"Цветочный" скульптор Lladro Мария Хосе Солера: "Видя наши цветы, люди порой даже плачут" (фото)
Фарфоровые шедевры Lladro сегодня можно увидеть в Королевском музее искусства в Брюсселе, а также в Международном музее керамики во Флоренции, в питерском Эрмитаже, в Национальном музее керамики в Валенсии. Они есть в коллекциях первых лиц государств и голливудских звезд. Испанские мастера воссоздают в фарфоре морские раковины, камень, дерево, бархат, лен, парчу, шелк и даже полупрозрачные кружева. Но особая гордость Lladro — цветы, которые кажутся нерукотворными. Порой даже вблизи их трудно отличить от настоящих — и невольно хочется вдохнуть аромат. О том, как рождаются цветочные шедевры, «ФАКТАМ» рассказала скульптор Мария Хосе Солера, посетившая Киев и устроившая в столичном бутике Lladro мастер-класс по созданию фарфоровых цветов для ценителей красоты.
— На мануфактуре я работаю с 14 лет, — рассказывает Мария Хосе Солера. — А цветы создаю более тридцати лет. И мне очень нравится то, чем я занимаюсь. На создание из фарфоровой массы одного цветка, который потом отправляется на обжиг при температуре 1250—1350 градусов, уходит в среднем от двух до двадцати минут. Затем изделие помещается в печь и находится там 12 часов, пока температура постепенно не достигнет пика. И ровно столько же времени цветок пребывает там до полного остывания. Чтобы получился нужный цвет, требуется фарфоровая масса определенного оттенка. Кроме того, при обжиге существенно меняется размер изделия, поэтому все рассчитывается с математической точностью.
*Мария Хосе Солера: «Как и в природе, двух абсолютно одинаковых цветов в наших композициях вы не обнаружите»
— Правда ли, что толщина каждого фарфорового лепестка точь-в-точь как у натурального цветка?
— Это касается только цветов, размеры которых сопоставимы с живыми. Мы, если вы обратили внимание, воспроизводим даже прожилки на лепестках, пестики и тычинки. К слову, количество лепестков в фарфоровой розе, петунии, хризантеме или гвоздике такое же, как в оригинальном цветке. И, как и в природе, двух абсолютно одинаковых цветов в наших композициях вы не обнаружите.
— Какой же цветок для вас самый любимый?
— Роза. Очень красивы и анемоны, которые мы стали делать совсем недавно. Необыкновенно нежные желтые, лиловые и голубые.
*Цветы Lladro кажутся нерукотворными
— Мне говорили, что создавать цветы, в виду того что они очень хрупкие, на вашей мануфактуре доверяют только женщинам.
— Да, это так. У нас 35 мастериц. Только однажды за всю историю мануфактуры в создании цветов участвовал мужчина. Правда, спустя время, не знаю, по какой причине, он перешел работать в другой департамент. Наш труд очень кропотливый, требующий большого терпения. Чтобы стать мастером, нужно учиться на мануфактуре три года.
— Не устают глаза от столь напряженной работы?
— Нет. В помещении огромные панорамные окна и очень хорошее освещение.
— Нужны какие-то еще особые условия?
— Ловкие руки! Больше ничего.
— На вас очень красивые кольца. Разве работе они не помеха?
— Отнюдь.
— Наверное, длинные ногти в вашей специализации запрещены.
— Такого нет. Но лично я предпочитаю короткие ногти, чтобы на изделии нечаянно не оставить след.
— Говорят, цветочные шедевры можно создавать только в хорошем настроении, когда в душе царит гармония.
— Думаю, это важно в любой работе, кондитер ли вы, врач, учитель…
— Один известный коллекционер, не раз бывавший на вашей на мануфактуре, рассказывал мне, что лица у женщин, создающих цветы, порою светятся… как на исповеди.
— Приятно такое услышать. У нас действительно хорошая атмосфера. Когда мы работаем, в помещении всегда звучит негромкая музыка. Это может быть классика, джаз или современные инструментальные композиции.
— Случались в вашей работе чудеса?
— Люди, видя наши цветы, порой не могут сдержать эмоций и даже плачут. Это ли не чудо?
— А дети, знаю, пытаются понюхать, словно они настоящие.
— Это так.
— Бывало, что кто-то похищал цветочные шедевры из мануфактуры?
— К счастью, нет. А вот идеи заимствовали. В результате появлялись разные подделки… Но наши цветы скопировать практически невозможно.
— А вы можете отличить свои цветы от цветов ваших коллег?
— Конечно. У каждого мастера свой почерк. Но, думаю, кроме самого скульптора, увидеть отличия не сможет никто. Да и надо ли? Абсолютно у всех наших мастеров уровень квалификации очень высокий.
— В Киеве вы впервые?
— Да. И уже столько впечатлений! Украинская столица мне очень понравилась. Какие красивые в Киеве старинные соборы! Говорят, и кухня украинская замечательна. Обязательно попробую борщ и вареники…
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2458Читайте нас у Facebook