"Атаман Зеленый ездил по селам с землемером и нотариусом. Крестьянам отмеряли землю и выписывали документы на владение наделами"
— По оценкам современников, Днепровская повстанческая дивизия, созданная на Киевщине в 1918 году под предводительством атамана Зеленого (Данилы Терпило), насчитывала около 30 тысяч человек, — говорит исследователь истории борьбы за независимость Украины в первой половине ХХ века, автор книги «Атаман Зеленый» и главный редактор газеты «Незборима нація» исторического клуба «Холодний Яр» Роман Коваль. — У нее даже была флотилия из четырех кораблей, вооруженных пулеметами и орудиями. На одном из них некоторое время размещался штаб атамана. В плавнях Днепра укрывалось множество лодок. Их владельцы — рыбаки, ставшие бойцами народной дивизии, — фактически контролировали судоходство по реке южнее Киева. «Зеленовцы» сражались за свободу Украины как с «белыми», так и с «красными».
— Как получилось, что Данила Терпило, сын краснодеревщика, стал лидером повстанческого движения на Киевщине?
— Данила вырос в селе Триполье Киевской губернии в зажиточной семье. Терпило-старший изготавливал мебель и модные в конце XIX — начале XX веков трости, украшал их набалдашниками в виде львов, орлов, змей, слонов… Продавал этот товар в Киеве. Данила стал слесарем в железнодорожных мастерских столицы. В 1905 году, когда в Российской империи вспыхнула первая революция, он был ее активным участником. Даниле тогда исполнился 21 год. Он стал членом партии социалистов-революционеров. За это власти отправили его на три года в ссылку на Север в Архангельскую губернию. Молодому революционеру было предписано поселиться в одном из поселков местного народа коми. Сохранились воспоминания о том, что сущей напастью там были несметные полчища тараканов. Чтобы выкурить их, люди уходили ночевать к родственникам, а двери своих жилищ оставляли на ночь открытыми. Лютый мороз убивал ненавистных насекомых, но через некоторое время они вновь заполоняли дом.
*Роман Коваль: «В 1920-е годы чекисты методично истребляли участников повстанческой борьбы, преследовали членов их семей»
Данила жил под надзором полиции, поэтому у него регулярно проводились обыски. Протокол одного из них разыскал в архивах один современный российский исследователь. В документе приведен список книг из библиотеки ссыльного Терпило. Среди них оказалась биография двадцатого президента США Джеймса Гарфилда (избран на этот пост в 1881 году. — Авт.). Меня заинтересовало, что именно привлекло внимание Данилы в Гарфилде. Оказалось, он, как и Терпило, начинал карьеру с рабочей специальности. Затем стал боцманом на корабле, после — учителем и директором школы. Когда в США началась гражданская война, организовал полк добровольцев. Дослужился до звания бригадного генерала, был избран в Конгресс, и наконец — на пост президента Соединенных Штатов Америки. Вполне возможно, что судьба одаренного и амбициозного Гарфилда была для Терпило путеводной звездой. Данила действительно многого достиг: в 32 года стал лидером повстанческого движения на Киевщине, организовал дивизию. Командовал толково, благодаря чему «зеленовцы» громили противника.
— Как Терпило создал дивизию?
— Весной 1918 года будущий атаман вернулся с Первой мировой войны в родное Триполье. В Киеве тогда произошел государственный переворот: генерал-лейтенант Петр Скоропадский захватил власть и провозгласил себя гетманом Украинской Державы. Он оставил землю помещикам, поэтому социалист Терпило высказывался по этому поводу весьма критически, и вскоре нажил у новых властей репутацию неблагонадежного. Дошло до того, что Даниле стало опасно попадаться на глаза сотрудникам гетманской державной варты (полицейским) — они хотели его арестовать. Поэтому днем он прятался в поле в стогах, в отчий дом пробирался тайком, когда темнело, время от времени ночевал у друзей.
Летом 1918 года на Киевщине вспыхнуло Звенигородское восстание (оно охватило территорию нынешнего Таращанского района. — Авт.) против власти Скоропадского и поддерживавших его немецких и австро-венгерских войск. Под впечатлением от этого события Данила со своими братьями Григорием и Панасом, а также шестью друзьями подались в лес организовывать повстанческий отряд. В ноябре командир трипольского отделения Державной варты некий Барковский направил к Даниле гонца с приглашением на разговор. Тот ответил: «Ждите, приду». Явился с отрядом, напал на гетманцев, Барковский еле унес ноги. Так Терпило захватил власть в Триполье. Молодого атамана поддержали крестьяне соседних сел. Начальник державной варты Германовского района со своими людьми укрылся за стенами сахарного завода. Терпило с шестьюстами повстанцами взял его штурмом. Затем на площади перед воротами завода народ собрался на вече, на котором было принято решение о создании Днепровской повстанческой дивизии. Она разгромила в Обухове немецкую комендатуру.
Как раз в те дни Симон Петлюра от имени Директории (правительства, сформированного социалистами) обратился к народу Украины с призывом поднять восстание против Скоропадского (поводом к этому стала подписанная гетманом грамота-манифест о федерализации с Россией, отвернувшая от него патриотов. — Авт.). Зеленый откликнулся на призыв Петлюры, объявил мобилизацию. В его дивизию пришли тысячи новых бойцов.
*Этот снимок атамана Зеленого (в центре) сохранил один из крестьян. Фото предоставлено Романом Ковалем
Вместе с другими воинскими формированиями, поддержавшими Директорию, дивизия Зеленого пошла в поход на Киев. После нескольких недель боев стало ясно, что войска Скоропадского обречены на поражение, и гетману ничего не оставалось, как отречься от власти. Он уехал в Германию. Четырнадцатого декабря «зеленовцы» одними из первых вошли в столицу. Через несколько дней в город торжественно прибыла Директория, провозгласившая о восстановлении Украинской Народной Республики, упраздненной Скоропадским. На Софиевской площади состоялся военный парад победителей. Однако среди прошедших торжественным маршем подразделений не было Днепровской повстанческой дивизии — Петлюра не посчитал нужным ее пригласить.
— Удивительно, почему?
— Скорее всего, Симон Васильевич рассудил: раз воинское формирование нерегулярное, то на параде ему делать нечего. «Зеленовцев» эта несправедливость очень обидела. Вскоре у них появилась еще одна причина возмутиться поведением Петлюры — он приказал им выступить против польской армии в Галичине, при этом сформированный из галичан добровольческий легион Украинских сечевых стрельцов оставил в Киеве. Атаман Зеленый выполнил этот приказ скрепя сердце. Свое недовольство он выразил тем, что бойцов, не достигших 18 лет и старших 45-ти, отпустил по домам (ориентировался на закон бывшей Российской империи, согласно которому лица этих возрастных групп в армию не призывались). Но и те, кто поехал на галицкий фронт, пробыли там недолго — вернулись в родные села. В ответ Петлюра послал украинских сечевых стрельцов под командованием Осипа Думина в карательную экспедицию против повстанческой дивизии.
Атаман Зеленый не хотел вступать в бой с сечевыми стрельцами, несколько раз направлял к ним парламентеров. Однако Думин на компромисс не соглашался. Он дошел до Триполья, потребовал, чтобы жители сдали имеющееся на руках оружие. Зеленый и после этого проявил сдержанность — приказал пожертвовать тремястами самыми изношенными винтовками…
Эти события происходили в тот период, когда на Украину пошла войной Красная армия, Директория была вынуждена эвакуироваться из Киева. Петлюре следовало сосредоточить все силы на отражении агрессии большевиков, а не направлять карательную экспедицию на дивизию Зеленого.
Кстати, один из ближайших соратников Петлюры Владимир Винниченко, возглавлявший Директорию в первый месяц ее работы, имел реальную возможность значительно усилить военную мощь УНР — за счет подразделений регулярной немецкой армии. Напомню, что в начале 1918 года кайзеровская Германия пыталась защитить молодое украинское государство, заставив большевиков прекратить наступление на Киев и признать независимость УНР. Спустя десять месяцев в Германии произошла революция, и это деморализировало немецкую армию, ее дивизии стали покидать территорию нашей страны. Однако часть немецких подразделений сохранила дисциплину и боеспособность. Их командиры пришли к Винниченко и заявили: «В охваченную беспорядками Германию возвращаться не хотим, готовы сражаться за независимость Украины при условии, что после победы каждый из наших бойцов получит надел земли». Это предложение могло стать спасительным для Украины. Однако социалист Винниченко с возмущением отказался от поддержки немецкой армии. Вскоре после этого из-за противоречий с Симоном Петлюрой он уехал за границу. В 1919—1920 годах Украина истекала кровью, а Винниченко в это время нежился на средиземноморских пляжах.
