ПОИСК
Історія сучасності

Ровно 500 лет назад Леонардо да Винчи завершил знаменитую «Джоконду»

11:42 13 вересня 2018
Інф. «ФАКТІВ»

13 сентября 1648 г. Казаки Богдана Хмельницкого наголову разгромили коронное войско Речи Посполитой под Пилявцами.

13 сентября 1953 г. Никита Хрущев стал первым секретарем ЦК КПСС.

14 сентября 1853 г. Началась Крымская война — между Россией и коалицией в составе Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства.

РЕКЛАМА

15 сентября 1928 г. Английский микробиолог Александр Флеминг открыл первый в мире антибиотик — пенициллин.

16 сентября 1987 г. Подписан Монреальский протокол о защите озонового слоя Земли.

РЕКЛАМА

17 сентября 1871 г. В Альпах был открыт туннель Мон-Сени протяженностью 13 километров.

18 сентября 1938 г. На полуострове Ямал средь бела дня вдруг наступила полная темнота (Черный день). Объяснение этому явлению не найдено до сих пор.

РЕКЛАМА

19 сентября 1478 г. Леонардо да Винчи окончил работу над картиной «Мона Лиза».

19 сентября 1888 г. В Бельгии состоялся первый в мире конкурс красоты.

Картина «Мона Лиза» («Джоконда»), написанная Леонардо да Винчи пятьсот лет назад, — самое известное в мире произведение изобразительного искусства. Долгое время считалось, что полотно является портретом Лизы дель Джокондо, супруги флорентийского торговца. Однако результаты исследований с использованием новейших технологий заставляют в этом усомниться. Во время экспертизы, проведенной специалистами Лувра методом инфракрасной рефлектограммы, благодаря которой можно увидеть нижние слои полотна, обнаружилось, что изначально женщина на картине была в полупрозрачном одеянии, один конец которого переброшен через плечо. А во Флоренции эпохи Возрождения одежду из газовой ткани носили исключительно дети и беременные женщины. Значит, женщина ожидала ребенка. Но первоначальный вариант картины художник почему-то закрасил. Скорее всего, дошедший до нас портрет — не Лиза дель Джокондо.

Если даже предположить, что это все-таки она, то почему Леонардо не передал картину ее супругу — состоятельному человеку, который мог бы хорошо заплатить? Более того, да Винчи дорожил ею настолько, что не расставался с нею никогда. Для создания этой картины он применил созданную им особую технику сфумато (с итальянского — «исчезающий, как дым»). Суть ее состоит в том, что предметы на картинах не имеют четких границ. Все объекты должны как бы перетекать друг в друга, быть размытыми. Да Винчи практиковался в этом методе, разглядывая пятна сырости на стенах, пепел, облака. Он специально окуривал помещение, где работал, чтобы в клубах дыма выискивать образы. Сложность сфумато заключается в мельчайших мазках, не доступных идентификации ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Получается, что да Винчи писал одну картину в несколько сотен приемов. Изображение «Джоконды» состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы художнику, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.

Изучив портрет с помощью специальной аппаратуры, ученые из флорентийского университета решили, что живописец, в отличие от своих современников, не смешивал краски на палитре, а накладывал их тонкие слои прямо на полотно, чем и объясняется многоуровневое строение его картин. Леонардо мог часами рассматривать свое детище, то и дело что-то подрисовывая.

Мона Лиза — это первая 3D-картина в истории, приходят к выводу исследователи. Это еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм). Любимая тема исследователей «Моны Лизы» — тайные знаки. Леонардо не просто художник, он — инженер, ученый и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты.

Невероятная версия прозвучала в книге «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Но с помощью цифровой техники группа итальянских ученых под руководством Сильвано Винчети обнаружила, что в левом глазу «Моны Лизы» начертана буква S, а в правом — L. По версии исследователей, это инициалы имен Салаи и Леонардо. Салаи — любимый ученик да Винчи, с которым, по мнению многих экспертов, Леонардо связывали длительные (более четверти века) интимные отношения. В эпоху Возрождения Флоренция была Меккой для просвещенных гомосексуалистов. Версия о том, что на портрете изображен возлюбленный гения, имеет право на жизнь. Женственного Салаи напоминают персонажи и других картин кисти Леонардо да Винчи. В частности, он служил моделью при написании «Иоанна Крестителя». Своему другу Леонардо и завещал «Джоконду» незадолго до своей смерти в 1519 году. Многие специалисты считают, что годом ранее гений нанес последний мазок на свое бессмертное полотно.


* «Мона Лиза» — самое известное произведение изобразительного искусства в мире

Существует и теория об автопортрете, на которую намекал еще Фрейд. Лилиан Шварц, художник и консультант по графике из Школы визуальных искусств в Нью-Йорке, сопоставив «Туринский автопортрет» уже немолодого художника и «Мону Лизу», обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы. Говорят также, что «Мона Лиза» — это икона, где место Божьей Матери заняла земная женщина, в которой сочетается божественная и земная красота.

«Джоконда» является самым популярным экспонатом парижского Лувра. Чтобы увидеть ее, ежегодно туда приезжают в среднем 9 миллионов человек. Служители Лувра уже перестали удивляться обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины. А еще отмечают: если в работе музея бывает длительный перерыв, «Джоконда» будто темнеет лицом, но стоит посетителям вновь заполнить зал, как «Мона Лиза» словно оживает, фон светлеет, улыбка видна более четко. Факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал в XIX веке и известный писатель Стендаль, который после долгого любования ею упал в обморок. Да и сам Леонардо да Винчи терял сознание возле своего шедевра.

Исследователи пытаются разгадать, в чем тайна такого влияния картины на людей, и сходятся во мнении, что дело в колоссальной энергетике Леонардо. Слишком много сил и нервов он потратил на эту картину. Своим необыкновенным талантом художник создал действительно живое творение.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»

2858

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів