Дрессировщик Александр Орлов: "Голову в пасть крокодилу я кладу без каких-либо средств защиты" (фото)
— Никто в Украине не исполняет с аллигаторами таких трюков, как я: кладу в пасть руку и голову, поднимаю животное на своих плечах, укладываюсь на него, как на кровать, — говорит дрессировщик 33-летний Александр Орлов, который участвует со своими питомцами в новой программе Национального цирка Украины «Экстрим-арена». — Прежде такие вещи проделывал немецкий дрессировщик Каракал. Правда, он надевал на голову чалму, маскировавшую металлическую каску — так коллега страховался на тот случай, если аллигатору вздумается стиснуть пасть. Кроме того, Каракал разжимал пасть животного в специальных металлических перчатках — примерно таких, которые были в комплекте доспехов средневековых рыцарей. Я подобными средствами защиты не пользуюсь: раскрываю пасть голыми руками, кладу в нее ничем не защищенную голову.
С дрессировщиком Александром Орловым и его ассистентом и кумом 32-летним Артемом Гришиловым корреспонденты «ФАКТОВ» беседовали за кулисами Национального цирка Украины — в просторном помещении, выделенном для содержания миссисипских аллигаторов. Эти животные сидели по одному в круглых металлических бассейнах с водой. Чтобы аллигаторы не могли оттуда самовольно выбраться, бассейны закрыли решетчатыми крышками.
*Александр Орлов (слева) и Артем Гришилов рассказали, что их питомцы аллигаторы живут до 100—120 лет
— В ближнем от нас бассейне живет Марат, в среднем — Прыщ, а в дальнем — Марта, — представляет своих питомцев Александр Орлов. — Впрочем, на клички аллигаторы не отзываются. Но все же они не столь примитивны, как думают многие люди. Вот конкретный пример: недавно, когда я кормил Марата, он прикусил мне пальцы. Рана была довольно глубокой. Когда на следующий день я предложил ему еду, Марат ее не взял. Он прикрыл глаза и отплыл в сторону — явно смущался, чувствуя вину.
— Любому из этих аллигаторов можете положить голову в пасть? — спрашиваю у Александра.
— Нет, все опасные трюки выполняю только с Мартой. Она самая миролюбивая, покладистая. Остальных выпускаем на арену просто для антуража. Здесь, в бассейнах, аллигаторы чувствуют себя расслабленно — это их дом, поэтому, бывает, проявляют агрессию (самка по кличке Прыщ как раз недовольно ворчала, угрожающе открывала пасть. — Авт.). А вот во время выступлений на манеже они ведут себя смирно: большое количество людей, музыка, свет прожекторов их смущают. Тут уж не до проявления характера.
Значительно меньшие по размерам нильские крокодилы, которых мы содержим в соседнем помещении, гораздо агрессивнее аллигаторов. К тому же они молодые, а потому совершенно безбашенные. Мы называем их «шакалятами». Перед тем как вынести крокодилов на арену, заматываем пасти скотчем. Кстати, у нас есть очень редкий экземпляр — альбинос. У него один глаз желтый, а другой — карий. Обоими видит одинаково хорошо.
Когда «шакалята» были маленькими, я демонстрировал с одним из них эффектный трюк, который публика неизменно награждала аплодисментами: поднимал питомца на руке, и тот изгибался, словно месяц. Сейчас крокодилы подросли, поэтому удержать животное одной рукой мне уже не под силу.
У миссисипских аллигаторов зубы не столь опасные, как у крокодилов: крупные, редкие и не очень острые. Но аллигаторы все равно неоднократно кусали меня: наносили глубокие раны, разрывали сухожилия, даже ломали кости пальцев. Марат однажды схватил меня за локоть во время представления. Слава Богу, все эти травмы зажили без серьезных последствий. Кстати, опасность представляет и жесткая с гребнями кожа наших питомцев. Иногда остаются порезы на руках.
— Страх перед питомцами появлялся?
— Ни разу такого не было — иначе не смог бы с ними работать.
— А у вас были раны на голове после опасного трюка с аллигатором?
— Бывало, получал царапины. Зубы Марты касаются одних и тех же участков головы, когда кладу ее в пасть. На этих местах давно образовались шишки — вроде мозолей на руках. Они гораздо менее чувствительны к боли, чем другие участки головы. Иногда мощные зубы аллигатора попадают рядом с этими шишками, и это причиняет боль. Два раза Марта прижимала мою голову зубами, но, к счастью, не трепала — подержав немного, отпускала.
