Когда учителя с трудом отыскали в одном из притонов пьяную мамашу, чтобы взять у нее разрешение на срочную операцию для дочери-школьницы, в ответ услышали: «кто она мне такая? Пусть умирает! »
Решением Яворовского районного суда (Львовская область) 19-летний Николай Кот назначен опекуном 80-летнего дедушки Василия Ивахи и двух младших сестричек — 11-классницы Марьяны и девятиклассницы Оксаны.
— Мы были свидетелями многих семейных трагедий, но с такой ужасной ситуацией столкнулись, пожалуй, впервые, — признался «ФАКТАМ» заместитель главы Яворовской районной госадминистрации Игорь Гевко. — Отец детей давно их бросил, а 44-летняя мать, Мария Кот, спилась и четыре года назад, оставив несовершеннолетних дочерей и сына, а также парализованного отца, ушла жить к бездомному пьянице. Женщину лишили родительских прав. Теперь о семье заботится Николай.
«Мама выпивала сначала украдкой, а потом уже никого не стеснялась»
Сейчас Николай Кот вынужден обивать пороги государственных учреждений, собирать справки, дающие разрешение на финансовую помощь для сестер-школьниц.
- Началась зима, а Марьяна с Оксаной не имеют теплой одежды и обуви, — говорит о наболевшем Коля. — Да и в школу они ходят полуголодными. Мне же, чтобы оформить документы на финансовую помощь, нужно ездить в райцентр или Львов, требуются деньги на маршрутки. А откуда они у нас?! Помню, как перед заседанием суда пришлось брать в областном центре справку о том, что я не был судим. В милиции сказали, что такой документ сразу не дадут, необходимо ждать месяц. Вот мои сестры и были без пенсии еще несколько недель. Хотя я не могу понять: для чего нужна такая справка? Ведь если бы я сидел в тюрьме, то суд не разрешил бы мне стать опекуном детей и деда. Я закончил Новояворовское профессионально-техническое училище, по специальности строитель. Но работы в районе нет. Все местные строительные фирмы гонят своих сотрудников на биржу труда
Пока парень рассказывает нам о своих проблемах, на пороге дома появляется контролер электросетей. Она принесла предупреждение: если на протяжении трех дней Николай не заплатит за электричество 12 гривен 71 копейку, то свет отрежут. Расстроенный паренек побежал разбираться и просить об отсрочке платежа. Мы же отправились в Чолгинскую школу, где в девятом классе учится Оксана Кот.
- Девочка старательная, одаренная, воспитанная, но ее семья живет в большой бедности, — вздыхает директор школы Мария Лискевич-Карпа. — Недавно Оксана перенесла сложную операцию, на которую сбрасывались всем миром — дети, родители и учителя. Накануне девочке стало плохо, и мы отвезли ее в больницу уже без сознания. Врачи без согласия родителей оперировать категорически отказались. Тогда мы бросились искать мать. Еле нашли ее в одном из притонов в Яворове. Да, как оказалось, напрасно. Женщина равнодушно заявила, что никакого разрешения на операцию давать не будет: «Кто она мне такая? Пусть умирает!» Объяснили ситуацию врачам
- До такого состояния маму довели ее подружки, с которыми она пила и гуляла! — по-детски пытается оправдать мать Оксана. — Сначала она выпивала украдкой, а потом уже никого не стеснялась. Теперь живет с каким-то бомжем, он ее постоянно бьет и не разрешает с нами видеться. Папа тоже от водки почернел, о нас и не вспоминает Моя старшая сестра Марьяна учится в школе села Прилбичи, где есть одиннадцатый класс. В этом году у нее выпускной. За что мы купим ей платье и туфли, ума не приложу
Девочка рассказала, что в соседнем селе живет их бабушка, мама отца. Но она к ним не приезжает — старенькая, больная, да и сама любительница выпить. В школу они с сестрой часто ходят голодные, спать ложатся — тоже. Спасибо, хоть в школьной столовой им разрешают бесплатно обедать. Да еще выручает огород, на котором подростки работают с ранней весны до конца осени.
«Мария увела из хлева корову и пропила ее, сейчас то сахар у детей украдет, то консервацию»
В старом сельском домике, в котором живет эта семья, очень аккуратно и чистенько. На окнах — симпатичные вазочки с цветами. Чувствуется, что девочки стараются как-то украсить свое жилище, чтобы крайняя бедность не так бросалась в глаза. Из всей живности — лишь приблудившаяся собачонка, которая добросовестно погавкивает на нас, прячась за забором. Даже кур семья завести не может, ведь на это тоже нужны деньги.
- Я всю жизнь трудился в колхозе, заработал пенсию 600 гривен, — рассказывает дедушка детей Василий Иваха. Из-за паралича он прикован к кровати, лежит в одной из комнат дома. — Но даже этих денег никогда не видел! Непутевая дочка когда-то оформила надо мной опекунство, все забирала и пропивала. Слава Богу, хоть теперь пенсия детям достанется Я так переживаю за внука и внучек. Все заставляю себя встать на ноги, чтобы помочь на огороде, и дети имели бы побольше еды. Не получается Девочки постоянно берут в нашем магазине хлеб в долг.
Старик не выдерживает и поворачивает голову к стене, чтобы скрыть слезы.
- За четыре года, как живете без мамы, приходил ли к вам кто-нибудь из местных депутатов? — спрашиваю у Оксаны.
- Никто, — качает головой девочка. — Как-то мы с братом и сестричкой отправились в Терновицкий сельсовет, к которому относится наше село. Хотели попросить хоть какой-то помощи. Но нас не пустили. Я, помню, так тогда плакала под окнами
- Маму этих детей когда-то очень уважали в нашем селе, — рассказывает соседка Наталия. — Она пела в церковном хоре и даже работала дьяком. А вот как жизнь повернулась. К детям Мария не ходит, но наведывается в дом, когда их нет. То сахар украдет, то консервацию, которую Коля, Марьянка и Оксана заготовили на зиму. До этого вывела из хлева корову, продала и пропила А дети у нее прекрасные! Таких парней, как Николай, в селе еще поискать нужно. Умен не погодам, трудолюбив, не пьет, не курит. Все по хозяйству хлопочет, заботится о сестричках и больном дедушке. Только боюсь, что не справится он в одиночку. Слишком трудные времена настали
364Читайте нас у Facebook