Первый заместитель главы КГГА Игорь Никонов: «Борьба с коррупцией эффективна, когда мы открываем все действия власти»
От первого заместителя главы Киевской городской государственной администрации Игоря Никонова зависит проведение в столице Украины целого ряда структурных изменений, общей целью которых является уменьшение коррупции в Киеве и более эффективная работа городского хозяйства. В своем интервью он прокомментировал нововведения в сфере внедрения электронного бюджета, легализации парковок и модернизации транспортной инфраструктуры. Также Игорь Никонов рассказал о том, зачем он, человек из бизнес-среды, пришел во власть.
— Совсем недавно был презентован третий этап проекта «Электронный бюджет». Что это означает для простого киевлянина?
— Все дело в том, что борьбой с коррупцией у нас принято называть увольнение и уголовное наказание проворовавшихся чиновников. Это правильно, но не решает главную проблему — существование системы, которая порождает коррупцию. Таким образом, сколько бы мы ни меняли чиновников, у них все равно будет оставаться возможность, а значит, и искушение воровать. Все равно чиновники будут искать пути легкой наживы.
Наше главное достижение в Киеве — то, что мы начали ломать саму систему коррупции, открыв обществу всю систему власти. Запустив проект «Электронный бюджет», мы открыли финансовую информацию, а когда начали проводить электронные торги, стало невозможно зарабатывать на тендерах. Расходная часть бюджета будет полностью контролироваться, вплоть до последнего распорядителя средств. То есть любой киевлянин, зайдя на сайт, сможет увидеть, сколько школа, где учатся его дети, заплатила в нынешнем году за питание, кому и по какой цене. Какую сумму детский сад внес за ремонт и так далее.
Разработчик проекта отметил, что никто и никогда не доходил до такого уровня прозрачности. Я совершенно не преувеличиваю, утверждая, что Виталий Кличко — первый мэр в мире, решивший обнародовать такие данные. Потому что, как правило, власти ограничиваются информацией о том, к примеру, сколько здравоохранение потратило на медикаменты в общей сложности. А мы доходим до последнего потребителя.
— И какой эффект даст такая прозрачность бюджета?
— Все эти цифры будут контролировать конкуренты, эксперты, те же правоохранительные органы и сама Киевская горгосадминистрация. Отмечу, что бюджетные данные не будут заноситься вручную, они автоматически загружаются из нашего казначейства — все платежи, номера договоров и так далее. А значит, информацию невозможно будет подделать.
Ведь в чем заключается коррупция? В том, что кто-то получает откаты при тех или иных платежах. А здесь сразу видно, была заплачена рыночная цена или нет. И всегда найдется тот, кто скажет: «Подождите, я готов был оказать эту услугу дешевле!» И тогда возникает вопрос: стоит ли заниматься коррупцией, если тебя в буквальном смысле просвечивают?
— Что в таком случае означает третий этап «Электронного бюджета»?
— Именно то, что мы уже видим все платежи. Пока не все понимают значение того, что мы делаем, но я вас уверяю, это намного действеннее, чем если бы мы просто пересажали всех коррупционеров. Это колоссальное изменение в структуре контроля над властью. Кстати, «Электронный бюджет» облегчит и работу самой КГГА, позволит сократить число исполнителей, а оставшимся, которые будут работать на порядок эффективнее, — поднять зарплату.
— А что касается столичного бюджета на 2016 год, когда он может быть рассмотрен?
— Мы готовим бюджет на следующий год. Но, учитывая выборы, стоит вопрос, нужно ли принимать его нынешним составом Киевсовета. В любом случае будем презентовать этот документ общественности и будем советоваться.
— Столичной власти удалось добиться легализации ночных парковок. Расскажите об этом более подробно.
— Всего в Киеве 550 ночных парковок. Многие из них создавались, по сути, самозахватом, работали нелегально и не платили ни копейки в бюджет.
Земля, на которой находятся 426 таких парковок, решением Киевсовета была передана коммунальному предприятию. А оно, в свою очередь, предложило тем, кто управлял этими парковками, заключить официальный договор и платить налог в местный бюджет. Теперь они будут работать абсолютно легально, им не придется давать взятки, а цена за парковку автомобиля для киевлян останется прежней. Если же нелегальный оператор отказывается работать законно, то он не сможет осуществлять свою деятельность и на его место по конкурсу придет тот, кто предложит лучшие условия. Договоры заключаются на три года с возможностью дальнейшего продления. Только благодаря легализации парковок в городскую казну будет поступать 40 миллионов гривен в год.
— Чем они аргументируют свой отказ?
— Считают, что для них закон не писан. Но они ошибаются. Конкурентными станут только легальные парковщики. В дальнейшем они будут строить многоуровневые парковки, увидев, что есть спрос на такие услуги. И мы получим целый сектор городской экономики. Как только столичные водители поймут, что теперь нельзя бросать автомобиль где угодно, возникнет спрос на парковки. А это, опять же, конкуренция, снижение цен на услуги.
— То есть все это связано с общей модернизацией транспортной сферы в Киеве.
— Конечно. Когда мы делали при поддержке Мирового банка расчетную транспортную схему города, то международные эксперты целый раздел посвятили паркованию автомобилей в неположенном месте. Как показывает опыт, 70 процентов пробок образуются именно из-за того, что водители неправильно паркуются.
— Какой результат даст новая маршрутизация в столице?
— Мы тщательно исследовали транспортные потоки в Киеве. Сколько, откуда, когда и куда перемещается пассажиров. Высчитали пересадочные узлы, определили количество совершаемых пересадок.
Маршрутизация всего транспорта будет меняться очень серьезно. Дублирующий транспорт планируется убрать. Там, где пассажиры делали несколько пересадок, будет вводиться один маршрут. Следовательно, транспорта станет меньше, но он будет перевозить больше киевлян. Скажем так, вся транспортная схема заработает более рационально.
Кроме того, эксперты передали нам эту модель. И мы можем ее обновлять, ежемесячно вводя свежие данные. Например, выявили новые большие пассажиропотоки на левом берегу и теперь будем делать так, чтобы подстроить под них транспорт.
Совсем скоро мы презентуем городу изменения в транспортной сфере, расскажем, на основании чего они были сделаны и насколько это будет удобно.
— Изменения в городе невозможны без обновления кадрового состава. Проводятся ли конкурсы на замещение тех или иных должностей?
— Сейчас мы планируем провести открытый конкурс на замещение должности директора «Киевпасстранссервиса». Нам нужен волевой человек с харизмой, руководитель, который смог бы хорошо наладить работу.
— Вы разделяете принцип «нужно всех уволить и набрать новые кадры»?
— Нет, не разделяю, потому что в Украине, к сожалению, нет системы подготовки руководителей. Почему во власть идут представители бизнеса, те, кто может отложить свои дела? Потому что просто у таких людей есть опыт и они могут реально помочь.
— Вы тоже человек, пришедший во власть из бизнеса. Какой видите здесь свою миссию?
— Я вынужденно пришел во власть. И моя задача проста: я должен вместе с мэром осуществить такие изменения и преобразования, чтобы тот, кто придет во власть потом, кто бы это ни был, не смог «открутить» их назад, вернуть прежние коррупционные схемы.
Возьмем, к примеру, ту же систему Smart city, «Электронный бюджет», который мы внедрили… Когда общество привыкнет к прозрачности, вернуться в прошлое, в тень, будет невозможно. Это моя конкретная миссия — сделать так, чтобы тот, кто будет во власти потом, не смог бы играть по другим правилам. Чтобы работал без взяток и поборов. Согласно закону, единому для всех.
243Читайте нас у Facebook