История современности Из глубины веков

В старину на Покров казаки справляли для детей погибших побратимов зимний гардероб

7:45 13 октября 2016
В старину на Покров Пресвятой Богородицы казаки справляли для детей погибших побратимов зимний гардероб: покупали сапожки, кожух и теплую шапку
Татьяна САГУЛА, «ФАКТЫ»

Наши предки верили, что с этого праздника наступают настоящие холода, а потому заканчивали все полевые работы, утепляли свои дома и готовились к свадьбам

Завтра — 14 октября — православные и грекокатолики встречают один из самых почитаемых праздников в году — Покров Пресвятой Богородицы. Наши предки говорили, что с этого дня начинается зима: «На Покрову до обiду осiнь, по обiдi — зима». В старину Покров всегда был днем украинского казачества. Мужественные воины верили, что Дева Мария оберегает их от вражеских пуль и сабель, а также дарует мудрость. В этот день отмечается и годовщина создания Украинской повстанческой армии (УПА). Не случайно именно 14 октября мы теперь празднуем День защитника Украины. Соответствующий указ подписал в 2015 году президент Петр Порошенко.

К Покрову Богородицы заканчивали работы в поле, с пастбищ пригоняли коров и овец, а также утепляли на зиму хаты. Кроме того, 14 октября (1 октября по старому стилю) считался лучшим денем для сватанья. Согласно традиции давать жениху гарбуза в такой большой праздник не полагалось, так как все знали: «Покрова накриває траву листям, землю — снiгом, воду — льодом, а дiвчат — шлюбним вiнцем».

Казаком мог стать мужчина, хорошо говоривший на украинском языке и исповедовавший православие

С давних времен праздник Покрова Пресвятой Богородицы был особо почитаем у казаков. Будучи глубоко верующими людьми, доблестные воины верили, что Дева Мария является их заступницей. В этот день в храмах после праздничной литургии правился особый молебен, на котором казаки просили свою покровительницу даровать им мудрость в принятии сложных решений. По старинной казацкой традиции каждый год именно на Покров воины выбирали кошевого атамана: щоб цiлий рiк пiд покровом мудростi та сили бути.

В низовьях Днепра казаки появились в конце XV века. Свободные люди построили в степях Дикого поля первое демократическое государство вольных людей. Смелые воины никому не повиновались, жили по законам чести, строго соблюдали военный, определенный казацкой радой, устав. Все командные должности — атаманы, сотники, писари — были выборными. Позднее традиция избирать полковников перейдет во все украинские полковые города (места, где стояли военные гарнизоны). Свою жизнь казаки посвящали исключительно служению родной украинской земле и своему народу.

Прием в казацкую вольницу осуществлялся при выполнении определенных условий. Так, новоприбывший должен был быть неженатым и вольным (то есть дворянином, поповичем, смердом, но не холопом), писал историк Дмитрий Яворницкий. Будущий казак хорошо говорил на украинском языке, исповедовал православие, знал Символ веры и молитву «Отче наш». Если пришедший был католиком или протестантом, то его обязывали принять православие, а если иудеем или мусульманином — креститься. Принятым воинам давались новые фамилии-прозвища на казацкий манер: Шмат, Лисиця, Неридайменемати, Непийпиво, Переймибiда…

Нужно отметить, что военное казацкое государство всегда было экономически развитым и успешным. Еще в 1489 году польский хронист Мартин Бельский писал, что проживающие в низовьях Днепра казаки не только отважные воины, но и рачительные хозяева. Например, они полностью обеспечивали себя продуктами: делали овечий сыр (брынзу) и бузу (специально сквашенное молоко), а также сушили рыбу (тарань) и вялили мясо. Эти продукты было удобно брать в военные походы. Кроме того, казаки успешно торговали. Продавали не только продукты, но и предметы быта. Были прекрасными кузнецами и кожемяками, для военных нужд добывали руду, а еще изготовляли порох и строили суда.

Покров Богородицы считался лучшим днем в году, чтобы переселиться в новую хату и устроить новоселье

Наши предки знали, каким бы теплым и продолжительным ни было лето, а с Покрова начнется зима: «Прийшла Покрова — всохла дiброва». В это время приступали к активной подготовке своих домов к холодам. Мазали и белили хаты, утепляли окна и двери. Чтобы тепло держалось в доме всю зиму, ночью на Покров хозяйки первый раз растапливали печь, приговаривая: «Прийшов Покров — не нагрієш хату без дров!»

