Павел Ковтонюк: "Заключать договоры с семейными врачами пациенты смогут после 1 января 2018 года"
На прямую линию в редакцию «ФАКТОВ» заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк приехал на скромном «Форде», без личного водителя и сонма помощников. Как найти хорошего семейного врача? Что делать, если срочно нужна операция, а денег нет? Когда введут сооплаты за медицинские услуги и на что пойдут выделенные правительством деньги на медреформу? Обо всем этом читатели расспросили нашего гостя.
— Добрый день, меня зовут Валентина Семеновна, я из Киева. У нас большая семья: взрослые ходят в районную поликлинику, дети — в детскую. А когда появится семейный врач, где мы его будем посещать? Как выбирать врача, куда обращаться?
— А вы в поликлинику ходите к участковому терапевту или к семейному врачу?
— К терапевту и к профильным специалистам.
— Если вам нравится ваш нынешний терапевт, а детям — педиатр, то для вас ничего не изменится. Вы будете продолжать ходить к ним. Нужно будет один раз заполнить страницу декларации с врачом, тогда мы сможем оплачивать ему ваше лечение. То есть вам не нужно будет отказываться от врача, которому вы доверяете.
— Мы как раз недовольны нашем терапевтом.
— Тогда найдите того, которым будете довольны, причем необязательно по месту регистрации. Но может случиться и так, что ваш терапевт начнет стараться, чтобы пациенты приходили к нему. То же самое касается педиатров.
Терапевт, педиатр и семейный врач — это разные специалисты. Педиатр лечит детей, терапевт — взрослых, а семейный врач — всю семью, людей разного возраста. Это врачи первичного звена.
— Терапевтам и педиатрам придется переквалифицироваться в семейных врачей?
— Необязательно. Мы убрали эту норму в законе, введенную при Януковиче. Потому что переученный за шесть месяцев терапевт и своим делом не занимался, и нормальным семейным врачом не стал. Поэтому «возвращаем» педиатров и терапевтов.
— Узкий специалист может стать семейным врачом?
— Насильно никого не заставляют, а добровольно — пожалуйста. Медик может иметь несколько специальностей.
— А мы всей семьей сможем посещать нашего педиатра?
— Нет, педиатры лечат только детей. Но если педиатр получит лицензию семейного врача, то взрослые тоже могут ходить к нему. Честно говоря, я сам себе еще врача не выбрал (смеется). Ну нашли же вы себе личного парикмахера или стоматолога! Так же будет и с семейными врачами. Не понравится — можно будет сменить.
— Екатерина из Одессы. Могу ли я выбрать семейного врача в платной клинике и придется ли доплачивать за его услуги?
— Такая возможность будет. Но захотят ли частные врачи сотрудничать с государством? Если частные клиники пожелают заключать договоры с государством, то у их семейных врачей тарифы будут ниже, чем они привыкли, но пациентов станет больше. Сейчас в частных клиниках врач обслуживает в среднем 100 пациентов в месяц. Возможно, небольшие частные клиники заинтересуются государственными тарифами.
— Ирина Степановна из Запорожской области. Я уже выбрала семейного врача. Когда мне идти в поликлинику и заключать с ним договор?
— Мы планировали начать с 1 июля. И финансовые законопроекты в парламент подавали под эту дату. Пока не приняты эти законы, мы не сможем платить врачам по новой системе. Поэтому договоры с врачами, скорее всего, можно будет заключать после 1 января 2018 года.
— Добрый день, меня зовут Марина Владимировна, я из Киева. Скажите, каким образом будут финансироваться инфекционные отделения?
— Если семейному врачу начнут платить за каждого пациента, выбравшего этого специалиста, то больницам, в том числе инфекционным отделениям, деньги будут поступать за предоставленные медицинские услуги. Но не по принципу «оказал услугу — выставил счет», а согласно долгосрочному договору между больницей и Национальной службой здоровья. Такие договоры будут заключаться на основании данных о годовых объемах медуслуг, предоставляемых отделением или больницей, и деньги будут перечисляться наперед. Договоры заключаются на год и больше. Поэтому не будут возникать ситуации, когда отделение месяц сидит без денег из-за отсутствия пациентов.
— А не случится так, как у меня, когда сын заболел менингитом, и мне пришлось ночью на такси объезжать несколько столичных больниц в поисках лекарств?
— Нет. В стоимость услуги входит работа врача, лекарства и все остальные расходы.
— Здравствуйте! Валентина, киевлянка. Скажите, пожалуйста, как будут оплачивать лечение онкобольных? Лекарства очень дорогие, в том числе и те, которые нужно принимать для профилактики рецидивов.
— Непростой вопрос. В онкологии есть два вида медицинских услуг: непосредственно операция и этапы лечения, когда надо принимать дорогостоящие препараты. Сейчас лекарства поступают к больным по отдельным государственным программам. Так будет продолжаться. А госгарантии покроют стационарные услуги.
На минувшей неделе правительство одобрило бюджетную резолюцию: план финансирования на следующие три года: по отдельным заболеваниям финансирование возрастает в два раза.
— Людмила Федоровна, Днепропетровская область. Куда обращаться, если мы живем в сельской местности и не доверяем нашему врачу в амбулатории?
— В сельской местности конкуренции нет. Зачастую люди, не доверяя своему врачу, вынуждены в случае болезни ехать в райцентр. Сейчас благодаря децентрализации местные общины, имея собственный бюджет, могут по своему усмотрению распоряжаться деньгами, в том числе направлять их на медицину. Я видел в Черкасской и Черниговской областях, как общины ремонтируют амбулаторию, выделяют дом для врача, оплачивают ему расходы на бензин, но при условии, что люди сами выбирают специалиста.
— А как отказаться от плохого медика?
— Если амбулатория является юридическим лицом и принадлежит общине, тогда люди могут потребовать расторгнуть договор с врачом. А если амбулатория подчиняется районной больнице, тогда сложнее. Потому что сельский врач работает на главврача этой больницы. Но как только начнется реформа, общины заберут амбулатории в свою собственность и будут сами определять, кто будет их лечить.
— Может, стоит вернуть систему распределения выпускников медвузов?
— Раньше молодые врачи попросту откупались от распределения. Специалисты не поедут в села и маленькие города, пока там для них не появится стимул: достойная оплата, жилье, транспорт. Медреформа предполагает, что тариф за пациента будет одинаковым как в городе, так и в селе. А если сельсовет выделит врачу дом и машину, то не останется без медика.
— Наталья из Киева. Моя 84-летняя мама — лежачая. Сейчас сломала себе ключицу. Семейный врач сказал, что надо вызывать на дом хирурга. Этот специалист все время был занят. В итоге пришлось вызывать хирурга из частной клиники за большие деньги. Разъясните, будут ли врачи ходить на дом по вызовам?
— Европейская практика — когда врач не бегает по домам, а принимает много пациентов в поликлинике, — со временем приживется и в Украине. За то время, которое врач потратит, отправляясь к пациенту домой, он может принять 15 человек на своем рабочем месте. Поэтому по домам будут ходить в основном медсестры. Это не касается патронажа младенцев.
— Виктор из Житомирской области. Семейный врач будет получать за каждого пациента около 200 гривен в год. А что если пациент часто болеет?
— Согласно бюджетной резолюции правительства, врач первичного звена за взрослого пациента в год будет получать 370 гривен в 2018 году, 450 — в 2019 году и так далее. У детей и пенсионеров будет повышенный коэффициент.
Это не какой-то лимит, лежащий на счету пациента. Если у врача будет две тысячи пациентов, то в 2019 году получится: 450 умножить на 2000 = 900 тысяч гривен в год — на врача, медсестер, оплату анализов, коммунальных услуг.
— Значит, если я не хожу к врачу, то спонсирую кого-то другого?
— Правильно, но деньги все равно выделяются.
— Для пенсионеров это хорошая новость.
— Врач будет заинтересован лечить так, чтобы пациенты реже к нему приходили.
— Если на какую-то услугу не хватает государственных денег, то можно будет купить страховой полис?
— Да.
— Добрый день, меня зовут Наталья Сергеевна. Меня интересует, кто будет оплачивать услуги узкого специалиста? За анализы придется платить пациенту?
— Анализы, которые будете сдавать в поликлинике, войдут в стоимость медуслуги семейного врача. Деньги за остальные анализы государство станет перечислять на счет лаборатории, больницы или поликлиники, где вы их будете делать. На первом этапе реформы мы переходим на новую финансовую модель с семейными врачами. На следующем этапе реформы государство будет платить (за анализы, услугу) узкому специалисту и стационару.
— Степан Николаевич из Днепра. Правительство выделило на ближайшие три года 25 миллиардов гривен на медреформу. На что они пойдут?
— В бюджетной резолюции записано, что эти средства предусмотрены непосредственно на медицинские услуги и лекарства. На 2018 год выделено 10 миллиардов, на 2019 и 2020 — 15 миллиардов.
Часть средств пойдет на финансирование первичной медицинской помощи. Со второй половины 2018 года планируем начать оплачивать стационарные услуги больниц. На программу «Доступные лекарства» выделено по одному миллиарду гривен на каждый год. Учтены средства и на госпрограммы по лечению окобольных, пациентов с ВИЧ-СПИДом, туберкулезом и редкими видами заболеваний.
— Тамара Алексеевна из Киева. Мне жизненно необходима операция стентирования, а денег нет. Бесплатно операцию отказываются делать.
— Вам не должны были отказывать. Минздрав закупил стенты в достаточном количестве.
— Куда жаловаться?
— Можно позвонить на горячую линию Минздрава 0 800 801 333. В электронном виде вашу жалобу можно отправить на адрес [email protected].
— Валентина Михайловна из Львова. Зачем планируют создать Национальную службу здоровья, которая будет одновременно выделять средства больницам, контролировать медуслуги и распределять лекарства? Почему столько полномочий у одного органа?
— Сейчас деньги контролировать невозможно: они находятся в регионах как медицинская субвенция, и мы не знаем, на что их потратили. Когда мы перейдем на оплату медуслуг, то будем знать, что деньги пошли прямо туда, где услуга была предоставлена, без посредников. У Национальной службы здоровья (НСЗ) не будет своих денег. По прямому договору бюджетные средства с казначейского счета каждый квартал будут идти на счет больницы. А НСЗ будет заключать такие договоры.
Служба здоровья будет проверять исполнение договоров: например, что врач выписал не десять лекарств и выставил за них счет, а два, как положено по международному протоколу. Закупать лекарства НСЗ не будет.
— Сколько человек будет в штате этой службы?
— Около 200 сотрудников на всю страну. В Минздраве сейчас работает чуть больше 200 человек.
— Иван Анатольевич из Сум. Скажите, когда будут озвучены тарифы на медуслуги? Может, их внесут в «финансовый» законопроект? Когда его будут выносить на второе чтение?
— Тарифы будут ежегодно обновляться при рассмотрении бюджета. Утверждать их будут народные депутаты. Что касается «финансовых» законов, которые дадут старт медреформе, то мы планируем вынести их на второе чтение в середине июля.
— Почему вы не делали под эти законы пилотный проект?
— Такие пилотные проекты были в середине 2000-х в Херсонской и Николаевской областях. При Януковиче в 2012 году их проводили в Винницкой, Донецкой, Днепропетровской областях и Киеве. Почему-то отчетов об этих проектах нет. Мы их изучили. Я ездил в Скадовск, Вознесенск, Днепр, Винницкую область. Проанализировав результаты, пришел к выводу, что надо делать не пилотный проект, а реформу. В Вознесенском и Скадовском районах были поразительные результаты. При полуразрушенных больницах и с врачами-пенсионерами там фактически перешли на ту модель финансирования, которую предлагаем мы.
Деньги поступали из местного бюджета. Начали платить маленькие надбавки за пациента на «первичке», а больнице перечисляли средства за конкретную услугу. Если больница находится в городке на 20 тысяч населения, а изначально была рассчитана на 100 тысяч человек, то ее надо оптимизировать. В итоге сократили 30 процентов больничных койко-мест, которые пустовали. Семейные врачи согласились принимать у себя часть пациентов, а больнице не надо было отапливать и содержать освободившиеся помещения. Врачи-пенсионеры научились работать на компьютерах, появилась электронная база пациентов — 120 тысяч человек на два района.
Прямую линию подготовили
Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Ирина РЫБИНСКАЯ, «ФАКТЫ»
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
3866Читайте нас у Facebook