Высоцкий спорил с Говорухиным по каждому эпизоду: как создавали «Место встречи изменить нельзя»
— Говорухин имел неограниченную возможность для творческой деятельности на Одесской киностудии: мог снимать один фильм за другим, — говорит Евгений Женин. — Для этого были все условия. Причем не из-за особого отношения к нему, просто интересы режиссера и студии совпадали — он создавал картины, которые поддерживали марку киностудии.
— О «Месте встречи» даже говорить не приходится.
— Это, по сути, прижизненный памятник Говорухину, созданный отнюдь не им самим, — вступает в разговор Леонид Сидорский, художник-фотограф картины. — Со Станиславом я познакомился задолго до нашей совместной работы — гуляли в одних киношных компаниях. Он почти всегда был сдержанным, но достаточно азартным — любил играть в карты. Я работал фотографом одновременно двух фильмов — «Место встречи изменить нельзя» и «Д'Артаньян и три мушкетера». Разница между Говорухиным и Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, снимавшим «Мушкетеров», разительная. Так, Хилькевич бодрствовал до глубокой ночи, а затем до полудня спал. Когда во Львове съемочная группа заезжала за ним в гостиницу, он отдавал команду: «Отправляйтесь сами, я вас догоню».
У Говорухина все было поставлено на режимную основу: начало съемок четко в 9 утра. Обед — святое дело, в то время как у Хилькевича даже такого понятия не было — он появлялся на площадке уже после полудня. Запомнились обеды «от Говорухина» в столовой издательства «Правда» («Место встречи» снимали не только в Одессе, но и в Москве. — Авт.). Там их (из четырех блюд за 1 рубль) организовывала директор нашей съемочной группы Джемила Панибрат.
Когда у кого-то был день рождения, Говорухин давал 100 рублей (по тем временам немалые деньги) и все отмечали. Это, однако, не означало панибратских отношений. На съемочной площадке режиссер был строг. Неровность — вот отличительная черта его взаимоотношений с коллегами. Он почти сразу принял Высоцкого и не воспринимал Конкина, которого ему навязали заказчики фильма с Центрального телевидения. Несмотря на то что Конкин был уже заслуженным артистом, в образ никак не попадал, хотя актер он, конечно, неплохой. По сценарию Шарапов — командир роты разведки, настоящий мужик, а фактура Конкина абсолютно иная.
Говорухин лично ездил в аэропорт, встречал самолет, которым прилетали на съемки Высоцкий и Конкин. Высоцкого он усаживал в свои «Жигули» и увозил, а Конкина оставлял, его подбирал кто-то из группы. Водил машину поначалу плохо, Правил дорожного движения не знал и не придерживался, поэтому у него постоянно возникали проблемы с ГАИ. Позже Говорухин обратился к руководству МВД, где получил «ксиву», в которой предлагалось оказывать ему всяческое содействие.
Как-то у Говорухина возникли проблемы с машиной. Обследование авто назначили на день, когда нужно было снимать серьезный эпизод — Шарапов в банде. Однако Говорухин взял Высоцкого и укатил на «АвтоВаз». Там в ожидании окончания ремонтных работ они пели под гитару. Вернулись, когда все уже было отснято под руководством второго режиссера Надежды Поповой. Хотя по фильму не скажешь, что этот эпизод — не говорухинская работа. А однажды Станислав уехал на три недели, и все снимали под руководством Высоцкого. Он выдавал за день три нормы: положено было отснять 60 полезных метров, а у него выходило втрое больше. Тогда каждый съемочный день обходился государству в 45 тысяч рублей. За сэкономленное съемочное время в период отсутствия Говорухина группу отметили солидной премией.
* Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий и Станислав Садальский во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя»
— Как на это реагировал Говорухин?
— На премиальные — очень хорошо. Да и на ускоренный съемочный процесс тоже нормально. Мне кажется, мастерство Станислава было не столько в съемке, сколько в монтаже. Потом в интервью он говорил: «Да, я уезжал на два-три дня…» Врал безбожно.
Очень часто Высоцкий с ним спорил по каждому отснятому эпизоду и, как правило, принималась позиция Высоцкого. Потому Володина заслуга в успехе фильма весьма значительна не только как актера. В дальнейшем они нашли общий язык, даже подружились. Владимир привозил Говорухину модные сорочки.
Еще забавный эпизод, касающийся съемок «Места встречи». Нашей базой в Москве была районная пожарная часть — там в закрывающихся боксах хранились оборудование, аппаратура, вся экипировка съемочной группы. Напротив места расположения пожарных находилось посольство Японии. По сценарию нам нужна была будка регулировщика — там «Студебеккер» сбивает милиционера… Такую обнаружили как раз напротив ворот пожарной части. Согласовав с Говорухиным, директор фильма пошла к начальнику части и предложила выкупить у них эту будку. Тот разразился гомерическим смехом — приспособление оказалось напичкано электроникой. Все просматривалось и прослушивалось кругом. Говорухин страшно возмущался по поводу таких гэбистских штучек.
— Тем не менее это не помешало ему в будущем подружиться с эфэсбэшником Путиным.
— Говорухина всегда отличала неоднозначность поступков и действий. Нередко он менял не только точку зрения, но и взгляды. Чего стоит, например, высказывание: «Путин обязан своей победой рабской психологии народа. Покажи ему нового царя, он за него и голосует». Это он сказал в 2000 году, после того, как баллотировался в президенты России. А в марте 2014-го заявил: «Крайне положительно расцениваю одобрение Госдумой ввода войск на Украину».
Читайте также: Лариса Удовичеко: «После выхода „Места встречи…“ я стала очень популярной у мужчин из мест лишения свободы»
— Точка зрения меняется вместе с точкой пребывания и сидения.
— Именно «отпетые националисты» избрали Говорухина первым секретарем Одесского отделения НСКУ, — рассказывает Евгений Женин. — Как говорили тогда на студии, у Славы была слава. Его искренне любили в Одессе, и он любил этот город. Заявления последних лет о том, что он ненавидит одесситов — дань политиканству. Так же, как сказочка об одесских бандеровцах. Более того, когда он в первый раз (после того как перебрался в Москву) приехал в Одессу с фильмом «Так жить нельзя», то был еще вполне вменяем. Большинство окружающих воспринимало его надменным снобом, с трубкой в зубах и взглядом поверх всех. Но в отношениях с теми, с кем он постоянно общался, это был абсолютно доброжелательный, искренний, в высшей степени порядочный человек. Не позволял себе всевозможные выходки, включая выпады националистического толка.
Как только улавливался намек на антисемитские проявления, из тихого, спокойного и уравновешенного Говорухин сразу же становился бешеным. Замечу: в нем не было ни единой капли еврейской крови. Тем не менее во время международного кинофестиваля «Золотой Дюк», президентом которого он был, главный редактор «Союзинформкино» позволила себе антисемитское высказывание в адрес нашей сотрудницы Кати Шебалиной. Узнав об этом, Говорухин неистовствовал. Он распорядился срочно разыскать эту даму и выдворить ее из Одессы, дав на сборы два часа.
Несмотря на внешнюю напыщенность, Станислав был достаточно контактен и прост в общении. Многие помнят, как на фестивале «Золотой Дюк» в 1988 году Говорухин, а также гендиректор Юрий Коваленко самостоятельно разруливали все вопросы. Вплоть до возникавших проблем с транспортом, доставкой багажа. Станислав буквально хватал чемоданы и на своей машине привозил из аэропорта, с вокзала гостей фестиваля.
К большинству своих фильмов Говорухин писал сценарии. И не только к своим. Например, к суперпопулярным «Пиратам ХХ века» Бориса Дурова — лидеру кинопроката 1980 года.
* Многосерийный фильм о сыщиках и бандитах был в Советском Союзе суперпопулярным
— Он написал отличный сценарий фильма «Вторжение», но снимать его не стал.
— Почувствовал, что сложную трагедийную линию, заложенную в сценарии, ему попросту не вытянуть. И следует отдать ему должное, передал этот сценарий коллеге — Вилену Новаку, который создал отличный фильм. Как мне видится, сам Говорухин — не столько уникального таланта режиссер, сколько ярчайший образец человека, блистательного профессионала, выдерживавшего классические каноны жанра фильма. Это, безусловно, дано далеко не каждому. Взять хотя бы ту же «Эру милосердия», известную под ее итоговым названием «Место встречи изменить нельзя». Почему фильм имел просто феерический успех? Именно благодаря тому, что он идеально соответствовал канонам жанра, это классическое следование требованиям. Естественно, потрясающие актеры, великолепный монтаж.
Говорухин одесского периода — это не заносчивый, демократичный, открытый, контактный человек. С хорошим чувством юмора. Совсем не тот московский чинуша, которым он стал впоследствии. На закрытии фестиваля «Золотой Дюк» в зале Оперного театра торжественно вручали награды. В том числе — приз «Застойного периода имени Егора Лигачева» — первому секретарю обкома партии Анатолию Ночевкину. Скандал был невероятный — церемонию транслировали по Центральному телевидению, прямиком на Москву. Наутро завотделом культуры обкома Дина Машарова позвонила в наше отделение Союза кинематографистов и, не застав Говорухина, попросила секретаря по оргвопросам Галину Исаеву передать ему настойчивую просьбу срочно явиться в обком.
Когда Говорухин пришел, ему передали эту просьбу-распоряжение, на что он ответил: «А на… мне это надо». Последовал еще один звонок завотделом обкома, ей объяснили, что Говорухину все передали, но он отказывается от визита. Машарова была вне себя: «Как так отказывается? Он коммунист или…» Ей пояснили, что он не член партии. Фактически из-за последнего обстоятельства Машарова лишилась должности — творческий союз в идеологической организации возглавляет беспартийный! Но когда встал вопрос о том, чтобы поддержать Говорухина, которого упорно стремились уличить чуть ли не в антисоветчине, режиссеры студии не торопились занять его сторону. На это он здорово обиделся.
Читайте также: Вдова Льва Перфилова: «Муж рассказывал, что никто не верил в успех фильма «Место встречи изменить нельзя»
— Вместе с тем долгие годы, уже после отъезда в Москву, он оставался членом Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.
— Да, и в отличие от многих исправно платил взносы. Более того, проживая в Москве, всякий раз, когда бывал в Одессе (а приезжал он, исключая последнее пятилетие, достаточно часто), оставлял в офисе Союза крупную сумму в инвалюте. Когда его спрашивали, зачем, отвечал: «Пусть будут, кому-то потребуются».
— Правда, что его исключили из НСКУ?
— Несколько раз из Киева в Одессу поступал циркуляр: решить целесообразность пребывания Говорухина в составе Национального союза кинематографистов. По этому поводу трижды или четырежды собиралось правление и ни разу не было положительного голосования за его исключение. Ничего удивительного — то, что он в свое время сделал для студии, для творческого Союза, забывать нельзя. Так же, как нельзя забывать и о том, что он сотворил потом, наплевав всем в душу. Поскольку в Одессе его не исключили, это осуществил центральный (киевский) офис Национального союза кинематографистов в начале 2017 года.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» сообщали информацию о наследстве, которое осталось после смерти кинорежиссера Станислава Говорухина, скончавшегося 14 июня 2018 года.
2553Читайте нас у Facebook