А еще в старину верили, что этот праздник — лучший день в году, чтобы переселиться в новый дом и устроить новоселье: завжди пiд покровом будеш. Естественно, в дом въезжали не просто так, а соблюдая множество обрядов. Например, накануне переезда вечером в хату пускали петуха. Существовало поверье, что птица примет на себя все несчастья и неприятности, которые могли бы пасть на семью в новом жилище. Этот обычай сохранился и доныне в западных областях Украины, но претерпел некоторые изменения. Сейчас перед новосельем в квартире или доме на ночь оставляют в холодильнике тушку курицы. Кстати, в старину, даже если менять хату не собирались, на Покров к порогу дома прибивали новую подкову: щоб той, хто вночі коні сідлати любить, у хату не пхався (имя нечистого старались не упоминать даже в поговорках).

А еще на Покров закладывали фундамент церкви. Одна из киевских легенд рассказывает о том, что Богородица помогла монахам построить собор Киево-Печерской лавры. В память об этом событии и по сей день в городах и селах, где есть церкви, возведенные в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устраиваются пышные храмовые праздники.

Праздник Покрова всегда был днем милосердия. Готовясь к зимним холодам, наши предки помогали бедным родственникам и соседям. Обычно накануне торжества мужчины целыми артелями ходили по дворам и чинили крыши домов, где жили одинокие старики, вдовы и сироты: щоб щастя їх долю вiд бiди накрило. Женщины несли деткам теплую обувь и ткань на сорочки. Казаки справляли для детей погибших побратимов зимний гардероб: покупали сапожки, кожух и шапку. Существовало поверье, что у того, кто на Покров оденет сироту, дети и внуки в сорочке (счастливыми) родятся.

Девчата и парни также помогали нуждающимся: кололи дрова, поправляли заборы, носили воду, мазали печи. Справедливости ради стоит отметить, что со стороны молодежи забота о бедных не была абсолютно бескорыстной. Ведь после Покрова заканчивались вечерние посиделки во дворах, зимой вечорницi устраивались в домах у одиноких людей. Так что праздничная помощь способствовала переговорам о том, где вскоре будут собираться парни и девушки.

В этом году праздник пришелся на пятницу, поэтому у верующих на столе вместо мясных блюд будут рыбные

Но главное, что Покров Пресвятой Богородицы считался лучшим днем для сватанья. С почестями принимали всех старост. И даже если жених не нравился, его не прогоняли, а просто тянули с ответом, ожидая лучших сватов.

Накануне праздника девушки из-за волнения практически не спали. Мало ли кто попросит руки… Молили Богородицу послать мужа молодого, красивого и состоятельного. Девчата выходили за порог родительской хаты и говорили: «Свята Покровонько, покрий мені головоньку!»

Чтобы узнать, каким будет будущий супруг, иногда прибегали к ворожбе. Профессию мужа и сегодня можно выяснить, используя старинный способ гадания. Вечером накануне Покрова нужно выйти на улицу, присесть у порога своего дома и взять из-под левой ноги горсть земли. Если в руке окажется чистая земля, значит, посватается хлебороб (городские барышни считали, что это будет продавец недвижимости или крупный землевладелец), щепки и веточки обещают супруга-плотника или резчика по дереву (а сейчас, наверное, директора мебельного магазина), обрывок бумажки сулит чоловiка, що з паперами має справу (нынче — преподавателя, юриста, банкира или даже депутата), острые предметы говорят о том, что муж будет военным (или полицейским).

Праздничное утро начиналось со сборов семьи в церковь. Особенно торопились девчата, чтобы первыми прийти в храм и подарить Пресвятой Богородице рушничок: «Матінко Господня, на тобі від мене, дай мені від себе. Як я тебе покриваю, так i ти мене покрий». Особенно усердствовали засидевшиеся в девках:

«Свята Покровонько!
Покрий мені головоньку
Хоч онучою,
Бо дуже дiвкою надокучило,
Та прикрий паляницею,
Шоб я була молодицею!»

После службы семья спешила домой, чтобы получить от матери благословение на весь год. Дети становились на колени, а мама прислоняла к голове каждого ребенка икону Богородицы и трижды повторяла: «Як покровом на Покрову накривала Матiр Божа землю вiд усiляких бiд, так i я приступаю до своєї дитини. Як Матiр Божа, Цариця Господня, покровом землю усю накриває, так i я плiд лона свого накриваю вiд всякої напастi. В iм’я Отця, i Сина, i Святого Духа. Амiнь». После детей женщина крестила иконой и мужа. А потом, неся перед собой образ, шла на кладбище к могиле матери и просила: «Благословiть, мамо, бо ви там, а там бiльше права i бiльше закону».

