«Организатор Курултая Номан Челебиджихан стал одной из жертв массовой казни, учиненной в Севастополе революционными матросами»
— В начале декабря 1917 года найти свободный номер в гостинице или снять комнату в Бахчисарае было крайне проблематично: на открытие Курултая в бывшую столицу Крымского ханства съехалось порядка 10 тысяч человек, что сравнимо с количеством самих бахчисарайцев, — говорит историк из Крыма, координатор общественной организации «Таврiйська гуманiтарна платформа» Андрей Иванец (на фото). — Город был увешан знаменами: синими крымскотатарскими и красными революционными (красные флаги тогда еще не воспринимались как большевистские). Над Ханским дворцом развевался внушительных размеров синий стяг.
Незадолго до этого резиденция хана стала Музеем истории и культуры крымских татар. Его директор, один из лидеров крымскотатарского национального движения Усеин Боданинский был против того, чтобы Курултай проводился во дворце — из-за большого скопления народа мог пострадать исторический памятник. В результате приняли компромиссное решение: провести там первое и последнее заседания, остальные — в помещении городской управы Бахчисарая.
«Среди членов президиума Курултая была одна женщина — Шефика Гаспринская»
— Открытие Курултая состоялось во дворце в просторном зале Дивана (совета и суда), — продолжает Андрей Иванец. — Делегатов — 76 человек, в том числе четыре женщины — приветствовали участники военного парада (на полуострове уже были созданы национальные воинские формирования коренного народа) и многочисленные гражданские лица.
Играл оркестр. По одним сведениям, музыканты исполняли марш Тамерлана «Борлу», по другим — музыку песни «Я поклялся», ставшую гимном крымских татар. Кстати, текст этой песни написал лидер крымскотатарского движения Номан Челебиджихан, которому в 1917 году было 32 года. Он выступил накануне открытия Курултая с программной речью: сравнил народы, жившие в Крыму, с цветами. Заявил, что цель Курултая — «собрать все эти дивные цветы в единый букет», чтобы отношения между народами на полуострове стали столь же гармоничными, как в цивилизованной Швейцарии.
— Как получилось, что столь молодой политик стал во главе крымскотатарского движения?
— После падения в России самодержавия крымскотатарский народ отвернулся от правившей столетиями сословной знати и отдал предпочтение молодым реформаторам. Самым ярким и разносторонне одаренным из них был богослов, юрист, писатель и публицист Номан Челебиджихан. В апреле 1917-го на Всекрымском съезде мусульман было решено создать орган самоуправления крымских татар — Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком). Его главой избрали Челебиджихана. Он также стал высшим духовным лицом — первым демократически избранным муфтием. Кстати, одно из решений, которое принял муфтий-реформатор, — запрет на ношение женщинами чадры.
*Заняв высший духовный пост муфтия, Номан Челебиджихан запретил соотечественницам носить чадру
— Практика проводить всенародные съезды — курултаи — зародилась у крымских татар в старину?
— Всеобщие съезды знати практиковались в Монгольской империи. Крымское ханство являлось одним из государств—наследниц этой империи, но в нем были другие формы родовой демократии и представительных собраний. Один из ближайших соратников Номана Челебиджихана Джафер Сейдамет написал в своих воспоминаниях, что о курултаях они узнали из трудов тюркских историков. Когда встал вопрос о проведении национального съезда крымских татар, решили, что он будет называться Курултай.
— Что подтолкнуло к его созыву?
— В сентябре 1917 года в Киеве прошел Съезд народов-федералистов России, в котором участвовала большая делегация крымских татар. На нем речь шла о том, как превратить Россию из «тюрьмы народов» в демократическую федерацию (тогда еще не ставился вопрос об образовании самостоятельных национальных государств). Одно из главных решений съезда: прежде чем соберется Всероссийское учредительное собрание (на нем предполагалось определить, как реформировать бывшую империю), следует провести национальные учредительные съезды. А затем с принятыми на них директивами ехать на Всероссийское собрание.
Мусисполком поддержал этот замысел. По его инициативе в октябре был созван Всекрымский делегатский съезд, принявший несколько важных постановлений, в том числе провести Курултай — учредительное собрание крымских татар.
Власть Мусисполкома опиралась на 124 мусульманских комитета на местах. Они оперативно организовали выборы делегатов Курултая. В них приняли участие более 70 процентов крымских татар. Право голоса имели как мужчины, так и женщины, достигшие 20-летнего возраста. Кстати, когда открылся Курултай, среди членов президиума была женщина — Шефика Гаспринская.
