Лиана Жвания: "Сын Самуила Маршака говорил, что я создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец"
Фильм-сказка по пьесе Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» был снят режиссером Анатолием Граником на киностудии «Ленфильм» в 1972 году. И сегодня картина смотрится с интересом. В ней блестяще сыграли такие легендарные актеры, как Леонид Куравлев, Татьяна Пельтцер, Николай Волков, Ольга Викландт, Лев Лемке… Увы, до наших дней дожили не многие из них. О том, как снимался фильм, «ФАКТАМ» рассказала исполнительница роли королевы, актриса санкт-петербургского Театра юных зрителей имени
— Лиана Дмитриевна, сказка «Двенадцать месяцев» во многом ведь оказалась пророческой. Случилось глобальное потепление, и подснежники зимой уже не диковинка.
— Но посыл Самуила Маршака был все-таки, наверное, в другом. Он в том, что зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты. И сегодня это очень актуально. К слову, написано произведение Самуилом Маршаком в разгар войны — 1942—1943 годы — для постановки во МХАТе. Писатель верил в то, что добро все-таки победит.
— Читала, что консультантом картины был сын Самуила Маршака Иммануэль Маршак.
— Именно ему фильм обязан выходом на экран. Картину ведь хотели положить на полку. Цензура находила в ней политические намеки и параллели. В сказке с сюжетом о подснежниках затрагивались проблемы взаимоотношения власти и народа. Помните песенку, которую поет глашатай?
«В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветет!»
— Конечно. Колоритен и момент, когда учитель, услышав, что королева намерена издать приказ, согласно которому апрель наступит вместо января, возражает: «Ваше Величество, но законы природы?!» На что она отвечает: «Я издам новый закон природы!» А еще очень сильный момент: после того как вечно ругающиеся мачеха и ее дочка превращаются в собак, королева интересуется, а можно ли ее придворных смирных и ласковых песиков, которые ходят перед ней на задних лапках, обратить в людей? «Нет, уж если они на задних лапках ходят, людей из них не сделаешь», — отвечает Январь. Из уст братьев-месяцев звучит и мысль, что не солдат состоит при королеве, а она при нем. Оказавшись в морозном, занесенном снегом лесу, Ее Высочество без солдата и шагу сделать не может…
— Да, все так. Потому-то Иммануэль Маршак и Анатолий Граник постоянно ездили в Москву на художественные советы и все-таки сумели картину отстоять. Изумительные личности! Сейчас уже, спустя 45 лет, могу сказать: так как меня любил Иммануэль Маршак, меня никто не любил. Он был намного старше. Мне 21 год, ему — за 50. Доктор наук, физик, изобретатель. Одно из его изобретений — мигающая красная лампочка, которую мы видим, когда летит самолет. А еще он первым перевел на русский язык романы известной английской писательницы Джейн Остин. У нас была платоническая любовь. До сих пор храню его письма со стихами. Иммануэль Маршак любил меня беззаветно. Говорил, что я создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. Встреча с этим человеком стала для меня тогда мощным духовным зарядом и является таковым по прошествии многих лет.
— Помните момент, когда вам предложили роль королевы?
— Естественно. Я заканчивала учебу в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. На съемки нас, студентов, отпускать не хотели, хотя для актера это очень важно. Даже гениальный артист театра, если он не снимается в кино, вряд ли станет широко известен. Думаю, если бы, например, обожаемый мной величайший украинский актер Богдан Ступка не играл в кино, сколько людей могли бы и не увидеть его талант. Ведь аудитория кинозрителей гораздо шире, чем круг театралов. И вот однажды меня пригласили на киностудию. Сказали, что меня хочет видеть режиссер Анатолий Граник и речь пойдет о съемках в фильме «Двенадцать месяцев». А надо сказать, что я эту сказку очень любила. Помчалась на «Ленфильм». Там меня встретил человек и сказал: «Вас ждет режиссер Граник». Я так поняла, что это консультант, который звонил мне по телефону и пригласил.
