суженого. Затем отламывали кисти и складывали их в корзины. Возвращавшихся домой девчат подстерегали парни и в шутку пытались отобрать у них калину. Хохот, крики, веселая возня… Пытаясь защититься, девчата «разрисовывали» парубкам лица ягодным соком. Дома калину связывали в пучки, а также вплетали ее в венок, который полагалось освятить в церкви. А самые красивые кисти подвешивали под крышей, чтобы показать сватам: здесь живет девушка на выданье.
Третий Спас — Ореховый, или Хлебный, отмечается 29 августа. В старину хозяйки в этот день пекли первую буханку из зерна нового урожая и провожали хлебом-солью главу семьи в поле — пришла пора сеять озимые. А еще считалось большой удачей обвенчаться именно на третий Спас. Верили, что молодых ждет долгая, счастливая и богатая жизнь.
8495Читайте нас у Facebook