ПОИСК
История современности Наша марка

У секретной версии "Волги" ГАЗ-23 стоял механизм, на ходу менявший номерной знак

7:30 18 января 2017
музей автомотоклуба Фаэтон
Ирина ЛЕВЧЕНКО, «ФАКТЫ» (Запорожье)

В Запорожье пятилетие музея автомотоклуба «Фаэтон» отметили открытием пятого экспозиционного зала

В этом, казалось бы, «мужском» музее, представительницы слабого пола обычно не скучают. Разве могут элегантные или мощные автомобили не нравиться дамам, если к ним можно прикоснуться и сделать селфи, а в некоторых даже посидеть на водительском сиденье? Восхищает он и продвинутых в современной технике школьников, вызывает массу воспоминаний у ветеранов… «ФАКТЫ» уже рассказывали о создании этого музея и о том, что он вошел в Книгу рекордов Украины с самой большой коллекцией ретроавтомототехники. Музей отметил свое пятилетие и презентовал пятый выставочный зал, на этот раз — военной техники.

В новом зале в окружении тридцати грузовиков, среди которых ГАЗ АА 1932 — 1938 годов выпуска, ЗИС-12 с зенитной прожекторной установкой 1937 года, «Урал» ЗИС 5 В 1944-го, ЗИЛ-164 «Захар» 1957 — 1965 годов, была и легендарная боевая машина реактивной артиллерии «Катюша».


*Легендарную «Катюшу» сотрудники музея нашли в Херсонской области, обменяв ее у местного фермера на десять колес для КамАЗа

— Еще одна «Катюша» находится в Политехническом музее Питера, но она, в отличие от нашей, не на ходу, — не без гордости сообщил председатель президиума автомотоклуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк. — История появления нашей особенная: мы случайно вышли на фермера в Херсонской области, который уже готовился автогеном порезать раритет. До этого она стояла на постаменте в колхозе, потом колхоз распался, убрали и памятник. Машина была в ужасном состоянии — с лопнувшей рамой, без колес, перекошенная. Тем не менее фермер сказал, что отдаст ее нам, если к утру мы доставим ему 10 колес для КамАЗа — иначе машину испортит. К счастью, мы успели. Так ее и приобрели. После этого «Катюша» уже и в кино снималась, и парады Победы в столице открывала.

А вот мощный МАЗ-502 совсем недавно покинул ремонтную мастерскую. Он тоже уникальный. В мире таких всего три: один — в Эстонии, а два — в клубе «Фаэтон».

— Всего таких машин было выпущено шесть тысяч, и от них уже ничего не осталось, — продолжает Дмитрий Юрьевич. — Поэтому так тяжело собирать запчасти. Но нам это удалось, машина на ходу. Она с первого взгляда привлекает внимание.

За пять лет проведена грандиозная работа по сбору и реставрации техники. Мы вошли в двадцатку ведущих технических музеев Европы и являемся ведущим техническим музеем Украины. По количеству техники уже обогнали винтажную коллекцию автомобилей княжества Монако. А начинали с одной комнаты! Теперь же все наши автомобили на ходу, они участвуют в парадах, реконструкциях военных действий и съемках кинофильмов. Технику снимали в фильмах «Диверсант», «Звезда», сериалах «Анна Герман», «Ялта-45» и других лентах. Из самых последних, где они засветились, — совместный российско-германо-украинско-британский фильм «Милый Ханс, дорогой Петр».

Все военные автомобили, представленные в музее, — полуторки, двухтонки, полученные по ленд-лизу, студебекер, броневички — тоже выезжали на парады в Днепропетровске и Харькове, а до печально известных событий еще и в Крыму…

— Сложно представить, что у вас будет через пять лет!

— Сложно, потому что экспонаты заканчиваются. О технике и деталях машин узнаем в основном благодаря сарафанному радио — наши коллеги из-за рубежа или в Украине сообщают: там есть такое-то колесо или такой-то кузов, кабина, машина… Конечно, помогает и Интернет, знакомые, друзья. Но в хорошем состоянии старых машин найти практически невозможно. Бывает, автомобиль собираем из пяти и даже десяти аналогичных!

— Какими машинами сейчас занимаетесь?

— У нас стоят на реставрации RAF-967 1966 года выпуска и ЗИЛ-157. Также есть автомобили, на которых ездили знаменитости, — последний министр обороны СССР Дмитрий Язов, последний министр здравоохранения СССР Евгений Чазов, а также ЗИЛ-115, на котором передвигался первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий. Выставлен «Вольво» Эриха Мильке — крупного государственного и коммунистического деятеля ГДР, шефа «Штази» (службы государственной безопасности ГДР). Машина Галины Брежневой сейчас находится в запасниках.

То, что мы делаем нужное дело, подтверждает и отношение людей к нашей технике. Не могу забыть, с каким восторгом уже после парада в Киеве люди смотрели, как 30 единиц техники грузят на пять огромных автовозов! Это вызвало не меньший интерес, чем сам парад. Впрочем, и началось же все 9 мая 2004 года с реакции ветерана Второй мировой войны на нашу первую машину Урал ЗИС-5 В. Дедушка ее увидел, обнял капот, заплакал и сказал: «Дорогая моя, я ж на тебе всю войну прошел». Сейчас команда тех, кто занимается поиском, сбором и ремонтом техники, насчитывает около 30 человек.

— А что еще вы хотели бы заполучить в коллекцию?

— Таких машин еще штук 50! Хотелось бы привезти автомобили «Ситроен Де Шво», «Швимваген», «Кюбельваген». Честно говоря, аппетит приходит во время еды.

В Украине есть частные коллекции автомобилей, хотя вырасти до музея удается не каждой. С недавних пор у «Фаэтона» появился «младший брат» в Днепре.