— Чем она заслужила такую честь?
— Шефика была известным общественным деятелем, одно время работала в первой крымскотатарской газете «Терджиман» («Переводчик»), редактировала журнал для женщин-мусульманок «Алем-и нисван» («Женский мир»), который учредил ее отец, выдающийся крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский. В мае 1917 года она участвовала в работе Первого Всероссийского мусульманского съезда в Москве и была избрана членом его руководящего органа. Принимала активное участие в движении за права женщин-мусульманок. Гаспринская была замужем за азербайджанским общественным деятелем Юсуфом Насипбейли, который в 1919—1920 годах возглавлял национальное правительство Азербайджана. После гибели мужа эмигрировала в Турцию.
Отмечу, что на Курултай приехала почетная делегация от Украинской Народной Республики. Приветственные телеграммы прислали Симон Петлюра, возглавлявший тогда Украинский генеральный военный комитет, организация украинцев Севастополя, структуры, объединявшие представителей других народов.
— Какие решения принял Курултай?
— Утвердил национальную конституцию — Крымскотатарские основные законы. Важно отметить, что этот документ регулировал жизнь крымских татар, а представителей других народов практически не касался. Закон отменил сословные звания (например, мурза, бей) и привилегии, уравнял в правах мужчин и женщин, гарантировал соблюдение свободы слова, убеждений, собраний, передвижения и других прав человека. В национальной конституции сказано, что для их соблюдения провозглашается Крымская Демократическая Республика. Но при этом Курултай решил, что будущее полуострова определит Крымское учредительное собрание, в котором примут участие представители всех национальностей этого края. Так что крымские татары не стремились узурпировать власть.
Курултай сформировал Крымскотатарское национальное правительство (Директорию) во главе с Номаном Челебиджиханом, также постановил создать парламент крымских татар. Следует сказать, что в то время в Севастополе леворадикалы во главе с большевиками начали силой захватывать власть. Учитывая это, делегаты решили на год отложить выборы в национальный парламент. До их проведения роль парламента должен был выполнять Курултай.
— Большевики пользовались поддержкой населения?
— В Таврии — очень ограниченной. Достаточно сказать, что в ноябре 1917 года они получили лишь пять процентов голосов на выборах делегатов Всероссийского учредительного собрания от Таврической губернии, в состав которой входил Крым.
— Как же в таком случае им удавалось захватывать власть?
— Леворадикальные партии — большевики, анархисты — еще с весны 1917 года засылали своих агитаторов на корабли Черноморского флота, заразили своими идеями значительную часть матросов. Опираясь на силу военных моряков, большевики и их союзники стали узурпировать власть. Доходило до того, что они направляли боевые корабли обстреливать города Крыма.
Созданные крымскими татарами воинские формирования были в конце 1917 — начале 1918 годов основной вооруженной силой на полуострове, противостоявшей натиску большевиков. В той напряженнейшей ситуации Номан Челебиджихан пошел на весьма спорный шаг — в начале января, не посоветовавшись с соратниками, приказал крымскотатарским военным занять Народный дом (бывший Дом губернатора) в Симферополе. Такие действия были восприняты многими как претензия крымскотатарского правительства на власть в Крыму. Захват Народного дома вызвал неприятие даже у многих крымскотатарских активистов, не говоря уже о представителях различных пророссийских партий и организаций. Под угрозой развала оказался союз демократических сил полуострова против большевиков.
Поэтому как только директор внешних и военных дел крымскотатарской Директории Джафер Сейдамет приехал в Симферополь, тут же отдал приказ солдатам покинуть Народный дом. Номан Челебиджихан подал в отставку. Власть фактически перешла к Сейдамету.
*Джафер Сейдамет (справа) эмигрировал в Турцию, умер в Стамбуле в 1960 году
«Архив Джафера Сейдамета находится в Турции. Важно выкупить его, пока документы не разошлись по рукам»
— В середине января сагитированные большевиками войска подступили к столице Крыма, — продолжает Андрей Иванец. — Многие защитники города тогда погибли. Был расстрелян начальник Штаба крымских войск полковник Макухин. В руки большевиков попал и Номан Челебиджихан. Он пытался покинуть Симферополь — направился в сторону Южного берега Крыма. Но ночью извозчик повернул не на ту дорогу, и они напоролись на патруль врага. Челебиджахана доставили в тюрьму Севастополя. Как знать, возможно, крымскотатарский лидер остался бы жив, если бы матросы под влиянием большевистской пропаганды не устроили кровавую бойню, которую затем стали назвать «Варфоломеевские ночи в Севастополе».
Несколько человек, переживших те страшные события, оставили воспоминания. Вот отрывок из мемуаров: «В два часа ночи 23 февраля 1918 года в тюрьму ворвалась банда матросов. По списку потребовали от комиссара выдачи пяти заключенных. Дорогой до места убийства, в Карантинной балке, как передавал потом рабочий Рогулин, их истязали: били прикладами и кулаками, кололи штыками, глумились… Перед расстрелом сняли с них верхнюю одежду и уже расстрелянных, уже мертвых били по головам камнями и прикладами…
В 4 часа утра в тюрьму ворвалась вторая банда матросов. Эти брали тех, кто подвернется под руку.
Сколько в эту кошмарную ночь было перебито народа в Севастополе, никто не знает. Утром грузовые автомобили собирали трупы по улицам, на бульварах, за городом и свозили на пристань. Доверху наполненные телами баржи отводились в море и там трупы сбрасывали в воду…"
— Как сложилась судьба Джафера Сейдамета?
— Ему удалось спастись: он выбрался из Крыма, побывал в Киеве, затем через Кавказ выехал в Турцию. В этой стране сохранился его архив. Не исключено, что среди бумаг есть оригинальный текст конституции на крымскотатарском языке, принятый Курултаем. Однако доступа к архиву нет. Он находится в руках вдовы одного человека, который был в дружеских отношениях с Сейдаметом. Важно выкупить или скопировать архив, ведь с ним может случиться все что угодно.
Сейчас в распоряжении историков есть как минимум два варианта текста основного закона крымских татар, значительно отличающихся друг от друга. Один из них опубликован на русском языке в январе 1918 года в газете «Голос татар», которая была официальным печатным органом крымскотатарского правительства. Другой вариант был напечатан значительно позже в турецких газетах.
— Что произошло зимой 1918 года с депутатами Курултая, когда власть на полуострове захватили большевики?
— Многие из них ушли в горы, укрылись в глухих аулах. Так поступили и уцелевшие бойцы крымскотатарских подразделений. Весной, когда Украина при поддержке немецких и австрийских войск была практически очищена от большевиков, крымские татары подняли в Крыму восстание. К сожалению, оно сопровождалось жестоким межэтническим конфликтом с греками. Дело в том, что многие бедные греки поддержали большевиков в их антитатарских действиях. К тому же часть из этих греков бежала из Османской империи из-за этнических чисток, развернувшихся там во время Первой мировой войны. Все это создало почву для вражды.
Большевики еще в начале 1918 года, начали настраивать обывателей против коренного народа Крыма. Играя на великодержавных стереотипах, выдвинули лозунг: «Против диктатуры крымских татар, вводимой при поддержке Центральной Рады». Генерал Врангель, находившийся в ту зиму в своем имении на ЮБК, вспоминал, как к нему ворвались революционные матросы. Один из них успокоил: «Мы только с татарами воюем. Матушка Екатерина присоединила Крым, а они теперь хотят отложиться».
Во время восстания крымских татар большевики организовывали против них карательные операции. Например, высадив десант в Алуште, матросы убивали всех подряд мусульман.
Тем временем правительство Украинской Народной Республики решило установить контроль над Крымом. Десятого апреля 1918 года военный министр УНР Александр Жуковский отдал приказ о формировании в Запорожском корпусе Крымской группы войск под командованием подполковника Петра Болбочана. Была поставлена задача освободить полуостров и взять под контроль Черноморский флот. Удалось занять Симферополь, передовой отряд дошел до Бахчисарая. В ряды украинских войск вливались подразделения крымских татар.
Получилось так, что на полуостров вступила и немецкая армия. Закончилось тем, что Болбочан получил приказ из Киева вернуться. До конца ноября 1918 года Крымом правила кайзеровская Германия.
— Как сложилась судьба депутатов Курултая в СССР?
— Многие из них были репрессированы. В конце 1920-х чекисты сфабриковали дело о националистической партии крымских татар «Милли Фирка». Большой группе обвиняемых дали по 10 лет лагерей, а в конце 1930-х этих людей и других крымскотатарских деятелей расстреляли.
В 1991 году Курултай возобновил свою работу. Однако после аннексии Крыма оккупационные власти объявили его вне закона, поэтому пока делегаты могут свободно действовать лишь на територии материковой Украины или за границей.
1670Читайте нас у Facebook