ПОИСК
Гроші

Для назначения пенсии достаточно сведений о заработке только после 1 июля 2000 года

7:00 18 серпня 2017
Інф. «ФАКТІВ»
Пенсионная реформа может изменить порядок расчета выплат

«ФАКТЫ» продолжают рассказывать о назначении пенсий. В прошлых номерах (от 21 и 28 июля, а также от 4 и 11 августа) речь шла о том, в каком возрасте люди имеют право выходить на пенсию, что такое страховой стаж, какие пенсии облагаются налогом и как выплачиваются пенсии работающим людям. Сегодня же «ФАКТЫ» вместе с директором департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Ириной Ковпашко приступают к самому интересному: мы поговорим о том, как рассчитывают сумму пенсии и какую роль в ее размере играет средняя зарплата человека.

— От чего зависит размер пенсии?

— От двух факторов: длительности страхового стажа и величины заработка. То есть как долго человек платил взносы в Пенсионный фонд и в каком размере.

О продолжительности уплаты взносов свидетельствует страховой стаж. А об их размере говорит его зарплата. Причем та зарплата, из которой человек уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд. Иными словами, при назначении пенсии учитываются только легальные доходы. И если работник получает официально полторы тысячи гривен, а еще 10 тысяч — в «конверте», то при расчете пенсии его заработок составит только те полторы тысячи, которые прошли «по ведомости». Остальная сумма зарплаты не учитывается.

РЕКЛАМА

— А если ему предприятие выдаст справку о том, что его зарплата в 2015 году составляла 10 тысяч?

— Пенсионный фонд имеет полную информацию обо всех официальных заработках наших граждан начиная с 2000 года. И с 2004 года при назначении пенсии для исчисления зарплаты за период трудовой деятельности с 1 июля 2000-го мы не используем никаких справок. Кстати, одной из причин этого решения стала та самая ситуация, о которой вы сказали, оказалось много, мягко говоря, недостоверных справок.

РЕКЛАМА

— Вдруг у человека при Союзе была хорошая зарплата и он хочет ее учесть?

— До октября 2011 года для назначения пенсии в обязательном порядке учитывались сведения за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года и за все месяцы страхового стажа после 1 июля 2000-го до месяца обращения за пенсией. И тогда все обязаны были предоставить справки о заработке за период до июля 2000 года. Но с 2011-го для назначения пенсии достаточно сведений о зарплате только за один период — после 1 июля 2000 года, поскольку данные об этих заработках внесены в систему персонифицированного учета взносов Пенсионного фонда Украины. И мы назначаем пенсию исходя из той заработной платы, которая зафиксирована в личном деле человека в этой системе. При условии, что с июля 2000 года он имеет страховой стаж не менее 60 календарных месяцев.

РЕКЛАМА

А если стаж после 2000 года составляет меньше 60 календарных месяцев, обязательно подается справка о зарплате до 2000-го.

— Значит, при наличии достаточного стажа после 2000 года нет возможности учесть свой заработок до этого времени? Даже если человек получал хорошую зарплату при Союзе?

— Вы правы, люди, которые имели в СССР высокооплачиваемую работу, занимали руководящие должности, трудились на Севере, вели научные разработки, публиковали статьи, действительно настаивали на том, чтобы их прежний высокий заработок принимался во внимание. И такую возможность им предоставили: при желании человек имеет право подать для назначения пенсии также сведения за любые 60 календарных месяцев работы подряд до 1 июля 2000 года.

В то же время должна отметить, что законодательство определяет максимальную сумму, выше которой взносы на социальное, в том числе пенсионное, страхование быть не могут.

— Зачем было сделано такое ограничение?

— Это мировая практика — определять минимальную и максимальную суммы дохода для начисления страховых взносов.

Отмечу, что максимальный размер зарплаты был введен еще 1 июля 1998 года и в то время составлял 1000 гривен. В дальнейшем он постепенно увеличивался — до 1 тысячи 600 гривен, потом до 2 тысяч 200 гривен и так далее.

С 2004 года, после введения в силу Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», мы отказались от фиксированных цифр и привязали максимальный доход, на который начисляются страховые взносы, к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. С 2004 года этот доход составлял 15 прожиточных минимумов. После старта предыдущей пенсионной реформы (с 1 октября 2011 года) был увеличен до 17 размеров. А с 1 января 2016 года — до 25 минимумов (см. таблицу. — Авт.). И уже есть предложение поднять максимальный размер до 15 минимальных зарплат (напомню, что размер минимальной зарплаты с 1 января 2017 года составляет 3 тысячи 200 гривен).

