На Масленицу в среду полагалось посетить родственников главы семьи, а в четверг сходить на блины к теще
Вот и заканчивается зима. В понедельник, 20 февраля, православные и грекокатолики встретили Масленицу. Сыропустная неделя — последняя перед Великим постом. Это время, когда, согласно церковным традициям, можно есть рыбные и молочно-яичные блюда, а вот от мяса уже полагается отказаться вплоть до Пасхи. К слову, в этом году верующие будут отмечать Светлое Христово Воскресение 16 апреля. То есть Пасха, а с ней, мы надеемся, и весна будут ранними.
С ответным визитом родители приходили к молодым в пятницу или субботу
Подготовка к Пасхе — трудная работа над собой. Чтобы с чистой душой встретить Светлое Христово Воскресение, верующие молятся и читают духовную литературу, чаще ходят в храм, занимаются благотворительными делами, ограничивают себя в развлечениях и еде. И поскольку впереди у нас семь недель сурового воздержания (Великий пост в нынешнем году продлится с 27 февраля по 15 апреля), то на Масленицу просто необходимо наесться самим и щедро угостить родных и близких вкусными варениками, жирными блинами, пышными сырниками, галушками и сдобными пирогами. Кроме того, согласно старинным казацким обычаям, не грех немного побаловать себя горячительными напитками. Правда, из-за военных действий в стране церковь снова призывает отказаться от громких гуляний и направить свои силы на добрые дела.
В воскресенье, 19 февраля, верующие попрощались с мясными блюдами. Этот день наши предки называли Нiжкове пущення, М’ясопусна недiля, Нiжковi заговини. Ну, а в понедельник началась Масленица, или Масляна, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальниця (поскольку нет традиционного поста в среду и пятницу), Колодiй… Нужно отметить, что во время любых военных действий Масленицу отмечали скромно, направляя совместные усилия на помощь воинам, раненым, сиротам и вдовам…
В старину на Сырной неделе выделялись три главных дня: Зустрiчний понедiлок, Широкий четвер и Прощена недiля. Каждый имел свой смысл и свои обряды. С понедельника по четверг ходили друг к другу в гости. Пренебрегать этой традицией не полагалось, ведь, согласно поверью, хто в будинку залишиться, той поховає своє господарство. А потому в дом приглашали родню и кумовьев, а в войну — еще и тех людей, кто бедствовал или остался без крыши над головой. Гостей, особенно деток, щедро угощали варениками, молочной кашей, творожными бабками, блинчиками-оладушками, а также жареной или тушеной рыбкой.
Пшенично-гречневые блинчики
Для приготовления потребуется: 200 г пшеничной муки, 200 г гречневой муки, 1 стакан молока, 1 ст. ложка растопленного сливочного масла, 10 г дрожжей, 2 яйца.
Пшеничную муку развести теплым молоком с маслом и дрожжами, хорошо перемешать. Поставить в теплое место, чтобы тесто подошло. Затем посолить, добавить желтки, гречневую муку и снова дать подняться. Через час тесто хорошо взбить ложкой, добавить взбитые в пену белки, перемешать и опять поставить подходить. После этого жарить на горячей сковороде.
Масленого вторника в мирное время особенно ждала молодежь. Ведь в этот день парни присматривали себе невест, а девчата выбирали женихов, для чего устраивали вечорниці. Девушки на выданье украшали разноцветными лентами деревянные колодки и привязывали их парубкам к левой руке. Те, в свою очередь, должны были подарить девчатам украшение, платочек, деньги или чем-нибудь угостить. К примеру, на Подолье таким угощением могли стать. наливка, пиво или горилка. В ответ каждая девушка вышивала в течение поста платочек, украшая его цветами и инициалами своего избранника, и преподносила ему на Пасху.
Ну, а пока пост еще не наступил, девчата на вечорницях пели:
«Не пускає мене мати
на вулицю погуляти,
А хоч пустить, то пригрустить:
— Іди, доню, не барися,
у сінечки та й вернися!
Бо на дворі піст наступає,
А хто його проскаче,
той Великодня не побаче…»
В среду посещали родню главы семьи. В дом полагалось принести разнообразные лакомства.
В четверг хозяйки собирались вместе и поднимали тост, щоб телята водилися. Кроме того, в этот день старались не прясть, аби масло не згіркло.
А еще в четверг молодые пары отправлялись на вареники и блины к теще. Обычно зять к своей второй маме с пустыми руками не приходил. Старался порадовать ее сладостями, новым платочком, красивой посудой или вкусной наливочкой… Теща же подавала на стол для любимого зятя вареники, рыбу, деруны, молочную кашу и блины. После сытного обеда зять обязательно катал тещу в санях, щоб люди бачили, як вiн її шанує.
Закуска рыбная
Для приготовления потребуется: 600 г хека, минтая или ледяной рыбы, крупная луковица, средняя морковь, корень и зелень петрушки, 2 яйца, 120 г майонеза, соль, черный перец — по вкусу.
Филе рыбы нарезать кусочками и потушить с измельченными луком, корнем петрушки и морковью. Рыбу с овощами пропустить через мясорубку. В массу добавить мелко порезанные сваренные вкрутую яйца, зелень петрушки, соль, перец. Заправить майонезом и хорошо перемешать.
Затем он торжественно приглашал маму жены в гости в свой дом. В ответ теща собирала молодым все необходимое для приготовления блинов: сковороду, посуду для замешивания теста, ложки, поварешки и лопатки. Тесть же перед посещением детей покупал на блины и вареники муку, молоко, масло, яйца и другие продукты. С ответным визитом родители приходили к молодым в пятницу или субботу. Кстати, пренебречь обычаем и не побывать в гостях у детей на Масленицу означало навлечь на себя осуждение всего села. Ведь это были не просто застолья, а передача опыта: батьки вчили, як жити слiд, як шанувати родину.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем более теплым окажется март
Помните выражение «первый блин комом»? Так вот, наши предки вопреки поговорке старались испечь этот блин ровненьким и красивым. Ведь, во-первых, он символизировал весеннее солнце, во-вторых, предназначался для умерших родственников. По традиции, блины сначала выносили на улицу и раздавали беднякам, чтобы те помолились о спасении душ усопших. А уж потом пекли блины для всей семьи. Хотя стоит отметить, что в Украине на Сырной неделе главными на столе были все же не блины, а вареники и другие молочные блюда. Так, на Слобожанщине обязательно готовили кашу и оладьи, в центральной Украине — гречаники и вареники с творогом и сметаной, а на Волыни и Галичине делали еще и банош (кукурузная каша на сливках или сметане), а также галушки с брынзой и грибной юшкой.
Считается, что вареники как обрядовое блюдо дошли до нас со времен трипольской культуры. Их форма в виде молодого месяца символизирует женское начало, а начинка — готовящуюся стать матерью женщину, продолжательницу рода. В древности хозяйки лепили вареники, чтобы в доме был достаток. Причем каждая начинка имела свой смысл. Так, пшенная каша в варенике символизировала богатый урожай, начинка из грибов способствовала укреплению мужской силы, а из рыбы — женской. Вареники с маком олицетворяли богатство всего мира, с вишней же вообще считались волшебными. Особое место занимали вареники с творогом, поскольку у наших предков молочные продукты являлись символом достатка. И выражение «Щоб ти жив, як вареник у сметанi!» было магическим пожеланием семье полной гармонии и благополучия. А казацкую шутку: «На Масляну й турки вареники їдять!», видимо, следует понимать так: никто себе не враг, чтобы отказаться от такого блюда. Одним словом, именно вареники были главными на украинском масленичном столе.
Сырная неделя — это не только богатый стол, но и гулянья, катание на конях, песни… Считалось, что человеку, который хорошенько не поест и не пообщается с родственниками и друзьями на Масленицу, не будет везти в течение всего года. Поэтому женатые люди постоянно организовывали разные застолья. Мужчины собирались в шинке, чтобы в кругу друзей закусить и немного выпить.
На посиделки собирались и замужние женщины. Причем они, в отличие от мужчин, находили особый повод для праздника. Взяв с собой в шинок деревянную колодку, жіночки заворачивали ее в полотно и, представив себе, что это новорожденное дитя, отмечали разные события из его жизни: родини, хрестини, весiлля и даже поминки. Все это сопровождалось веселыми песнями, даже на «похоронах» грустить не полагалось, колодку никто не оплакивал. Выпив горилки, женщины пели:
«Масляна, воротися!
До Великодня простягнися,
Вiд Великодня до Петра,
А вiд Петра та до тепла».
Люди пожилые, судя по погоде, давали прогнозы на весну. К примеру, чем холоднее последняя неделя февраля, тем более теплым окажется март. Ясно на Масленицу — будет солнечно и на Пасху.
В воскресенье старикам, вдовам и сиротам приносили постные продукты
А еще на Масленицу наряжали соломенное чучело, которое называли «стара баба». С ним ходили по дворам, танцевали, катали «бабу» на санях. Поскольку «баба» символизировала зиму, в конце Сырной недели ее сжигали или топили в реке, чтобы таким образом окончательно прогнать стужу.
В воскресенье бабу в санях заменял «старий дiд» — тоже чучело, но символизировавшее наступающий пост. Сани пускали с горы и следили за тем, как далеко они уедут: чем длиннее будет след от полозьев, тем выше весной поднимется лен. В конце дня чучело сжигали, приговаривая: «Масляна, Масляна, яка ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту одна».
Согласно христианским традициям, во время празднования Масленицы, встречаясь за столом или на уличных гуляньях, люди должны были помириться, если они были в ссоре или враждовали. Это была возможность восстановить родственные связи и, простив своих обидчиков, вернуться к полноценному общению. Не зря Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем (в этом году 26 февраля).
Традиционно в воскресенье ходили в гости к родным, соседям, друзьям, кумовьям, чтобы попросить прощения за все нанесенные им обиды. Состоятельные люди навещали бедняков. Старикам, вдовам и сиротам привозили постные продукты: крупы, сухие и соленые грибы, овощи и растительное масло. Все дела в этот день старались закончить до заката солнца, чтобы смиренно и без суеты настроиться на пост.
Фото EPA/UPG
980Читайте нас у Facebook