Знаете, можно было предъявить немало всяческих претензий к гетману Скоропадскому, однако за семь месяцев своего правления он сделал много полезного для создания украинского государства. К сожалению, этого нельзя сказать о Винниченко и Петлюре. Будучи социалистами, они не решили один из самых важных вопросов — о земле. Эти лидеры выдвигали идею ее социализации. У меня такое впечатление, что они сами четко не представляли себе, что это такое.
— Землю крестьянам обещали «красные».
— Да, поэтому, когда они захватили Киев, атаман Зеленый со своей дивизией отнесся к ним лояльно. Однако уже вскоре стало ясно: большевики пришли грабить. Их отряды прочесывали села, отнимая у крестьян запасы зерна (проводилась объявленная Лениным политика продразверстки). Понятно, что народ стал громить большевиков. В ответ «пролетарская» власть бросила войска, чтобы подавить повстанцев.
Одна из карательных экспедиций большевиков против атамана Зеленого вошла в историю под названием «Трипольская трагедия», а в память о погибших в ней красноармейцах в Триполье поставили памятник. Дело было так: около полутора тысяч «красных» при поддержке трех вооруженных пушками кораблей выступили в июле 1919 года из Киева усмирять крестьян. Атаман Зеленый решил одолеть их с помощью военной хитрости: его войска ушли из Триполья. Большевики обстреляли этот городок из орудий, а затем пошли на штурм, однако никто сопротивления им не оказывал. На улицах не было ни души — народ прятался по домам. «Красные» легкомысленно решили, что одержали победу. Начали поджигать крыши хат, отнимать у жителей еду и самогон. А вечером на околицах послышались звуки горна, с возгласами «Слава Україні!» повстанцы обрушились на врага. Взяли много пленных. Более сотни из них попросили принять их в ряды дивизии Зеленого. Многих рядовых бойцов атаман отпустил, взяв слово больше не воевать против своего народа. А вот командиров, большевистских активистов, китайских наемников решил покарать. На следующий день в Триполье проходила ярмарка, Зеленый приказал вывести пленных на площадь. Попросил крестьян опознать тех, кто поджигал хаты. Однако из этого ничего не вышло: чуть ли не в каждом комсомольце люди видели поджигателя. Атаман предложил пленным назвать виновных, но те предпочли молчать. «В таком случае прыгайте с обрыва в Днепр, а мы будем стрелять, — приказал Зеленый. — Кто не виноват, того Бог убережет»…
Что же касается земли, то свою политику по этому вопросу атаман Зеленый демонстрировал конкретными делами: ездил по селам Киевщины с землемером и нотариусом. Землемер отмерял крестьянским семьям участки бывших панских полей, а нотариус выписывал документы на владение наделами.
Днепровская повстанческая дивизия продолжала успешно воевать. Заняв Переяслав, атаман Зеленый провозгласил об отмене печально известного Переяславского договора, с которого началось порабощение Украины Россией. В октябре 1919 года белогвардейский генерал Деникин направил против повстанцев Зеленого три армейские группы. Атаман не стал их дожидаться и сам пошел на «белых», уничтожая их подразделения. К сожалению, в одном из боев он получил смертельное ранение. Ему было тогда 33 года. Никто из сподвижников не смог заменить Данилу Терпило. Многие из его бойцов продолжили борьбу в составе отрядов атамана Ангела, действовавшего на Черниговщине, а также в других украинских формированиях. В 1920-е годы чекисты методично истребляли участников повстанческой борьбы, преследовали членов их семей.
— Атаман был женат?
— Нет. Известно, что у него была возлюбленная, но стать мужем и женой им было не суждено. Она забеременела. Чтобы не пошли пересуды о любимой женщине, Данила попросил одного из своих казаков жениться на ней. Так что потомки у атамана Зеленого есть. Мне удалось разыскать его внука (живет на Киевщине), который очень похож на своего деда.
2661Читайте нас у Facebook