— Коллекционированием автомобилей я занимаюсь 19 лет, — объясняет директор днепровского музея «Машина времени» Михаил Прудников. — Сначала был один, потом второй, третий, четвертый… тридцатый. К тому же я ежегодно провожу в Днепре выставки антикварных и эксклюзивных автомобилей Dnepr Auto Retro Show (DARS). Три года назад смог приобрести здание — на двух тысячах квадратных метров разместилось порядка тридцати автомобилей и двадцать мотоциклов. Мы находимся в районе жилмассива «Победа» на улице Крестьянский спуск.

Я давно увлекался автоспортом и гонками на джипах. И долго искал «Победу», чтобы создать из нее супермощный родстер (двухместный автомобиль с мягкой или жесткой съемной крышей. — Авт.). Осмотрел 20 автомобилей, а когда увидел 21-ю «Победу», мне ее стало жалко. Ведь, чтобы создать новую машину, эту «Победу» пришлось бы уничтожить. А она оказалась с маленьким пробегом — 30 тысяч километров — и огромным количеством запчастей. У меня не поднялась рука ее портить. Теперь я всех агитирую сохранять оригинальность автомобилей.

Сотрудники музея часами готовы рассказывать об экспонатах.

— Этот оригинальный желтый автомобиль под названием «Горби» впечатляет формой и цветом, — проводит «ФАКТАМ» экскурсию по залам директор музея автомотоклуба «Фаэтон» Вячеслав Зайцев. — Вот что можно сделать на базе обыкновенной «Таврии», если творчески подойти к вопросу. Свое название «Горби» она как раз получила от горбатого «Запорожца». Но этим занимались не конструкторы предприятия АвтоЗАЗ, а группа энтузиастов из Запорожья. Конечно, в серию модель не пошла: у нее открытый тип кузова, что не годится для местного климата и нашего города с металлургическими комбинатами. Такие машины больше подошли бы идеальным дорогам Монте-Карло.


*Этот автомобиль, получивший название «Горби», был создан на базе «Таврии» группой запорожских энтузиастов. Фото автора

Затем Вячеслав Юрьевич знакомит с самым массовым автомобилем в истории — «Фольксваген Жук» без изменения формы кузова выпускался 65 лет. Произведено около 22 миллионов экземпляров этого популярного автомобиля. У «Жука» менялись движки, он выпускался в Германии и Бразилии, но форма кузова сохранялась. Поэтому автомобиль и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Интересно, как некоторые транспортные средства получают народные прозвища. Например, выпускавшаяся в СССР более 60 лет назад мотоколяска для инвалидов имела трехколесное шасси, велосипедный руль и одну фару — поэтому ее окрестили «Циклопом». Больше 25 километров в час «инвалидка» не делала, а при неправильном или неосторожном обращении с рулем часто опрокидывалась набок, травмируя водителей. Потом ее поставили на четыре колеса, а после фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» в простонародье начали называть по фамилии одного из героев Евгения Моргунова — «моргуновка».

Именно в музее «Фаэтона» сейчас находится наиболее полная коллекция продукции Запорожского автомобильного завода — от самых первых «Запорожцев» до юбилейных (миллионного и двухмиллионного) и «Таврии».

— У нас уникальная подборка «Запорожцев», — продолжает Вячеслав Зайцев. — Вот этот бежевый выпущен последним — 15 июня 1994 года, он без пробега. Когда люди видят наши экспонтаты, равнодушными, как правило, не остаются. Хотя бывает, кто-то, зайдя, может удивленно спросить: «Сорок гривен за билет?» Правда, на выходе восхищенно благодарят: «Это необыкновенно, какие вы молодцы». Приятно, что работаем не зря.

Экскурсовод музея Татьяна Кондратьева поведала нам о секретах советского автопрома:

— На Горьковском автозаводе выпускались две секретные версии автомобиля «Волга». Одна из них — «Волга» ГАЗ-23 — с виду была обычной машиной, но там стояли трансмиссия и двигатель мощностью 195 лошадиных сил от представительского автомобиля «Чайка». У нее была автоматическая коробка передач, а открыть багажник можно было только изнутри. Еще там был механизм, который на ходу менял номерной знак! Такой автомобиль выпускался по заказу Комитета госбезопасности для сопровождения представительских автомобилей сотрудников посольств различных держав.

Затем появился быстроходный автомобиль ГАЗ-24−24 («догонялка» КГБ), где тоже стоял двигатель от «Чайки», но уже мощностью 220 лошадиных сил.

Старых машин в залах «Фаэтона» могло быть намного больше, уже собраны запчасти на несколько автомобилей 1915-го, 1921-го и 1923 годов выпуска. Но война на Донбассе внесла свои коррективы: в мастерской ремонтируют армейские бронетранспортеры, боевые машины пехоты и танки. За все это время в АТО передано более ста единиц отремонтированной техники.

— Некоторые поступали в хорошем состоянии, а некоторые в ужасном, и приходилось полностью их реставрировать, — рассказывает работник рембазы Дмитрий Артеменко. — Поначалу только восстанавливали машины, которые приходили из воинских частей, а сейчас занимаемся еще и переоборудованием, своего рода, «тюнингом». В основном приходится производить капремонты двигателей, полностью менять тормоза, воздушную подкачку колес. Сейчас в работе находятся несколько БТРов, которым от 40 до 50 лет. Мы устанавливаем на них новые двигатели, новую проводку, рацию, систему пожаротушения… У нас отличные специалисты, могут отремонтировать все.

8589

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Читайте также
Новости партнеров

© 1997—2021 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины

Материалы под рубриками "Официально", "Новости компаний", "На заметку потребителю", "Инициатива", "Реклама", "Пресс-релиз", "Новости отрасли" а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер