Игорь Завадский: "Пережив непростое время, я стал другим – гораздо оптимистичнее и позитивнее"
Традиции Игоря Завадского устраивать концерт в свой день рождения 20 января уже много лет. Первое такое выступление прошло в Национальном музее Тараса Шевченко в 1998 году. С каждым годом зрителей становилось все больше. В 2006 году аншлаговый концерт аккордеониста прошел в Национальном Дворце культуры «Украина».
Не прерывалась эта традиция благодаря друзьям Игоря Завадского и его «виртуальному» присутствию и в те четыре года, которые он называет «вынужденным творческим отпуском». И вот опять зрители встретились с музыкантом. А 25 января в Доме актера Игорь Завадский даст еще один дополнительный концерт. Как обычно, музыкант приготовил любителям прекрасного немало сюрпризов. Один из них — презентация нового, одиннадцатого по счету, альбома «Либертанго».
— В переводе с испанского языка название моего нового альбома «Либертанго» означает «танго свободы», — говорит Игорь Завадский. — Этот альбом был долгожданным и выстраданным. Задумал я его еще в 2012 году и готовил к выходу. Но не получилось. Из-за того что оказался в так называемом творческом отпуске (другие слова не хотел бы употреблять), выпуск альбома отдалился на целых пять лет. И то, что он появился сейчас, -- настоящее чудо. Средств на его издание у меня не было. Но одна из моих поклонниц профинансировала этот альбом. В нем музыка, проверенная временем: Моцарт, Бетховен, Пьяццолла… Есть и мелодии из кинофильмов. Например, Владимира Косма к картине «Игрушка», в которой блестяще сыграл Пьер Ришар. Этот знаменитый французский композитор создал музыку ко многим кинофильмам с участием легендарных актеров: Луи де Фюнеса, Катрин Денев, Софи Марсо… Мой новый альбом вышел подарочным тиражом.
— Слышала, восстановить все прежние записи было непросто.
— Да, это так. Собирал их буквально по крупицам. Я переживал, что записи, оставшиеся в студии, безвозвратно утеряны. А там ведь было почти две трети альбома! Но, к счастью, кое-что уцелело. Отдельные записи я нашел у коллег, которым давал их когда-то послушать. Что-то обнаружил во время ремонта квартиры.
— Находясь все эти годы в следственном изоляторе, вы продолжали работать?
— Конечно. Я не держал аккордеон в руках больше четырех лет, но музыка во мне постоянно звучала. Записал нотами семнадцать своих обработок, о чем меня давно просили в музыкальных школах, но раньше все как-то не находилось времени. А в этот непростой для меня период оно появилось, и я наконец записал эти произведения. В результате вышел сборник «Академия аккордеона Игоря Завадского. Часть первая». Вскоре планирую выход и второй части. Что же касается инструмента, осенью 2015 года я получил правую клавиатуру. А 2016 год стал для меня счастливым — мне передали аккордеон на мою, как я называю, «далекую девятую планету». Я сразу же сыграл на нем «Либертанго» и вальс Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Это было счастье. Я ничего не забыл, не сбился. Как говорится, талант не пропьешь. «Либертанго» Астора Пьяцоллы -- одно из моих любимых произведений. Когда в 2005 году на фестивале в Италии я его исполнил, мне вручили диплом за самую оригинальную трактовку этого танго.
— Многие музыканты пели и поют о свободе. Например, очень красива песня в исполнении Аль Бано и Ромины Пауэр «Liberta», что переводится с итальянского как свобода. Но для вас после всех злоключений наверняка это понятие имеет особый смысл?
— Для меня свобода это прежде всего внутреннее понятие. Я стал ощущать себя намного свободнее, чем был раньше. И это ощущение появилось у меня еще тогда, когда ее не было видно даже и на горизонте. Я понял: свобода — не окружающая жизнь, а отношение к ней. Можно, находясь в тюрьме, быть свободным, а на воле оставаться рабом обстоятельств, ситуаций… Пережив непростое время, я стал другим — гораздо оптимистичнее и позитивнее. Высшая мудрость: даже когда ты потерял почти все, умей начать сначала. Я благодарен судьбе за испытания. В конечном итоге, быть может, меня ждет приз, который превзойдет все ожидания. Я настроен на успех, которого еще не было. Чудеса уже начали со мной происходить.
— Какие же?
— Много лет назад на правом запястье у меня образовалась гигрома — твердая шишка. Играть с ней было очень больно. Когда-то в рождественскую ночь она у меня пропала, но через полгода появилась снова. А в так называемом творческом отпуске снова исчезла и уже не появляется второй год. Теперь моя техника игры выше, чем была прежде, ведь гигрома мешала мне работать. К слову и зрение у меня стало лучше, чем раньше.
— Интересно.
— Кроме того, там, в неволе, у меня открылся дар композитора. Когда-то Моцарт сказал, что счастье — это иллюзия. Вот я и создал в те непростые для меня годы иллюзию, что нахожусь в творческом отпуске. Когда на душе было тяжело, воспоминал историю жизни знаменитого итальянского скрипача-виртуоза и композитора Никколо Паганини. Завистникам и конкурентам его успех не давал покоя. Вокруг его имени не раз разгорались публичные скандалы, ему «шили» разные уголовные дела, грозили тюрьмой, подстраивая те или иные ситуации. Рассказывают, одна из его поклонниц, чтобы спасти Паганини от заключения, предложила ему вот что: пустить слух, что он в тюрьме, и пригласила его пожить в своем прекрасном доме. Но поставила музыканту условие — больше никогда не играть на скрипке! Иначе рано или поздно он захочет давать концерты и таким образом обнаружит себя. Четыре года он прожил в ее доме. И все это время не играл на скрипке. Но не выдержал и сбежал. На родине в Италии появиться Паганини не мог, поэтому несколько лет гастролировал по Европе. Работал на износ. Выступая, так выкладывался, что иной раз после концерта терял сознание. Но жить без музыки не мог. Судьба отмерила Никколо Паганини всего 57 лет. Умер он в Ницце.
— В новом альбоме несколько знаменитых танго.
— Да, это аргентинское танго, парижское, «Либертанго», танго «Забвение» и «Смерть ангела» Пьяцоллы. Танго «Забвение» стало широко известно благодаря саундтреку к вышедшей на экраны в 1984 году картине итальянского режиссера Марко Беллоккьо «Генрих IV, Безумный король» по пьесе Луиджи Пиранделло. Главную роль в фильме сыграл легендарный актер Марчелло Мастроянни. После выхода картины танго стало столь популярно, что было записано во множестве версий для скрипки, трубы, кларнета, гобоя… В 1993 году в Лос-Анджелесе Астор Пьяцолла был номинирован за это произведение на премию «Грэмми» в категории «Лучшая инструментальная композиция».
— Какое произведение в альбоме вам особенно нравится?
— Это музыка, написанная специально для меня итальянским композитором Ренцо Руджьери, который сочиняет джазовую музыку для аккордеона. Произведение «Итальянские акварели» он подарил мне на день рождения. 20 января 2012 года я впервые исполнил его в Театре оперетты с симфоническим оркестром.
2831Читайте нас у Facebook