Когда несколько лет назад начинал с помощью моих ассистентов разучивать этот трюк, мы разжимали пасть Марты с помощью петли: цепляли ее за верхнюю челюсть питомицы и так открывали пасть. Но вскоре отказались от этого способа — петля царапала челюсть животного. И я стал открывать пасть аллигатора голыми руками.
— На представлениях вы обнимаете Марту и кладете себе на плечо, будто собираетесь танцевать с ней вальс. Сколько весит ваша «партнерша»?
— Гораздо больше, чем я, — 120 килограммов. Я уже так привык поднимать ее, что делаю это без особого труда.
*Все опасные трюки дрессировщик Александр Орлов выполняет только с миролюбивой Мартой (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Часто репетируете?
— Репетиций не проводим, поскольку в этом нет смысла. Если, например, речь идет о работе со львами, то, безусловно, нужны регулярные тренировки — чтобы питомцы не забывали свои трюки (кстати, в новой программе Национального цирка Украины участвуют со своим аттракционом дрессировщики львов и тигров супруги Юлия и Николай Козыревы. — Авт.). В шоу с аллигаторами и крокодилами трюки исполняет дрессировщик, а не животные (они просто находятся на арене). Марта позволяет мне открывать ее пасть, класть туда руку, голову. Но работаю я, а не она. Я хорошо отработал трюки, поэтому репетиции уже не нужны.
Впрочем, важно, чтобы аллигаторы и крокодилы привыкли к манежу. Для этого следует брать их в цирк еще молодыми. Для аллигаторов это возраст 20—22 года (они живут до 100—120 лет, при этом все время растут, достигая пяти метров в длину и 500—600 килограммов веса). Нашим аллигаторам по 38 лет, так что они еще и меня могут пережить.
— Хотите послушать хор аллигаторов? — предложил нам ассистент дрессировщика 32-летний Артем Гришилов. Он включил музыку. Первым на это отреагировал Марат: вода в бассейне возле его живота стала брызгать фонтанчиками (от вибрации тела животного), затем самец раскрыл пасть и «запел». Примерно через 20 секунд компанию ему составила Марта: возле ее боков запрыгали фонтанчики воды, а затем аллигаторша стала протяжно завывать. Только самка Прыщ осталась безучастной, продолжая скалить на нас зубы.
— Чем вы кормите питомцев?
— Видите, в пластмассовом ящике с водой лежат тушки кур? А еще рыбой. Пищу аллигаторы получают раз в три дня — хладнокровным животным требуется гораздо меньше еды, чем теплокровным. Изредка даем и живую пищу — цыплят.
— Какую температуру воды поддерживаете в бассейнах?
— Двадцать — двадцать пять градусов. Вода постоянно циркулирует: из бассейнов она течет на очистку в специальную установку, где пропускается через кремневый песок. После такой фильтрации вода проходит по трубам нагревательного аппарата, а затем возвращается в бассейны (мы их чистим раз в неделю).
— Ваши питомцы размножаются?
— Нет, мы им этого не позволяем. Ведь если самка отложит яйца, выступать длительное время не сможет: будет защищать потомство, а значит, станет очень агрессивной.
— Где купили ваших животных и сколько за них заплатили?
— О ценах говорить не хотелось бы. А приобрели питомцев в Израиле на ферме, больше напоминающей заповедник: аллигаторы и крокодилы живут там на свободе. Мы хотели бы пополнить труппу еще одним аллигатором, однако сейчас это весьма проблематично: просто так их уже не продают. Устраивают шоу на местном телевидении с участием желающих приобрести этих животных. Зрители голосованием решают, кому дать право на покупку.
— Как получилось, что вы стали дрессировщиком столь экзотических животных?
— Совершенно случайно: 19 лет назад поехал отдохнуть в Ялту, познакомился там с цирковыми артистами, выступавшими с крокодилами и аллигаторами. Мне понравилась их работа, и я остался с ними. Через месяц мы поехали на гастроли в Одессу (кстати, там меня впервые укусил крокодил: я его ловил, и он цапнул меня зубами за пальцы). Семь лет проработал ассистентом дрессировщика, выходил с ним на сцену. Когда он ушел из цирка, я его заменил.
Сейчас у нас большой коллектив «Цирк Чинизелли». В нашем репертуаре целый цирковой спектакль «Египетский гамбит», действие которого происходит в древности: герои постановки освобождают страну фараонов от нашествия крокодилов. В Киеве сейчас демонстрируем только шоу аллигаторов и крокодилов. Остальные артисты нашего коллектива выступают нынешней осенью во Львове, Харькове и других городах.
2599Больше фото смотрите здесь
Читайте нас у Facebook