Дети верят, что если я победила рак, то и они смогут, — учитель детского онкоцентра
Ровно год назад ведущая канала «1+1» Наталья Мосейчук (по образованию учитель английского языка) стала куратором социальной инициативы «Право на освіту», обратив внимание на образование детей, которые находятся на длительном лечении. Оказалось, что в детских больницах Украины практически нет школ, где они могли бы заниматься. Хотя для Европы и всего цивилизованного мира такие школы давно уже стали нормой. В нашей стране дети, которые из-за тяжелой болезни вынужденны находиться в больнице, оказываются лишенными возможности учиться, общаться со сверстниками. Активисты социальной инициативы «Право на освіту» делают все для того, чтобы привлечь государственные структуры к этой проблеме, надеясь, что в ближайшем будущем школы в детских больницах появятся во всех областях Украины.
На минувшей церемонии награждения Global Teacher Prize Ukraine именно Оксана Коцюруба стала обладательницей приза «Выбор сердца» от Натальи Мосейчук.
— Оксана — женщина, от жизненной истории которой впадаешь в ступор, — призналась Наталья Мосейчук. — Начинаешь сравнивать свои достижения и понимаешь, что делаешь никчемно мало. Поборов тяжелую болезнь, она пришла спасать от одиночества и разочарования детей, которых так несправедливо жестоко испытывает жизнь. Для меня Оксана — герой!
* Наталья Мосейчук говорит, что для нее Оксана Коцюруба, спасающая от одиночества и разочарования детей, которых жестоко испытывает жизнь, настоящий герой
— Наталья сказала, что свой выбор она сделала сердцем, — говорит Оксана Коцюруба. — Я ей очень признательна. Но больше всего благодарна за то, что поддерживает проект «Право на освіту», понимая, насколько он важен для нас, учителей и деток, ради которых мы работаем.
— И все же не каждый учитель решится переступить порог больницы и начать там преподавать.
— К сожалению, не при каждой больнице в нашей стране есть подобные школы. И это одна из основных проблем. Я ведь тоже не сразу пришла в больничную школу. После окончания Львовского университета работала в обычной городской школе учителем украинского языка и литературы. Педагоги этой школы были закреплены за начальным учреждением при детской больнице. Некоторые учителя работали исключительно в больнице, а кто-то вел предметы параллельно.
Я была совсем молоденьким педагогом, который многого в жизни еще не видел. Школа при больнице научила меня азам не только педагогики, но и понимания своей роли в этом мире. Потому что ребенок — самое важное, что есть в нашей жизни. И его желание познавать и учиться, в каком бы состоянии он ни находился, должно быть поддержано нами, взрослыми. Знаете, работа при больнице научила меня человечности. Я не веду уроки так, как это происходит в обычной школе. Скорее, подстраиваюсь под каждого из своих учеников. И они это ценят.
— Знаю, вы говорите им: «Я — одна из вас».
— Да, дети знают, что у меня есть и собственный опыт борьбы со страшной болезнью. Я этого не скрываю. Более того, действительно говорю: «Я — одна из вас». А дети видят меня и верят, если я смогла, то смогут и они. Я вижу, как они начинают по-другому ко мне относиться, понимая, что их учительница такая же, как они.
Читайте также: В Киеве устроили настоящий праздник для детей, победивших рак: как это было
— Помните свой первый рабочий день в школе при больнице?
— Конечно. Я начинала работать в отделении гематологии Западно-украинского специализированного медицинского центра. Там находились дети на продолжительном лечении. Но я всегда говорила: «Вы все одолеете». Их вера в себя — залог успешного лечения.
Первые дни работы мне было очень тяжело. Иногда даже страшно. Знаете, почему?! Я все думала, а вдруг приду к ребенку, открою двери в палату — а там никого уже не будет. Признаюсь, до сих пор этого боюсь. В моей практике подобное случалось несколько раз. К великому сожалению. Очень долго не могла заходить в палаты, где были мои ученики… И была невыразимо счастлива, когда они поправлялись! Особенно через какое-то время встречаясь с ними, — здоровыми, подросшими, улыбающимися. Я помню практически их всех по именам.
— И даже вашего первого ученика?
— Его зовут Богдан. Сейчас он уже взрослый парень. Несколько лет назад случайно встретила Богдана с мамой в магазине. Я узнала его по глазам, и он меня тоже. Мы буквально кинулись друг к другу. Эмоции зашкаливали. Ради таких моментов и стоит заниматься нашей работой. Если меня запомнили, значит и я чем-то помогла. Счастлива, что Богдан поправился и живет нормальной жизнью. Кстати, после долгого перерыва, когда я вернулась в школу при больнице, моего первого ученика тоже звали Богдан.
* Так выглядят уроки, которые ведет учительница Оксана Коцюруба
— С кем вы, молодая учительница, делились своими переживаниями?
— В то время я уже была замужем, у меня родились близнецы. Бывало, приходила домой после работы и не могла сдержать слез. Но рядом была семья — меня поддерживали, сопереживали. Знаете, ведь чужой боли не бывает. Через несколько лет работы в школе при больнице я перешла в обычную школу. Преподавала, была классным руководителем. А потом случилась беда…
— Какой вам поставили диагноз?
— У меня обнаружили острую остеопластому, которая просто «съела» кость в моей левой ноге. Сейчас у меня протез, шучу, что хорошо хожу, но плохо бегаю. Я победила болезнь. Благодаря врачам, друзьям, семье. В такое время поддержка близких — чуть ли не самое главное. Я всегда рассказываю свою историю детям и говорю, что мы — учителя — их поддержка.
— Сколько лет вы боролись?
— Почти пять. Признаюсь, о болезни и всем, что связано с тем временем, мне хотелось бы забыть. По крайней мере, пореже об этом вспоминать. Стараюсь не акцентировать внимание на своей проблеме, и люди, которые меня видят впервые, вообще не подозревают, что хожу на протезе. В конце концов, я действительно ничем не отличаюсь от других.
Читайте также: Занятия рисованием помогли десятилетней девочке победить рак
— Вы всегда были так позитивно настроены?
— Близкие постоянно говорят, что я боец. Наверное, это так и есть. Я смогла психологически серьезно себя настроить. Просто дала себе установку, что должна все преодолеть. У меня есть те, ради кого нужно продолжать жить: семья, дети, родители. Я уже не говорю, что бороться надо ради себя. К тому же я понимала, что многого в жизни еще не сделала. Поэтому не сдавалась и настраивалась на позитив.
— Это был переломный момент в вашей жизни?
— Думаю, да. Любые серьезные испытания делают человека сильнее, заставляют его задуматься о том, что для него действительно важно. У меня произошла переоценка ценностей. Я по-другому начала смотреть на все, что происходит вокруг. То, что для меня, здоровой, было важным, в один момент превратилось просто в какую-то чепуху! Я не могла понять, как могла из этого делать какое-то мегаважное дело. Скажу вам, такая перемена происходит практически со всеми, кто оказывается в подобной ситуации.
— Но у всех ли хватает силы воли?
— И я опускала руки и переставала верить. Были моменты, когда просто не хотелось двигаться дальше. Но я всегда знала, что могу сама внутренне собраться. Может быть, это особенность моего характера. Слава Богу, у меня все закончилось хорошо, наступил момент, когда я услышала от врачей: «Вы здоровы!»
— Что заставило вас снова вернуться в школу при больнице?
— С начала болезни прошло уже несколько лет. Все это время я продолжала работать учителем в простой школе, а в этом году решила вернуться в больницу. Почему? Даже не могу сказать, что наступил какой-то особенный момент, побудивший меня это сделать. Просто внутренне ощутила, что должна быть рядом с больными детками. Я попросила директора нашей школы направить меня работать в больницу. Теперь занимаюсь преподаванием только здесь. И вижу, как дети мне доверяют.
— Вы можете понять то, что они чувствуют…
— Я знаю, что они переживают! Сама боролась с депрессией, на себе ощутила, что значит полгода быть в гипсе, а потом заново учиться ходить. Дети верят мне больше, чем человеку, который просто рассказывал бы им какие-то истории. Я для них живой пример того, что все будет хорошо.
Учить таких деток — особенная работа. Мне сначала надо подстроиться под их желания, понять, чего они хотят, в каком физическом состоянии пребывают. Я счастлива, когда ребята машут мне ручкой при встрече, а потом говорят, что будут ждать следующего урока. Они относятся ко мне как к своему другу. По крайней мере, очень хочется в это верить.
Читайте также: «Злокачественная опухоль у пятилетней пациентки весила 4,5 килограмма»
— Есть такое понятие, как фантомные боли.
— Знаю. Но я никогда их не испытывала. Мне говорили, что и у меня может быть что-то подобное. Но в моем случае все это так и осталось теорией. Внешне моя нога ничем особым не отличается. Протез находится внутри — кость ноги мне заменили металлом. Слава Богу, нога уничтожена не полностью, а лишь частично. Я иногда даже позволяю себе ходить в юбке. Но, конечно, сказать, что полностью вернулась подвижность ноги, нельзя. До сих пор до конца не могу ее согнуть. Правда, это не доставляет особых неудобств. Я и в школу долгое время ходила на костылях. Таким образом быстрее шел процесс восстановления.
— Вам так сильно хотелось работать?
— Конечно! Дети приносили мне столько позитивных эмоций. Абсолютно нормально реагировали на то, что я хожу на костылях. Помню, как-то, оставив их возле своего стола, машинально дошла до конца кабинета, опираясь на столы. Когда поняла это, очень испугалась — просто не знала, как смогу вернуться обратно. Смотрю, а дети незаметно, начиная с первой парты, передают костыли назад. Признаюсь, я еле сдержала слезы. Мои маленькие ученики были для меня большой поддержкой. Хотя в начале своей борьбы, когда было очень тяжело, не раз задавала себе вопрос: почему это произошло со мной?
— Нашли ответ?
— Этот вопрос ставят себе все, кто попадает в такие сложные ситуации. Я решила: так случилось, потому что я могу через это пройти. Нам не дают испытания, которые мы не в состоянии одолеть.
— О чем сейчас мечтаете?
— Хочу осуществить мечту Богдана — очень позитивного мальчика, который перешел уже в восьмой класс. Сейчас он поправляется, набирается сил, и я пообещала, что он таки получит квадроцикл, о котором так мечтает. Я хотела объехать мир, и постепенно начинаю это осуществлять. Единственное, чего пока не сделала, — не издала свою книгу стихов и рассказов. А ведь пообещала себе, что сделаю это, когда находилась на больничной койке. Но, поправившись, перечитала написанное и решила, что материал еще не совершенен. Думаю, пора осуществить и эту мою мечту.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали трогательную историю маленького мариупольца Никиты Федоренко, которому срочно требовалась пересадка костного мозга. Сбором денег на лечение занялся его друг, киевлянин Лука Дадивадзе, обратившийся в сюжете «ТСН» ко всем взрослым с просьбой о помощи.
Фото канала «1+1»
1995Читайте нас у Facebook