— И как работает такое ограничение максимальным размером?

— Из суммы, которая выше определенного уровня, страховые взносы не платятся. И впоследствии, при назначении пенсий, принимаются во внимание зарплаты в пределах этих ограничений. Например, человек в июле 2010 года получил 15 тысяч гривен. В то же время из-за ограничения социальные сборы уплатил только из 13 тысяч 320 гривен. Так вот, именно эти 13 тысяч 320 гривен и учитываются как заработок за июль 2010 года при расчете пенсии.

— Допустим, известен стаж человека, известны суммы его заработков. Как рассчитывается размер пенсии?

— А дальше его заработок осовременивается.

О том, как именно осовременивается зарплата при назначении пенсии, по какой формуле рассчитываются пенсионные выплаты и как собираются осовременить пенсии в ходе новой реформы, мы расскажем в следующей публикации.

Напоминаем, что при Пенсионном фонде Украины с понедельника по пятницу, с 8.00 до 20.00, а в субботу — с 8.00 до 14.00 работает контакт-центр: 0−800−503−753. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.

Пенсионная реформа: спецпенсий не будет, но появятся накопительные счета

Напомним, что формально спецпенсий у нас в стране нет с 1 июня 2015 года. Тогда правительству с трудом удалось провести данное решение через парламент. Было это так: в марте 2015-го приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». Он прямо предписывал Кабинету министров до 1 мая 2015 года подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады проект закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных (кроме пенсий военнослужащих и научных работников), на общих основаниях.

И самое главное: в этом же документе было указано: «В случае непринятия до 1 июня 2015 года закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях уже с 1 июня 2015 года отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначаются в соответствии с законами Украины „О государственной службе“, „О прокуратуре“, „О судоустройстве и статусе судей“, „О статусе народного депутата Украины“, „О Кабинете министров Украины“, „О судебной экспертизе“, „О Национальном банке Украины“, „О службе в органах местного самоуправления“, „О дипломатической службе“, а также согласно Налоговому и Таможенному кодексам Украины, Положению о помощнике-консультанте народного депутата Украины».

Кабинет министров необходимый для пенсионной реформы пакет законопроектов внес в парламент в указанные сроки — 30 апреля. А вот рассмотреть его Верховная Рада… не успела. Поэтому правительство поступило так, как указано в законе: прекратило назначение спецпенсий с 1 июня. В то же время выплату оформленных ранее специальных пенсий не отменили. Кроме того, продолжили предоставлять повышенные пенсии военнослужащим, чернобыльцам, научным работникам, а также людям, трудившимся в особо вредных и тяжелых условиях.

В ходе нынешней реформы восстанавливать спецпенсии, конечно же, не будут. Более того, реформа введет единые правила определения размеров пенсий. Для всех, кроме военнослужащих.

На практике это означает, что никаких специальных, льготных и так далее пенсий существовать не будет. С 1 января 2018 года также отменят назначение пенсии за выслугу лет преподавателям, медикам, социальным работникам… Такие пенсии будут оформляться только военнослужащим.

Но ведь как-то же нужно компенсировать людям тот вред, который был нанесен их здоровью во время работы на опасных производствах, и позволить им выходить на пенсию раньше! Поэтому было решено оставить досрочный выход на пенсию граждан, работавших на вредном производстве, однако финансировать его несколько иначе.

По ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, работавших на вредных производствах и имеющих право досрочно выйти на заслуженный отдых, должны возмещать предприятия. Однако такие предприятия часто не платят компенсации Пенсионному фонду. В результате их задолженность перед фондом уже достигла 10 миллиардов гривен.

Поэтому система финансирования досрочных пенсий будет изменена. Во-первых, предприятия с вредными или опасными условиями труда вместо компенсации будут платить повышенный единый социальный взнос (ЕСВ) за своих работников, занятых на вредных производствах: дополнительно 15 процентов — за сотрудников из «списка номер № 1» и 7 процентов — за всех остальных.

Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ «за вредность» с 1 января 2019-го за работников моложе 35 лет будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Деньги будут инвестироваться и приумножаться для того, чтобы после выхода на заслуженный отдых такие работники получали пенсии из двух источников: солидарной (обычная, как для всех граждан) системы и накопительной (деньги, собранные на индивидуальном счете благодаря взносам предприятия за «вредную» работу).

29505

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів