Нина Матвиенко: «На престижный конкурс в Москву меня отправляли в надежде, что не пройду даже отборочный этап»
Невозможно поверить в то, что этой милой, красивой женщине с неизменной прической в элегантном сером меховом пальто, на каблуках, пришедшей получить очередную награду, символ народного признания — именную звезду на «Площади Звезд» в Киеве — исполнилось 70 лет. Нина Матвиенко прекрасно выглядит, удивляет своей молодостью и активностью, демонстрирует фото из спортзала и прекрасную вокальную форму.
Свой юбилей знаменитая певица решила отпраздновать 13-го октября в Киеве сольным концертом «Венок моей жизни», а на следующий день — отметить его в скромном семейном кругу вместе с мужем Петром Гончаром, с которым вместе вот уже 46 лет, сыновьями Иваном и Андреем, дочерью Антониной, зятем Арсеном Мирзояном и внуками. Свою младшую дочь, которой скоро исполнится два годика, Тоня и Арсен назвали в честь знаменитой бабушки — Ниночкой.
Как призналась певица, жить в гармонии с собой, творить добро и нести свет — это залог ее молодости и жизненное кредо. Она мечтает дожить до 140 лет и радовать своим голосом, который считает своим главным богатством. Ведь благодаря голосу девочка из села Житомирской области стала знаменитой певицей.
«Мы с братьями и сестрами ехали учиться в районный центр в ПТУ лишь бы вырваться из села»
Нина Матвиенко родилась в многодетной семье, где росло одиннадцать детей. В детстве она даже не могла предположить, что будет выступать по всему миру и ее назовут душой украинской песни.
— Я росла обычным сельским ребенком, с раннего возраста приученным к труду, — рассказывала Нина Матвиенко в интервью «ФАКТАМ». — Как и другие дети, следила за огородом, пасла птицу, свиней. У каждого были свои обязанности. При этом все дети в нашей семье неплохо учились в школе. Я росла очень активной девочкой, занималась спортом — обожала баскетбол и легкую атлетику. Даже мечтала стать спортсменкой. Принимала участие в районных соревнованиях по метанию деревянных гранат. «Строила» пирамиды вместе с гимнастами. Хоть была и маленького роста, но не уступала сверстникам ни в чем. Наверное, могла стать профессиональной спортсменкой, но после школы мамочка настояла, чтобы мы с братьями и сестрами ехали учиться в районный центр, хоть в ПТУ, лишь бы вырваться из села.
После ПТУ я поехала на прослушивание в хор имени Веревки, но не прошла. Сказали, что слишком маленькая (мне тогда было 17 лет), и посоветовали приехать на следующий год. Пришлось возвращаться в Коростень, идти ученицей на завод «Химмаш». Сначала была в цеху табельщицей, потом ученицей крановщика, затем меня перевели копировщицей к конструкторам. Это в моей жизни была самая страшная работа! Деньги были копеечные, уставала страшно, но при этом занималась пением и готовилась к будущему прослушиванию.
И через год меня таки приняли. Я была счастлива работать в таком известном коллективе. И Киев полюбила сразу. В конце шестидесятых город еще не был так перенаселен, как сейчас. Сначала я жила в общежитии на Гостомельском шоссе. Вставали, наверное, часов в пять, чтобы успеть на репетиции. Потом меня переселили в общежитие хора, находившееся на Брест-Литовском проспекте (нынешний проспект Победы. — Ред.). А в 1971 году я вышла замуж и тут же получила однокомнатную квартиру на Ветряных горах. Это было такое счастье!
Как рассказывала Нина Матвиенко, путь к успеху оказался для нее нелегким и довольно долгим.
— Все решил очень престижный в то время Всесоюзный конкурс «С песней по жизни», — вспоминает Нина Митрофановна. — Его лауреаты, занявшие первое, второе и третье места, считались победителями, существенно поднимались в карьере, могли претендовать на государственные звания. Так случилось и со мной.
Тогда на конкурс должны были ехать Назарий Яремчук или трио «Мареничи». Но им «скоропостижно», только бы не ехали, дали звания заслуженных артистов и отправили меня — молодую певицу из хора Веревки. Наверное, в надежде, что я не пройду даже отборочный этап. Но все случилось иначе. Я пела две песни: народную «Ой там на горі» и композицию Игоря Поклада «Як я люблю тебе».
Перед финальным выступлением больше всего переживала по поводу туфель. Своих (непременно красного цвета) у меня не было, пришлось одолжить. А они оказались на полразмера меньше. Надеть-то я их смогла, а вот ходить, да еще и петь при этом, было невозможно. Поэтому придумала такой ход: выхожу из-за кулисы, снимаю туфельки, аккуратно ставлю их возле себя, потом снимаю головной убор, кладу его на руку и начинаю петь, а капелла. После этого, не обуваясь, под сопровождение симфонического оркестра спела и композицию Поклада. Игорь был за роялем. По его кивкам я поняла, что все прошло очень хорошо. Первое место на конкурсе досталось представительнице Казахстана, которая исполнила советскую песню «Дадим мир детям!». Уже по тому, как щедро угощали всех икрой, я поняла, кто победит.
Нина Митрофановна стала одной из немногих солисток хора имени Веревки, кто решился отправиться в сольное плавание и добился огромных успехов.
*Нину Матвиенко называют душой украинской песни (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
«Кагэбисты очень боялись, чтобы я не осталась за границей, следили за каждым моим шагом»
— С хором я выступала во многих странах мира: Чехословакии, Франции, Канаде, Мексике, которая меня просто поразила, — вспоминает певица. — Нас поселили в Гвадалахаре в роскошном отеле с бассейном. Выходишь из номера и сразу ныряешь в прозрачную теплую воду. Тогда я увидела такое впервые. Глаз не могла отвести от бассейна, так и стояла, словно окаменевшая. Такой был шок у простой девочки из села.
Иногда, приезжая в другую страну, могла часами молчать и смотреть на все широко открытыми глазами. Не могла поверить, что существует вот такая, совершенно другая, жизнь. Иногда впадала в шок от контрастов в Латинской Америке, когда видела на улице бедных детей-попрошаек.
Была молодой, красивой, задорной, от поклонников отбоя не было. Кагэбисты очень боялись, чтобы меня не украли и я не осталась за границей, следили за каждым моим шагом. А я только и думала о том, как бы быстрее вернуться домой, так скучала.
В 1991 году, когда я ушла из хора Веревки, нам в КГБ сказали, что занимаемся агитацией. Я это очень тяжело пережила. Неделю лежала с высокой температурой. Супруг меня выхаживал. Тогда мне приснилось, что я вышла на улицу, глянула на небо, а на нем — Иисус Христос в малиновом плаще и с лампадками. И синие-синие глаза! И поняла, что все будет хорошо, Боженька поможет.
Была лауреатом и международных конкурсов. В том числе Всемирного конкурса фольклорной песни в Братиславе. Звания лауреатов в двух престижных конкурсах и стали основанием для того, чтобы мне вне очереди дали звание заслуженной артистки Украины. Честно говоря, я даже не ожидала, поскольку не стремилась к признанию. Пела себе — и все. Считала, что есть более пробивные артистки. Кроме того, меня считали националисткой. Хотя тогда я толком даже не знала, что это означает.
Нина Митрофановна вместе с семьей живет в скромном доме в центре столицы. С удовольствием нянчит маленькую внучку Ниночку, являясь настоящей берегиней семейного очага.
— Я все привыкла делать сама, — рассказывала Нина Матвиенко в интервью «ФАКТАМ». — Не было у меня никогда ни нянек, ни кухарок, даже когда мальчики были совсем маленькими. Родив в марте старшего сына, в январе следующего года снова была беременна. Захожу во время зимней сессии в библиотеку, а библиотекарь, увидев меня в коридоре, удивленно спрашивает: «Ниночка, вы что, еще не родили?»
Не знаю, как управлялась с малышами и одновременно училась. Лишь один раз на десять дней оставила старшего у мамы в селе. Приезжаю, а он стоит в кроватке, улыбается и бормочет, увидев меня: тетя, тетя… У меня чуть сердце не разорвалось. Больше я детей ни на кого не оставляла. Мальчики росли, как близнецы. Когда младшему исполнился годик, пришлось отдать детей в садик. Жалко было, сыночек только ходить научился. Но другого выхода не было.
Зная, что Тоня возвращается поздно, стараюсь с утра не шуметь на кухне, чтобы дать ей поспать. Нужно выждать хотя бы часов до девяти-десяти. Это мука для меня, поскольку привыкла с детства вставать очень рано. Утром готовлю завтрак. Вкусы у всех разные. Тоня ест все, что приготовлю, а сыновья придерживаются поста. Их основная еда — салаты и каши, старший ест иногда рыбу. Януарий (Иван) проводит все время в мастерской, которую оборудовали у нас на чердаке, там он пишет иконы, порой забывая о еде. Тогда я беру тарелку и поднимаюсь к нему.
«Аплодисменты и цветы на концертах — вот и все мои подарки»
На комплименты о своей внешности Нина Матвиенко отвечает, что красота идет изнутри.
— Гармония, любовь, доброта и свет, который ты несешь миру, — вот настоящий залог состояния духа и внешней красоты, — считает певица, хотя и не скрывает, что не перестает работать над собой. — Я всегда придерживаюсь поста. Очень глубоко в него погружаюсь, стараюсь поменьше есть. Но если уж чего захочется, даже сладенького, не могу себе в этом отказать.
Раньше не ходила в спортзал, а недавно знакомая уговорила меня позаниматься. И вот что я скажу — это так здорово, по-новому чувствовать свое тело. Женщины, дорогие, не существует преград ни в каком возрасте. Нужно просто брать и делать, не бояться растормошить себя. Только не ленитесь. Упражнения можно делать и дома, используя обычный стул или табуретку. Я, например, люблю повисеть на лестнице, немного подкачиваю руки. Но без гантелей. Мне кажется, что силовые нагрузки не придают женским рукам красоты — сразу вены выпирают. Ну и, думаю, генетически все передается.
Не так давно я выяснила, что происхожу из старинного рода, который уходит корнями к княгине Ольге. Мой предок — ее троюродный брат Никита Нестич. Так что вся сила моя оттуда…
Деньги для Нины Митрофановны никогда не являлись главной целью. Даже работая на заводе, она умудрялась экономить на всем, но при этом прекрасно выглядеть и заботиться о комфорте семьи. Давней традицией для нее стали семейные фото, которые делались тогда в студии. Они уже стали историей семьи.
— У меня никогда не было ни личного менеджера, ни продюсера, — говорит артистка. — Может, поэтому не смогла заработать больших денег на роскошную жизнь. Аплодисменты и цветы на концертах — вот и все мои подарки. Среди моих украшений нет драгоценностей, бриллиантов. Все, что у меня сейчас есть, заработала собственным трудом. Государство в свое время выделило жилье, присвоило звание народной артистки и удостоило Шевченковской премии. Хотя один огромный подарок мне все-таки сделали. На 60-летие получила звание Героя Украины и весьма неожиданный презент: автомобиль. Он хоть и небольшой, но комфортный, известной немецкой марки. А первым нашим автомобилем была «Славута». Купили ее за две тысячи долларов.
3276Читайте нас у Facebook