Вдова Сергея Бондарчука Ирина Скобцева: "Когда ехала к мужу на родину, он сказал: "Ты должна попробовать херсонских арбузов. Таких вкусных больше нигде нет!"
Грандиозные батальные сцены, снятые Сергеем Бондарчуком, стали достоянием золотого фонда мирового кинематографа. Миллионам зрителей известны его фильмы «Война и мир», где режиссер сыграл Пьера Безухова, «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Судьба человека» (в этой картине исполнил роль Андрея Соколова). Выходец из Украины, Сергей Бондарчук также блестяще воплотил на экране образы Тараса Шевченко и Ивана Франко в одноименных картинах.
Судьба отмерила Сергею Федоровичу 74 года. О своем муже «ФАКТАМ» рассказала его вдова, народная артистка России Ирина Скобцева.
— Ирина Константиновна, что в вашем доме сегодня напоминает о знаменитом супруге?
— Его фотографии и книги, книги, книги… А также скульптуры, которые Сергей Федорович вырезал из дерева, и картины — муж очень хорошо писал маслом. Это портреты — внука, мой, его автопортрет. Есть и композиционные полотна. Например, «Крестный ход», созданный для фильма «Война и мир», целые альбомы раскадровок. На съемочную площадку Сергей Федорович всегда приходил подготовленным.
*Ирина Скобцева: «Мне с мужем повезло»
— Помните, как Сергей Федорович обычно праздновал свои дни рождения?
— Главным образом мы отмечали их со съемочной группой, которая становится в момент работы твоей семьей. Вспоминаются смешные и трогательные ситуации. Например, когда съемки проходили в одном из поселков, мы запаслись продуктами для празднования и, так как холодильников не было, поставили купленное под лестницу у дома. Но прошло стадо коров, и все это оказалось разбросано, испорчено… Очень редко отмечали день рождения мужа узким домашним кругом.
— Какое блюдо у Сергея Бондарчука было любимым?
— Моя бабушка пекла на наши дни рождения огромный торт «Наполеон». А если мы с Сергеем Федоровичем в это время находились в киноэкспедиции, обычно делали шашлыки. Отмечали очень весело и дружно.
— Какие подарки делали друг другу?
— Когда в мой день рождения мы находились на съемках, Сергей Федорович мог вырезать для меня статуэтку из дерева или нарисовать красивую картинку. Как-то сделал из дерева Мадонну. Приспосабливались к условиям, потому что вся жизнь была в работе. А какие подарки делала я? Одно время, чтобы Сергей Федорович меньше курил, ему советовали перейти на трубку. Тогда я и наши знаменитые друзья Феллини, Росселини дарили их ему. У нас была целая коллекция. Правда, курить муж меньше не стал. Кофе и сигарета для него были и завтраком, и обедом, и ужином. Собралась у нас и коллекция четок, после того как их подарил мужу директор картины «Война и мир» — работа ведь была напряженная и нервная.
— Много раз в интервью вы рассказывали о том, как познакомились с Сергеем Федоровичем на остановке троллейбуса у киностудии имени Горького. Но нигде не вспоминали о вашей свадьбе.
— А ее у нас не было. Мы расписались второго января. Зашли в «Елисеевский» гастроном, чтобы купить шампанское. Там встретили Тарапуньку и Штепселя, которые приехали для участия в праздничном концерте в Кремле, сообщили им, что только что расписались, и пригласили к себе в гости отпраздновать это событие. Правда, у нас тогда в квартире не было еще никакой обстановки. Только ковер, подушки…
— Скажите, Сергей Федорович верил в судьбу?
— Знаете, есть такое выражение: от судьбы не уйдешь. Оно употребляется обычно с каким-то минусовым оттенком. Сергей Федорович же говорил: «Я верю в человека и в его поступки. Только они определяют, что ты за человек. Ты можешь красиво говорить, а поступать плохо. Поступки определяют жизнь и судьбу. Куда поведут нас наши ноги, зависит от нас».
— Какая роль вашего мужа была у него любимой?
— Тараса Шевченко. Он считал, что после нее не имеет права останавливаться и должен идти вперед. Какие бы на пути ни встречались трудности, обязан их преодолевать.
— Говорят, Сергей Бондарчук работал на износ — несколько раз во время съемок даже оказывался на грани жизни и смерти.
— Я сегодня как раз об этом думала. До того, как он ушел совсем, я его дважды теряла. Клиническая смерть случилась в период съемок «Войны и мира». Он настолько был поглощен работой над этим фильмом, что, когда очнулся и меня пустили на четвертый день в палату, сказал: «Теперь знаю, как нужно снимать смерть Андрея Болконского. Он не в темноту уходит, а как бы растворяется, улетает…» Сергей Федорович так и снял это.
— Потрясающе.
— Представляете, весь его организм был подчинен творческому процессу! Удивительные вещи происходили. Накануне того, как играть Пьера Безухова, который у Льва Толстого написан как человек очень полный, Сергей Федорович, весивший 83 килограмма, вдруг начал толстеть. И в момент съемок весил больше ста килограммов.
— Намеренно много ел?
— Нет. Та же трубка и тот же кофе. Ел мало. Я до сих пор не могу понять этот феномен. А когда закончились съемки, через четыре месяца без всяких диет вернулся в норму. Снова стал весить 83 килограмма. Все произошло само собой.
*Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева блестяще сыграли в картине «Война и мир» роли Пьера Безухова и Элен Курагиной
— Поразительно.
— Кстати, со мной тоже случилось что-то вроде мистики. Я была худенькая, а ведь героиня Льва Толстого Элен — женщина с роскошным декольте, плечами. И как раз в день, когда Фурцева утверждала актеров на пробы, появилась на свет наша дочь Алена… Думаю, все это тоже неслучайно.
— Вы бывали на родине Сергея Федоровича в селе Белозерка Херсонской области?
— Конечно. Это очень красивые места. Когда ехала к Сергею Федоровичу на родину, он мне сказал: «Ты должна попробовать херсонских арбузов. Таких вкусных больше нигде нет». И это действительно так.
— Читала, что он с нежностью называл вас Лелека.
— Да. Когда мы были на съемках в одном из сел Ивано-Франковской области, как-то сидели на бревнышке у забора и на соломенной крыше увидели гнездо и аиста. Муж объяснил: «Это лелека — самая преданная птица. Если самка погибает, самец поднимается высоко над землей, складывает крылья и падает на землю». Такая вот красивая птица. А еще, когда мы познакомились, Сергей Федорович сказал мне: «Ты должна выучить «Садок вишневий коло хати»… И я выучила:
Садок вишневий коло хати,
Хрущі над вишнями гудуть,
Плугатарі з плугами йдуть,
Співають ідучи дівчата,
А матері вечерять ждуть.
Сiм’я вечеря коло хати,
Вечірня зіронька встає…
— Браво!
— Знаю наизусть и «Думи мої, думи». Сергей Федорович прекрасно читал поэзию Тараса Шевченко. Он очень любил Украину. Мы и в Киеве бывали нередко. Когда приехали первый раз, всюду водил меня, показывал исторические места, рассказывал о них… К слову, я всегда старалась, чтобы у нас в доме были украинские сувениры: куманцы, рушники, веночек с маками и васильками.
— Каким человеком Сергей Федорович запомнился вам в быту?
— Он был очень скромный, непритязательный. Мне с мужем повезло!
— Наверное, вы с Сергеем Федоровичем объездили полмира?
— Почти. Много интересных поездок было. Например, в Каннах я получила приз зрительских симпатий, меня назвали там «Мисс Шарм». Запомнились потрясающие премьеры «Войны и мира» в Париже и в Японии.
— Как вы считаете, Сергей Федорович был счастливым человеком?
— Да. У мужа случались минуты озарения в творчестве. Но были и страшные разочарования в людях. Имею в виду тот съезд неудачников, которые в большинстве своем ни одной приличной картины не создали, но тогда уничтожали многих великих, замечательных режиссеров (V cъезд кинематографистов состоялся в 1986 году. — Авт.). Это был шабаш, о котором и вспоминать не хочется. Чтобы вы поняли, в каком состоянии тогда был Сергей Федорович, расскажу один эпизод. Вскоре на Каннском фестивале показывали «Бориса Годунова». После окончания фильма начались бурные аплодисменты, но Сергей Федорович сидел в подавленном состоянии. И чем сильнее зрители хлопали, тем больше он прятался, как улитка в раковину. Когда зрители встали, я сказала ему: «Сережа, поднимись. Тебя приветствуют!» Он встал. А потом признался мне, что, прочитав в самолете о себе статью, хотел открыть дверь и выброситься в никуда. Представляете, до какого состояния вся эта камарилья довела человека?
— Этот съезд уже мало кто помнит. Фильмы же, снятые Сергеем Бондарчуком, вошли в золотой фонд мирового кинематографа. За картину «Война и мир» его удостоили премии «Оскар». А был ли Сергей Федорович по нынешним меркам человеком богатым?
— Нет, конечно.
— Какая машина у него была?
— Государственная. С водителем со студии.
— А дача была?
— Да. Мы купили под Москвой маленький-маленький домик. В нем я и сейчас живу.
— Что бы вы сегодня сказали своему мужу, если бы он мог вас услышать?
— Сказала бы, что я его люблю.
7202Читайте нас у Facebook