Вот теперь можно было приступать к праздничному обеду. Покровский стол всегда был богатым. Хозяйки выпекали много калачей, булок и пирогов с разной начинкой. Кроме того, жарили мясо, лепили вареники, варили капустняк или борщ со свининой и грибами. Еды готовили много, ведь было принято не только устраивать застолья с кумовьями и, если повезет, со сватами, но и угощать бедных. Кстати, в этому году Покров пришелся на постный день — пятницу, поэтому у верующих людей на столе вместо мясных блюд будут рыбные.

Рыба по-верховински

Для приготовления потребуется: 500—800 г рыбы (карп, хек или минтай), 2—3 луковицы, 2—3 болгарских перца, 3—4 помидора или 50 г томатной пасты, соль и специи по вкусу, растительное масло и мука для обжарки рыбы.

Рыбу почистить, нарезать крупными кусками, посолить, обвалять в муке и обжарить на сковородке до образования золотистой корочки. Лук нарезать кольцами и поджарить на растительном масле, добавить нарезанный тонкими полосками перец и помидоры. Овощи тушить 5—7 минут до мягкости. В сотейник сложить жареную рыбу, добавить тушеные овощи, специи и немного воды. Довести до кипения, после чего снять рыбу с огня и дать блюду «отдохнуть» (постоять в сотейнике 5—10 минут). Подавать с вареным картофелем и зеленью.

А еще наши предки верили, что на Покров земля укрывается и засыпает на зиму, поэтому отмечали еще и праздник матери-земли. Кормилицу провожали в царство сна с большими почестями: на вышитых рушниках в поле выносили паляниці и калачи, ломали на кусочки и раскладывали по краям нивы, чтобы земля, перед тем как уснуть, могла насытиться хлебом. Тогда, говорили люди, во время отдыха она наберется сил и даст летом богатый урожай.

Пироги и свежеиспеченный хлеб несли в этот день и соседям. Протягивая буханку, говорили: «Бог дав менi, i я даю вам — на щастя, на здоров`я, на злагоду!» В ответ полагалось также угостить пирогом или хлебом и пожелать: «Хай вас Господь благословить, як ви нас, грішних, благословили».

Существовало немало примет, связанных с праздником Покрова. Так, считалось, что если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то зима будет мягкой, а если не все, то суровой, с сильными морозами. Если ветер с севера — жди холодной и снежной зимы. Если в этот день не выпал первый снег, не будет его и в ноябре. Заметив заглядывающую в окошко синичку, хозяйки уже знали: скоро заморозки. Перелетных птиц к Покрову, как правило, уже не было. Поэтому люди заботились о птичках, оставшихся зимовать. Вместе с сыновьями отец выходил в сад и развешивал на ветках кормушки, аби та Божа пташка, що з рiдного дому нiкуди не йде, не голодувала. Наши предки считали: що вдiлиш другому, то й сам матимеш у достатку. Поэтому мамы вместе с дочками насыпали в кормушки пшеницу и приговаривали: «На, Божа пташко, їж, aби i ми голоду не знали».

А еще на Покров хозяин скармливал скотине последний сноп овса. Зерно отдавали курам, щоб товстими були.

Пампушки с яблоками

Для приготовления потребуется: 250 г муки, 2 яйца, 50 г дрожжей, 50 г сливочного масла или маргарина, 50 г сахара, полстакана молока, ваниль, соль — на кончике ножа. Для начинки понадобится 1 кг кислых яблок, 100 г сахара, 1 ст. ложка варенья.

Некрупные яблоки почистить, удалить сердцевину, посыпать сахаром и оставить на тарелке. Замесить тесто: дрожжи растворить в теплом молоке со столовой ложкой сахара и столовой ложкой муки. Когда опара подойдет, добавить яичные желтки, растертые с сахаром, растопленное масло и соль. Затем всыпать муку и мешать ложкой, пока тесто не начнет от нее отставать. Дать тесту постоять в теплом месте.

Из готового теста сделать небольшие лепешки и обернуть ими яблоки, в середину которых положить ложку любого варенья. Сформировать таким образом пампушки и выложить на салфетку, посыпанную мукой. Когда пампушки немного поднимутся, быстро обжарить их в кипящем масле и посыпать сахарной пудрой с ванилью.

2825

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Читайте также
Новости партнеров

© 1997—2020 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины

Материалы под рубриками "Официально", "Новости компаний", "На заметку потребителю", "Инициатива", "Реклама", "Пресс-релиз", "Новости отрасли" а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер