Не скидкой единой: как нас обманывают в "Черную пятницу" и "Киберпонедельник"
В Украине впервые состоялась большая распродажа товаров в интернет-магазинах, именуемая «Киберпонедельник». Эта крупная акция скидок проходит после «Черной пятницы», которая традиционно проводится в США и в этом году активно была подхвачена и украинскими продавцами. Однако в отличие от американских рождественских распродаж, когда снижение цены достигает 90 процентов от первоначальной стоимости товара, в Украине можно было нарваться на такие хитрые «скидки», которые сделали товар… еще дороже.
Традиционный для жителей США рождественский сезон распродаж ежегодно начинается в пятницу после Дня благодарения и проводится еще с XIX века. Термин «Черная пятница» придумали остроумные филадельфийцы в 1996 году, после того как, возвращаясь с Дня благодарения, они надолго застряли в автомобильных пробках и не попали на распродажи.
С открытием в «Черную пятницу» супермаркетов начинается спринтерский забег покупателей по торговому залу. Люди выхватывают друг у друга понравившуюся вещь, иногда в потасовках достается даже продавцам.
Тем не менее такой экстремальный шопинг выгоден и покупателям, и продавцам. Так, в 2013 году более 140 миллионов американцев во время «Черной пятницы» потратили свыше 60 (!) миллиардов долларов.
С недавних пор подобные распродажи обрели популярность в Британии, Европе, Азии, Австралии. Через Интернет продают со скидкой даже марихуану, а в России — самогонные аппараты. В Белоруссии в «Черную пятницу» можно было купить… военный транспортер на 30 процентов дешевле, сообщает портал Oborot.ru.
Может быть, у украинцев другой менталитет, но нам на самом деле сложно понять, почему весь год холодильник в магазине продается за 500 долларов, а под Рождество магическим образом дешевеет до 150?
— Распродажа не может быть убыточной для магазина, — поясняет менеджер по продажам одной из крупнейших сетей магазинов бытовой техники Сергей Черненко. — Поэтому крупные скидки, особенно при торговле бытовой техникой и электроникой, объясняются двумя факторами. В первом случае производитель, распоряжаясь большим бюджетом, стремится закрепиться на рынке. По большому счету, в такой ситуации он оплачивает скидку из своего кармана. Во втором случае у сети супермаркетов на складе скопилось много товара, который надо продать хоть по какой-то цене. Но все эти приемы работают в США, тогда как в Украине другие реалии.
Действительно, во время украинской «Черной пятницы» многие покупатели жаловались на фиктивные акции. Так, киевлянка Мария рассказала «ФАКТАМ», что ее просто атаковал sms-ками спортклуб, который она посещает. У женщины заканчивается годовой абонемент в бассейн, и она уже второй месяц раздумывает, стоит ли покупать новый. В течение октября ей предлагали купить годовой абонемент за шесть тысяч гривен. И вдруг невероятное везение: в «Черную пятницу» пообещали скидку в 90 процентов. Перезвонив в спортклуб, женщина узнала, что, оказывается, раньше абонемент стоил… 27 тысяч гривен, а теперь его можно купить «всего за шесть». То есть клуб делает расчет на новичков, не знакомых с его тарифами.
Похожие акции проводил киевский строительный гипермаркет, предлагая всего за 460 гривен кастрюли известного бренда, которые до распродажи продавались за 1000 гривен. Ознакомившись с ценами на такие же кастрюли в Интернете, мы убедились, что их средняя стоимость в пяти онлайн-магазинах без каких-либо распродаж составляет 480 гривен.
Грешат подобными акциями и интернет-магазины по продаже одежды. Например, на одном из самых популярных сайтов одежды в октябре мужская кожаная куртка продавалась за 8300 гривен, но потом подешевела до 5999 гривен. А в день «Черной пятницы» та же куртка была по-прежнему выставлена на продажу за 5999 гривен, при этом указывалось, что до «акции» она стоила 16313 гривен.
Еще одна киевлянка рассказала, как в «Черную пятницу» пошла с мужем в супермаркет, привлеченная акцией: магазин обещал продавать по одной гривне все товары, ценники на которые помечены мордочкой кота. В итоге супруги, проверив практически весь выставленный товар, не нашли ни одной помеченной единицы. Зато купили много других вещей. В этом и состоит хитрость маркетологов, главная задача которых — заманить покупателей в магазин.
Излюбленный прием украинских супермаркетов, торгующих продуктами питания, — объявить акцию на сыр или вино, макароны или йогурт, которые дешевеют аж на… одну копейку.
— В начале декабря больших скидок ждать не стоит, — поясняет консультант по шопингу Вадим Ситуха изданию Gazeta.ua. — Магазины используют это время, чтобы сбыть товар по высокой цене. Потому что перед праздниками люди покупают одежду для себя и на подарки. Цены снизят на 10—20 процентов. После Дня святого Николая одежда подешевеет на треть. За полцены что-то купить сможем только после Рождества. В январе-феврале зимнюю коллекцию станут распродавать со скидкой до 70−90 процентов. Тогда же за полцены можно будет купить куртки, на треть подешевеют дубленки и шубы. Дешевле всего будут стоить перчатки, шапки и шарфы.
Справедливости ради стоит отметить, что не все продавцы в Украине жульничают со скидками. Так, коллега похвасталась, что в «Черную пятницу» купила в довольно известном интернет-магазине соковыжималку на 900 гривен дешевле, чем она стоила раньше. Девушка давно присматривалась именно к этой модели, поэтому хорошо запомнила цену до скидки. Еще одной моей знакомой удалось купить за полцены зимнюю курточку, но для этого ей пришлось отпроситься с работы, чтобы успеть к открытию магазина.
На будущее стоит запомнить: чтобы воспользоваться реальными скидками во время «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» (распродажи в интернет-магазинах), надо заранее отслеживать стоимость приглянувшегося товара до начала грандиозных акций. Тогда вы не станете жертвой банального обмана.
4252Читайте нас у Facebook