На киностудии были фото практически всех актеров, и, видимо, моя внешность подошла. И вот этот человек посадил меня в кабинете, дал толстый сценарий и сказал: «Читайте, сейчас придет режиссер». Я уточнила: «Какую роль?» Он, лукаво улыбаясь, ответил: «Читайте все подряд». Я начала читать вслух пьесу по ролям. А потом поинтересовалась: «Когда же придет режиссер?» В ответ услышала: «Спасибо, хватит. Идите домой». У меня внутри все будто оборвалось. Подумала: «Ну, все. Это конец. Я бездарь. И зачем только читала?» Положила на стол сценарий. И вдруг слышу: «Возьмите его с собой. Читайте роль королевы. Будем работать. Моя фамилия — Граник». Вот как было. Анатолий Михайлович так поступил, чтобы я не стеснялась и не робела. Дома я учила роль королевы. Потом начались примерки костюмов, пробы грима, репетиции эпизодов… Работать мне было очень интересно.
— Где проходили съемки?
— В больших павильонах. В одном была воссоздана атмосфера дворца, в другом соответственно развитию сюжета сначала картина зимы, потом — весны, лета, осени. В смене декораций было задействовано огромное количество рабочих сцены. Конечно, было бы лучше снимать на природе. Но потребовались бы огромные деньги, а это не поощрялось. В павильонах стояла духота, жара. Там же столько осветительных приборов! Особенно непросто, наверное, было актеру Льву Лемке, игравшему в наряде восточного посла. Как-то, направляясь в кабинет режиссера, я нос к носу столкнулась с Владимиром Высоцким. Увидев его, оторопела. Он уже был ведь очень знаменит. Зайдя к Гранику, я спросила: «Анатолий Михайлович, а что Высоцкий здесь делает?» Оказалось, он должен был играть восточного посла. Я удивилась. А потом… испугалась, подумав, что рядом с такой знаменитостью буду себя чувствовать скованно. Но Высоцкий играть восточного посла не согласился. Это был не его жанр. Роль восточного посла очень хорошо сыграл артист Лев Лемке.
— Какой вам запомнилась легендарная Татьяна Пельтцер, исполнившая роль гофмейстерины?
— Она была достаточно закрытым человеком в отличие, например, от Леонида Куравлева, сыгравшего в фильме старого солдата. Он был душой нашего коллектива. Но мы с Наташей Поповой, которая сыграла падчерицу, были еще очень молоды и не стремились попасть в гримерные к великим артистам, чтобы пообщаться. Концентрировались на работе: боялись забыть текст, что-то сделать не так, как нужно. Мне вспоминается история, как я прибавила килограмм, а камера ведь такие вещи обнажает беспощадно. Прибавку в весе я ощутила по тому, что на платье туговато застегивалась змейка. Но понадеялась, что за день-два все сброшу и никто ничего не заметит. И вдруг в перерывах между съемками эпизодов ко мне подошел режиссер: «Почему пополнели? Вы что, пончики дома ели?» Я испугалась, что меня выгонят из картины. И очень быстро пришла в форму. В те годы я была очень стройной. Сала не ела. А вот сейчас его обожаю. Вот и недавно купила на рождественской ярмарке шмат украинского сала. К слову, в Киеве я бывала на гастролях. Очень понравился мне Андреевский спуск, архитектура Растрелли…
— В новогодней сказке, как и нынешней зимой, очень много снега.
— Во время зимних сцен в павильоне монтировщики выбрасывали из ведер мелко-мелко порезанную бумагу. И все это плавно и красиво опускалось нам на голову. И, конечно же, порой бумага попадала нам в рот. Было ужасно неприятно.
— К слову, в фильме есть замечательные кадры натурных съемок. Заснеженный лес. В нем резвятся заяц и белка…
— Думаю, эти милые кадры взяты из какого-то документального фильма. Критики из худсовета говорили: зачем, мол, это нужно? Но это было необходимо. Показан естественный порядок в природе, и вдруг сцена, где королева издает приказ: казнить, потому что это слово короче, чем помиловать. Дворцовая жизнь так контрастирует с той чистотой природы, которая показана в начале.
— Очень колоритен наряд каждого персонажа. С интересом рассматривала шубку королевы и ту, которой братья-месяцы наградили падчерицу.
— Шубы, кстати, были из натурального меха — собольи. Над нарядами работали талантливые художники и костюмеры. Все было сделано на высшем уровне.
— А подснежники в фильме настоящие?
— Нет, бумажные. Но выглядят естественно, как и листья, которые летят с деревьев, когда лето сменяется осенью.
— Ваша героиня произносит фразу, которая вызывает улыбку: «Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видела!» Интересно, а какие цветы у вас любимые?
— Мне нравятся те, что нежно пахнут.
— В сказке происходит много чудес. Падчерица в лесу встречает собравшихся у костра братьев-месяцев. Под сугробами растут подснежники. За доброту девушку-сиротку месяцы щедро награждают, а злых мачеху и ее дочь превращают в собак. Интересно, а в вашей жизни случались чудеса?
— Главное чудо — встреча с Иммануэлем Маршаком. Масштабная личность! Он был не только талантливым физиком, но и дивным поэтом, переводчиком. Иммануэль Самуилович прекрасно и в живописи разбирался. Он открыл для меня художественный мир. Не так давно мы с родственниками отмечали Новый год на даче. Подняв бокалы с шампанским, пили за чудо. А потом вышли на мороз к елочке. И вдруг я вижу: летит самолет и мигает красная лампочка. Иммануэль Маршак (он умер в 1977 году. — Авт.) будто сверху спрашивал меня: «Ну как, фильм идет?» Я подняла бокал и ответила ему: «Идет, идет…» И действительно, фильм «Двенадцать месяцев» показывали как раз накануне.
— Ваш муж ведь тоже был поклонником вашего таланта?
— Да. Увидел меня в ТЮЗе, потом в «Двенадцати месяцах» — и влюбился. Потом мы встретились у знакомых, и он мне признался в этом. Сейчас живет в Германии, у него другая семья. Но у нас есть дочь Настенька. Она знает четыре языка: английский, французский, итальянский, польский. Ей посчастливилось работать со многими звездами. Она была личным переводчиком Паваротти, Рамазотти, Милен Фармер, Шарля Азнавура… Очень красивая, но при этом никогда не хотела быть актрисой. И, наверное, правильно сделала. Судьбы актеров часто складываются непросто. Кто-то востребован до старости, а кто-то — нет.
— С каким чувством вы пересматриваете фильм «Двенадцать месяцев» сегодня?
— Эта картина всегда меня очень радует. Считаю ее чудом экранного творчества большого коллектива. Горжусь, что работала с великими мастерами. Когда встречаемся с Наташей Поповой, всегда с нежностью вспоминаем о фильме и с благодарностью за то, что нам доверили такие роли. К слову, Наташа вышла замуж за актера Андрея Босова, сыгравшего Апреля.
— Фильм получил известность за рубежом?
— Иммануэль Маршак говорил, что он очень понравился японцам. Знаю, был популярен и в Болгарии. Но особенно стал любим у нас. После выхода фильма «Двенадцать месяцев» на экраны зрители присылали мне столько писем! Бывало, писали целыми семьями. И сейчас иной раз после спектакля кто-то подходит ко мне в театре и спрашивает: «Это ведь вы играли королеву?» Мне приятно, что на картине «Двенадцать месяцев» выросло уже не одно поколение детей и что интерес к ней сохраняется и сегодня.
Фото из альбома Лианы Жвания
3947Читайте нас у Facebook