ПОИСК
Україна

Гендиректор аэропорта «Львов» Татьяна Романовская: Ryanair еще может зайти в Украину

15:46 11 липня 2017
Інф. «ФАКТІВ»

Вчера лоукостер Ryanair объявил об отмене запланированного выхода компании на украинский рынок после того, как аэропорт «Борисполь» нарушил соглашение, достигнутое в марте этого года в Мининфраструктуры с должностными лицами аэропорта и его нынешним генеральным директором Павлом Рябикиным.

«Мы сожалеем о том, что аэропорт Киева продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций мощного авиафлота Ryanair», — прокомментировал это решение главный коммерческий директор Ryanair Дэвид О'Брайен. По его словам, «Борисполь» выбрал защиту авиакомпаний с высокими тарифами, включая «Международные авиалинии Украины» (МАУ), и лишает украинских потребителей и посетителей страны доступа к низким тарифам в Европе и широкой сети маршрутов.

Напомним, 5 июля аэропорт «Борисполь» подписал договор с Ryanair, а 10 июля отказался учитывать ряд требований авиакомпании, оценив вероятные убытки от ее работы в два миллиарда гривен в год. Скандал разгорелся после пресс-конференции директора «Борисполя» Павла Рябикина, заявившего, что Ryanair выдвигает требования, не соответствующие украинскому законодательству. Так, по его словам, перевозчик требовал бесплатно предоставлять аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки для такси, площади для рекламы, аренду площадей в терминале, систему приема багажа, офисы для продажи авиабилетов. Также Ryanair настаивал на бесплатном выделении земли для строительства отеля, закреплении мест стоянок для самолетов, предоставлении бесплатных офисов для службы аренды автомобилей, на единой ставке аэропортового сбора на пассажира на четыре года в размере 7,5 доллара, а также на выплате аэропортам 35 процентов из доходов магазинов duty-free и 60-дневном кредитовании со стороны аэропорта. Рябикин заявил, что не намерен подписывать договор с Ryanair, пока не будут сняты все разногласия в пунктах договора.

В свою очередь, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян обвинил главу «Борисполя» в разглашении конфиденциальных условий договора, а авиакомпанию МАУ -- в срыве работы Ryanair в Украине. «Цель аэропорта „Борисполь“ была другая -- заблокировать вход компании Ryanair в Украину, а не вести переговоры», -- заявил министр. По его мнению, помехи приходу Ryanair в Украину связаны с нежеланием открытой конкуренции со стороны крупнейшей украинской компании МАУ, задолжавшей бюджету около 400 миллионов гривен.

РЕКЛАМА

Гендиректор аэропорта «Львов» имени Данила Галицкого, откуда тоже должен был летать Ryanair, Татьяна Романовская сообщила: из телефонного разговора с представителями авиакомпании она пришла к выводу, что Ryanair все же может передумать. «Мне ответили, что у нас есть еще немного времени для согласования с „Борисполем“ соответствующих условий соглашения», -- написала она в «Фейсбуке».

— Ryanair годами зарабатывала себе репутацию жесткого переговорщика, который всегда либо получает, что хочет, либо уходит, даже в ущерб себе, -- рассказал сайту «Лига.net» старший лектор по экономике Ньюкаслского университета, соредактор Journal of Air Transport Management Владимир Билоткач. — Имеет место чистая теория игр — если уступишь одному, другие тоже будут ожидать уступок, и в долгосрочной перспективе одна уступка может стоить больше, чем потерянная прибыль от сорвавшегося контракта. В сложившейся ситуации я на стороне «Борисполя» -- перевозчик выставлял требования, несоизмеримые с пассажиропотоком, который он планирует.

РЕКЛАМА

В свою очередь эксперт авиаотрасли Сергей Хижняк считает, что Ryanair недооценил Украину и местных конкурентов: «Главный противник выхода Ryanair на украинский рынок — авиакомпания МАУ. В МАУ понимают, что если лоукост придет в Киев на заявленных условиях, то, вероятно, авиакомпания в течение трех лет обанкротится. Можно предположить, что в следующих сезонах Ryanair планировал открыть из Киева гораздо больше рейсов по ключевым европейским направлениям».

По мнению эксперта, пожелания авиакомпании выглядят слишком дерзко (к примеру, 35 процентов прибыли от магазинов duty free и бесплатная земля для строительства гостиницы).

РЕКЛАМА

«Похоже на каких-то колонизаторов Африки, — говорит Сергей Хижняк. — Такого жесткого сопротивления в авиакомпании, видимо, не ожидали. Что делать? Если отбросить политические и пиар-заявления, то пока сделано не так уж много. Прежде всего для повышения конкуренции и перебалансировки рынка авиаперевозок нужно пересмотреть систему аэропортовых сборов. Сегодня сборы регулируются тремя приказами Министерства инфраструктуры десятилетней давности, к которым подставляли ситуативные костыли. И эти инструменты уже не соответствуют потребностям рынка».

А вот ученый, правозащитник, ветеран АТО Евгений Дикий, пожалуй, выразил чаяния простых украинцев: «Ryanair — это и есть реальная Европа. Это своеобразная воздушная маршрутка, в которой я за 15--20 евро мотался между Литвой, Латвией, Польшей, Германией и Швецией и облизывался на 10-евровые билеты в Британию, куда не распространялся мой шенген. Маршрутка, набитая студентами и пенсионерами из богатых стран, и восточноевропейцами всех возрастных и профессиональных групп. И если безвиз — это право, то Ryanair — возможность такое право реализовать. Но нас опять ткнули носом в наше место: летайте МАУ и не тявкайте, не мешайте серьезным дядям зарабатывать на вас шальные деньги. Дешевые путешествия — для европейцев, а вы не заслужили».

Судя по всему, ситуация с лоукостом еще не окончательная. Сегодня народный депутат, заместитель главы фракции БПП Игорь Кононенко заявил, что Ryanair все равно зайдет в Украину после ряда переговоров через несколько недель.

И сегодня же стало известно, что правительство решило возобновить переговоры с Ryanair относительно выхода авиакомпании на украинский рынок.

Премьер Владимир Гройсман сообщил, что провел совещание с руководством Минифраструктуры, Минюста, аэропорта «Борисполь», Ассоциации аэропортов Украины, Офиса привлечения и поддержки инвестиций. В результате были приняты такие решения: «Первое — обратиться в Национальное антикоррупционное бюро и Антимонопольный комитет Украины относительно оценки всего хода переговорного процесса с участием Мининфраструктуры и аэропорта „Борисполь“ касательно соблюдения законодательства и условий конкуренции. Второе — решили возобновить переговорный процесс с Ryanair, к которому привлечь совместно с Министерством инфраструктуры и аэропортом „Борисполь“ директора Офиса привлечения инвестиций Даниэля Билака», — написал Владимир Гройсман в «Фейсбуке».

Пока Ryanair предложила всем клиентам, которые уже купили билеты на объявленные рейсы из/в Украину, связаться с ней по электронной почте для возврата уплаченных средств. Между тем еще один лоукост, Wizz Air, объявил о том, что может перебронировать по низким ценам уже выкупленные пассажирами билеты на рейсы Ryanair. Пассажиры, имеющие билеты на отмененные рейсы Ryanair между Киевом и Лондоном или Эйндховеном, а также Львовом и Берлином или Вроцлавом, могут забронировать рейсы Wizz Air через его сайт или колл-центр авиакомпании. Низкие тарифы (от 15 до 30 евро за билет) действуют на полет в одну сторону с учетом налогов и обязательных сборов для путешествий до 30 ноября 2017 года при наличии мест. Количество билетов ограничено вместимостью самолета. Перебронирование должно быть осуществлено до 17 июля.

429

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів